Особенности восприятия музыкальной грамоты у младших школьников
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Многим первоклассникам ДШИ нелегко даются основы музыкальной грамоты. Такие термины как тон, полутон, интервал, даже ступень – трудны для их восприятия, так как редко встречаются в повседневной жизни. Как доступно объяснить ребенку их суть? Ведь, если они начнут механически заучивать правила, то обучение в музыкальной школе покажется им каторгой.
Если слово «ступень» понятно им из обихода, то что мешает отправиться с ним к лестнице, которое есть практически в каждом учебном заведении, и на этом примере наглядно показать что значит ступени в определении «интервал». Камнем преткновения обычно служат качественно- количественный состав интервалов, а уроки сольфеджио никто не отменял. Поэтому можно посвятить небольшую часть урока по специальности практическому занятию не в ущерб основному материалу.
Стоя на первой ступеньке лестницы, надо объяснить, что это соответствует одной ступени в интервале, вторя ступень лестницы – вторая ступень интервала и т.д.
Просто и доходчиво объясняется полутон: ребенок становится одной ногой на первую ступень, а второй – на верхнюю. Одна нога на верхней ступеньке, пока к ней не подтянулась вторая нога, символизирует взятие полутона.
Для ребенка это не только игра, а осмысление трудного процесса запоминания качественно-количественного состава интервалов. За один урок удается интервалы прима, секунда, терции – большая и малая, кварта.
То, что составляло для них трудность, вылилось в увлекательное действие. Не является ли это целью любого обучающего процесса? Не надо бояться отступления от узких рамок академического урока – цель оправдывает средства!