Автор: Загребина Наталия Николаевна
Учебное заведение: Якшур-Бодьинская школа-интернат
Краткое описание работы: Характерным недостатком детей с умственной отсталостью и нарушением зрения.Восприятие детей с умственной отсталостью и нарушением зрения .Своеобразие зрительного восприятия детей со сложным дефектом 

Дата публикации: Особенности восприятия у детей с нарушением интеллекта и нарушением зрения. Характерным недостатком детей с умственной отсталостью и нарушением зрения. Восприятие детей с умственной отсталостью и нарушением зрения . Своеобразие зрительного восприятия детей со сложным дефектом 
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Особенности восприятия у детей с нарушением интеллекта и нарушением зрения.

Характерным недостатком детей с умственной отсталостью и нарушением зрения является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Кроме того, скорость восприятия у детей становится значительно ниже при любом отклонении от оптимальных условий: малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, контурные, зашумленные и перекрытые изображения,  частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременно появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии). Много ошибок допускается при восприятии изображения перевернутых предметов, по-разному расположенных. Скажем, изображение перевернутых чашки с блюдцем, они узнают как гриб. При этом они не замечают существенных деталей (например, ручка от чашки), которые противоречат их ответу. Причиной этого является схематичность, упрощенность восприятия, несформированность перцептивного действия. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей со сложным дефектом.

Восприятие детей с умственной отсталостью и нарушением зрения носит предметный характер, т.е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета. Причем ребенок со сложным дефектом выделяет преимущественно наиболее ярким свойства, а иногда всего лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В обозреваемом объекте «выхватываются» отдельные части, при этом недооценивается важный для общего понимания материал, что подтверждает узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия: дети с умственной отсталостью и нарушением зрения долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.Не всегда узнают и часто смешиваются сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.

Ученый-психолог И.М. Соловьев отмечает, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей «малопредметным». Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью – последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей «теряют». Недостаточная активность, слабая целенаправленность у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются в отсутствии стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. При этом отмечается снижение остроты зрения, что не позволяет выделить в объекте присущую ему специфичность. Указанные особенности сказываются на различении цвета. Ж.И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, неразличение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков.

Своеобразие зрительного восприятия детей со сложным дефектом отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным.

Недиференцированность зрительного восприятия приводит к трудностям различения предметов по цвету, форме, величине. Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывает исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с умственной отсталостью и нарушением зрения. Кратко характеризуется основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформирование и неустойчивые. Дети заявленной категории с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторые сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей данной категории зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков моего письма и чтения. Нарушение зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величина, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. при этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что  это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций. Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В зрительно-пространственном восприятия большую роль играет глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазомерная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. 

Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей описываемой категории объясняет также неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера.

Таким образом, нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Указанные особенности являются характерными практически для любого вида восприятия, что подтверждают имеющиеся научные исследования. Относительно разных видов ощущений и восприятия логично было бы сослаться на положение В.И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Отметим, что отклонения в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о том, что необходимо включать сенсорное воспитание в обучение детей с нарушением интеллекта и нарушением зрения разным видам деятельности. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей описываемой категории отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся  у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для детей с умственной отсталостью и нарушениями зрения характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. 

Однако слабое зрение остается у детей данной категории ведущим анализатором, как и у нормально видящих. Дети со сложным дефектом пользуются зрением как основным средством восприятия. У них осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых. Следует подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.