У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата первоначально поражаются двигательные зоны головного мозга, вследствие чего происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Данные процессы оказывают отрицательное влияние на моторное развитие ребенка и формирование нервно-психических функций организма.
Уже в детском саду необходимо формировать двигательную основу жизнедеятельности ребенка. Для того чтобы подготовить руку ребенка к письму, нужно выполнять специальные упражнения, которые постепенно усложняются, увеличивается амплитуда движений и длительность занятий. Письмо предполагает целенаправленные движения руками, формирование которых можно начинать с простых игр, таких как «Ладушки», «Сорока – белобока», «Колечки», «Щелчки». Данные игры предполагают выполнение жестов, часто встречающихся в повседневной жизни: показать, позвать или погрозить пальцем, помахать рукой, погладить что-то, постучать.
На занятиях необходимо вводить новые движения спокойно, в замедленном темпе, сначала показывая рукой ребенка, затем предложить выполнить движение самостоятельно. Только терпение и кропотливая работа взрослого, сопровождающаяся поощрением ребенка за любое его достижение, помогут добиться хороших результатов.
Педагогу важно знать, способен ли ребенок двигать правой рукой отдельно от других частей тела. Для этого нужно попросить ребенка поднять правую руку вверх, отвести в сторону, согнуть и разогнуть кисти и руку в локте, выполнить круговые движения, сжать и разжать все пальцы вместе и по очереди, повернуть ладонью вниз, вверх.
В легких случаях поражения, когда только движения пальцев правой руки не изолированы и сопровождаются подобными движениями в пальцах левой руки, нужно использовать следующее занятия: слева от ребенка присаживается родитель и, спокойно поддерживает кисть левой руки, просит проделать действие лишь пальцами правой.
Желательно добавлять в обучение и вдобавок, советовать родителям для проделывания дома, с чадами следующие группы заданий:
– разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;
– постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
Параллельно осуществляется работа и по формированию движений пальцев рук, а именно правой («домик», «корзиночка»).
Следует сосредоточить внимание на развитии противопоставления первого пальца всем оставшимся; на легкое сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они тои дело подменяются. С этой целью советуется использовать следующие упражнения:
– сжать пальцы правой руки в кулак – выпрямить;
– согнуть пальцы одновременно и поочередно; – противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;
Необходимо развить у ребенка разнообразные методы держания предметов. Нужно учитывать, что не разграниченный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев больше всего препятствуют предметной работе и письму; Вот почему учителям важно приучать ребят использовать нужные методы захвата, начиная с игрушек и двигательных операций проводимых с ними.
Не меньше весомыми для развития действий и занимательными могут быть упражнения с применением обычной бумаги. Необходимо обучать ребят проводить разного рода манипуляции с бумагой. Пояснить, что бумагу можно резать, склеивать, делать аппликации и разного рода поделки. Для формирования движений рук желательно обучить перематывать из одного клубка в другой нитки и шнурки.
Зачастую у ребенка отмечается вялость пальцев при удержании пишущих предметов или, наоборот, большое напряжение и невысокая подвижность. Для детей, которые с большим усилием сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний пальцы, можно представить такое задание: руки лежат на столе, предплечье фиксирует взрослый. Ребенок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10–12 см над столом, а затем опустить;
Каждые упражнения повторяются несколько раз в конкретном порядке, взрослый использует один только карандаш по цвету или ручки с разнообразными стержнями (зеленый, синий, желтый). Каждый раз необходимо детально проверять правильное выполнение всех перечисленных заданий.
Начиная с размещения на бумаге на разнообразном расстоянии точек, проведения вертикальных, горизонтальных, косых линий, задания постепенно можно усложнять. Ребенку важно изображать всевозможные фигуры: овалы, круги, полукруги отличающихся размеров, так как в движение будут включаться предплечье, кисть, пальцы.
Ребенку необходимо понять, что линии чертятся движениями пальцев сверху вниз (к себе), снизу вверх (от себя); ломаные линии, полукруги, зигзаги – движениями пальцев, кисти, предплечья; дуги, овалы больших размеров, «улитки» – движениями пальцев, кисти, предплечья.
Для формирования координации движений предплечья, кисти и пальцев важно представить детям возможность рисовать разноцветные квадраты один в другом от большого до точки, разноцветные круги один в другом до точки, цветки с лепестками, флажки, дома, столы, стулья. Изображения небольшие, чтобы элементы их изображались движениями пальцев. Необходимы штриховка и другие способы, описание которых отмечены в пособиях по обучению графике письма.
