Автор: Круподерова Инесса Анатольевна
Учебное заведение: ГБОУ "Новозыбковская школа-интернат"
Краткое описание работы: Особенности поведения  заикающихся детей в конфликтных ситуациях

Дата публикации: Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях Особенности поведения  заикающихся детей в конфликтных ситуациях
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях

Как известно, заикание не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, т.е. не является только двигательным расстройством. Неврологический механизм заикания осложняется рядом патологических особенностей, возникающих в эмоционально-волевой сфере и характере больного.

При определении степени заикания учитывается не только состояние речи заикающегося, но и обязательно характер общения, особенности поведения в деятельности с другими детьми.

  1. Легкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях, с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности (игровой, конструктивной, самообслуживания), выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи.

  2. Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также в значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. В различных видах деятельности им требуется помощь со стороны более активных детей или взрослых. Судороги наблюдаются во время самостоятельной вопросо-ответной и отраженной речи.

  3. Тяжелая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций. Судороги присутствуют во всех видах речи от самостоятельной до специфических (сопряжено-отраженной, ритмической).

При обследовании в I типе конфликтных ситуаций («виноват испытуемый») заикающиеся отличаются от здоровых по степени самостоятельности, активности и социальной зрелости в решении конфликта.

Они менее самостоятельны и активны в своих действиях, чаще отрицают сам конфликт, хотя и виноваты в его возникновении. Стремление заикающихся не замечать возникшего по их вине конфликта можно объяснить двояко:

  1. у части заикающихся пренебрежительное отношение к участникам конфликта, нежелание общаться с ними для выяснения сущности конфликта может свидетельствовать о завышенном уровне самооценки своей личности. В таком случае поведение заикающихся говорит о временной устойчивости их к раздражающему влиянию среды по сравнению с незаикающимися;

  2. у других возникает боязнь трудной ситуации, ее последствий, необходимости активного речевого общения с целью разрешения конфликта, и поэтому они предпочитают отрицать и сам конфликт, и свою причастность к нему.

Заикающиеся более негативны и, в силу этого, менее переживают трудную ситуацию. Поскольку уровень самооценки завышен, они отрицают свою вину в конфликте.

Во II типе ситуаций («виноват другой») заикающиеся в равной мере со здоровыми адекватно проявляют агрессию и негативизм к тому участнику конфликта, который создал трудную ситуацию, а теперь пытается в ее возникновении обвинить других. Эти качества превалируют над всеми другими. Недовольство создавшимся положением выражается как открыто, так и скрыто, в виде протеста. При этом заикающиеся эмоциональнее реагируют на недостойное поведение зачинщика конфликта, высказывают ему свое неодобрение. Их коэффициент эмоционального переживания выше, чем у здоровых. Дети без заикания склонны обсудить ситуацию, задать вопросы участнику конфликта, по вине которого он возник; заикающиеся неактивны в разрешении конфликта, слишком эмоционально переживают возникшую трудность.

В III типе ситуаций («виновато обстоятельство») заикающиеся негативно относятся к участникам конфликта, несмотря на то, что конфликт возник случайно, из-за стечения обстоятельств.

Негативное поведение заикающихся в этом случае направлено на необходимость разрешить ситуацию. Не умея разобраться в причинах конфликта в силу недостаточного жизненного опыта и трудности речевого общения и не желая показать свою несостоятельность, заикающиеся демонстрируют негативизм. Они меньше переживают конфликт, возникший без видимой причины. В данной ситуации реакция заикающихся неадекватна.

Например, на слова матери: «Я не могу починить твоего мишку» адекватен вопрос здорового ребенка: «А почему не можешь?», чем открытая агрессия заикающегося: «Ты плохая» или скрытый протест: «Хочу мишку, хочу».

(«Жаль, что у тебя суп холодный.».

«Почему холодный? Я долго играла?»

«Подогрей! Не буду есть холодный.»)

Заикающиеся более самоуверенны в отношениях с детьми, чем здоровые.

В целом, независимо от ситуации, заикающиеся более негативны, они протестующе относятся к любым, даже одобрительным замечаниям и пожеланиям других участников конфликта и не хотят признавать своей вины в любого вида конфликтах. Заикающиеся довольно часто не принимают конфликт, отрицают его. Несмотря на стремление отрицать конфликт, протестовать, заикающиеся не могут самостоятельно разрешить трудную ситуацию.

В I типе конфликтных ситуаций («виноват испытуемый») заикающиеся менее агрессивны, менее самостоятельны и активны, не любят обсуждать сам конфликт, но упорно пытаются найти причину конфликта в окружающих обстоятельствах, никак не признавая себя виновными в случившемся.

Независимо от типа конфликта, заикающиеся девочки мене агрессивны, но и менее самостоятельны, чем мальчики.

Наличие речевого дефекта оказывает отрицательное влияние на формирование у заикающихся способности к самооценке. Завышенная или заниженная самооценка препятствует установлению адекватных ситуаций во взаимоотношении с окружающими, снижает возможность положительного разрешения конфликта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.