Отчет по самообразованию За 2021 – 2022 г Воспитателя Димитрак Екатерины Николаевны Тема: «Формирование основ гражданско – патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста»
МБДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Владимиро – Александровское Партизанского муниципального района
Отчет по самообразованию
За 2021 – 2022 г
Воспитателя Димитрак Екатерины Николаевны
Тема: «Формирование основ гражданско – патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 5-6 лет в воспитании патриотических чувств?
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
- Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
- Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Для достижения этой цели необходимо:
- наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в группах и т.д.;
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирования представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
- воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира в месте с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип тематического планирования материала предлагает подучу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
- Принцип наглядности – широкое представления изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей;
- Принцип последовательности – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному ), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- Принцип занимательности – изучаемы материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
- Н.Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002
- А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
- Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
- Е.К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.
- Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать»: М., Просвещение, 2007.
- Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?»: М., Просвещение, 2007.
- Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников): М., Просвещение, 2007.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводила произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. В группе был пополнен по возрасту детей уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия»!, где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, с родным селом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Военные профессии», «Птицы нашего края». Были сделаны игры своими руками: «Лото «Служу России!», «Русские узоры». Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. На основе наглядного материала, бесед, игр, я начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами. Так же были оформлены выставки: «Мой детский сад». В качестве наглядного материала во время занятий, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Во время занятий и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали родные места своего села, кремль в Москве, проводилась коллективная работа «Мы дети разной национальности» изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая.
Была оформлена презентация и показана детям: «Природа нашего края», «Много стран на белом свете», «Традиции живая нить», « правила Дорожного движения», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Виды транспорта», «Космос», «Что такое Красная книга?».
В апреле-мае я закончила изучение темы с разделом: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у детей». Изучила методическую литературу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей». Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Выводы:
- Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
- Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Перспективы на 2022-2023 учебный год:
- Продолжить работу по теме: «Формирование основ гражданско – патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, организации совместных праздников.
- В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.