Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, что всех вас так волнует, о речевом развитии детей 3-4 лет.
Основные задачи речевого развития детей этого возраста:
– овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для детей 3-4 лет;
– развитие у детей коммуникативных способностей то есть способности общаться
– развитие и обогащение словаря.
Словарь делится на активный и пассивный
Что такое активный словарь т.е то, что ребенок говорит и пассивный – что не говорит, но соотносит с предметами, знает, что такое мяч, кукла. А как узнать, что он знает эти слова – поиграть с ребенком – дай мяч, где кукла, принеси пожалуйста. Поэтому если ребенок не говорит – это не значит вам не надо с ним разговаривать, проговаривайте все действия – мы сейчас будем с Аней кушать, посмотри какая красивая тарелка, я налила тебе суп, он горячий, надо подуть остудить, давай возьмем ложку большую и будем кушать вкусный суп, и т.п. Посмотри в твою красивую красную кружку я налила тебе сок из яблок, какой вкусный яблочный сок. Тоже самое когда играем, гуляем и т.д.
Таким образом наша задача сформировать словарь ребенка.
В 3-4 года совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Посмотрите на экран, что вы видите (солнышко, машину, мяч)
Солнышко какое, машина какая, мяч какой
Теперь посмотрите как говорят дети(видео)
Наша задача обогащать словарь. Да? Кроме существительных, прилагательных, у нас есть глаголы: Посмотрите и скажите кто, что делает?
Как говорят дети:
(видео)
Не мало важная задача научить ребенка говорить полным предложением: что вы сегодня кушали в детском саду? Что ты делал, или чем занимался (ребенок может ответить играл) а в какие игры, с кем, что понравилось и т.д.. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение , научить понимать другого , улучшить самочувствие
Чтобы ребенок научился правильно говорить полными словами необходимо научить внятно произносить гласные и согласные звуки отдельно.
С гласными нам помогают игры – речевые распевки, давайте полетим на самолете (УУУ), ловим тигра – ЫЫЫЫЫЫЫЫ, бегемотик заболел – он плачет ээээээ
(видео)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Я предлагаю Вам поиграть в такую игру –
Вы в волшебном лесу, закрыли глазки вдохните носиками глубоко, как хорошо свежо, выдохните. Открыли глазки, Вам необходимо ехать дальше, взяли руль, заводим моторчик – ддддддд, ддддддд, что это колесо спустило, взяли насос надо подкачать – губки в улыбке зубками показали заборчик, язычок за нижними зубками толкает нижние зубки ССС ССС ССС ССС, только накачали колесо налетели комары – включаем горлышко, язычок также за нижними зубками – ЗЗЗЗ, ЗЗЗЗ, ЗЗЗЗ. Прогоним комаров ФФФ ФФФФ, заведем мотор ДДДД,ДДДД, и уедем ВВВВВВВВ.
Советы логопеда:
используйте игру «Чего не стало?» Мяча, куклы, машины
учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:
1. Что это? или кто это?
2. Какого цвета?
3. Это что у зайца? (показать на ушки, хвостик, лапки)
4. Как можно ласково назвать зайца?(заинька, зайчонок, зайка)
учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?
учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.
Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику:
(Фото)
Работа наших пальцев на прямую связана с развитием речи – Моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев,
(видео)
Поиграем с родителями: пальчиковая игра «Чайник»
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
шишечка с дырочкой
в дырочку пар идет!
Пар идёт в дырочку,
дырочка в шишечке,
шишечка на крышечке,
а крышечка на чайничке,
в чайничке чай!
В этой игре еще и автоматизация звука Ч
Все вы наверное замечали как малыши любят рвать бумагу? Поиграйте и создайте картину – отрываем кусочки салфеток сворачиваем, скручиваем и приклеиваем
Играйте чаще с детьми. Только слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные результаты.