Подготовка к школе. Выявлено, что для обучения в школе главную роль играет уровень развитости навыков самообслуживания, следовательно, при подготовке детей к школе особое внимание уделяется их формированию. Сформированность навыков самообслуживания происходит как на специально организованных занятиях, так и во все режимные моменты, учитывая индивидуальные двигательные возможности детей.
Во время коррекционно-педагогической работы важно принимать во внимание характер и структуру речевого нарушения каждого ребенка.
К задачам подготовительного периода обучения грамоте относятся :
– развитие произвольной стороны речи;
–формирование слухового внимания и речеслуховой памяти;
–воспитание фонематического восприятия;
– активизация оптико-пространственного гнозиса;
–отработка мелкой моторики руки к процессу письма;
–накопление психологической базы речи;
– формирование мыслительных операций.
Программа подготовительного периода в обучении грамоте имеет несколько разделов, которые тесно связаны между собой:
– формирование навыков произношения;
– развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа и синтеза;
– развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Основной период в обучении грамоте – букварный период. Программа основного периода обучения грамоте предусматривает на основе звукового анализа и синтеза научить детей чтению слогов и слов.
Дети с двигательными отклонениями ощущают затруднения с графическими способностями и навыками письма; к формированию данных навыков необходимо приступать как можно раньше и вести постоянно.
Благополучное обретение графомоторной функции с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно при условии конкретно согласованных упражнений дефектолога, логопеда, воспитателя и инструктора ЛФК.
Должна осуществляться индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и освоение двигательного навыка письма. Важно правильно использовать время для коррекционных уроков по формированию движений, развивающих точную технику письма.
Сложности при освоении письма у детей с двигательными нарушениями связаны с отсутствием или нарушением хватательной функции кисти. Данные учащиеся при письме чаще всего удерживают ручку неверно, часто в кулаке – письмо осуществляется движениями кисти, а бывает и всей руки. Пальцы находятся в напряжении, неподвижны и плотно сжимают ручку. Это приводит к очень медленному письму, текст неразборчив, буквы как бы прыгают, разные по размеру, строчки не соблюдаются.
Преимущественно усложнено соединение единичных элементов букв в единое целое, резко нарушена плавность письма. Выделяются два типа ошибочного письма. В первом варианте ученик начинает писать как бы с нужной силой и нормальными по величине буквами, после их размер изменяется, строки спускаются вниз, разборчивость письма заметно падает. В другом – наоборот: учащийся пишет мелкими буквами почти без нажима, после размеры букв и сила нажима увеличиваются.
Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гипергенезом, так как насильственные движения нарушают работу пальцев в момент письма. Педагогу необходимо принимать во внимание, что акт письма у детей с двигательными особенностями развиваются очень медленно.
Дефекты моторики рук раскрываются во время овладения трудовых и бытовых навыков. Во время уроков труда конкретным учащимся без особенной коррекции сложно работать с пластилином: трудно его раскатать, разделить на части, слепить различные фигурки. Отсутствие функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей нарушают выполнение трудовых операций с природным материалом и бумагой.
В письменной речи у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата могут встречаться замены звуков, их смешение и пропуски. Эти затруднения, возникающие при письме, очень часто отсутствуют в устной речи. Но встречаются и дети, у которых самые незначительные нарушения в произношении может сильно затруднять процесс письма. Самой сложной для учителей является работа с детьми, имеющими ошибки в дифференциации сходных по звучанию звуков. Например, мел – мель, балка – банка. Причиной таких ошибок может быть нарушение фонематического слуха, внимания или неумения выполнять мыслительную деятельность, с помощью которых ребенок осуществляет сравнение слова с его слуховым и зрительным образом.
Формирование двигательного навыка должно осуществляться поэтапно, в процессе специальных занятий (письмо по трафарету, штриховка). Учителю на уроках необходимо включать упражнения, не требующее письмо: резная азбука, таблицы, схематические рисунки. Знакомить учащихся с рукописными моделями букв нужно поэтапно: начиная со схожих по написанию строчных и заглавных букв, затем буквы, более сложные по конструкции.
Перед педагогом, при работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, ставится цель определить дозировку выполнения классных, домашних и контрольных работ, а также подобрать объем и способ выполнении заданий. Причем программный материал должен быть усвоен ребенком, не оказывая на ребенка сильной нагрузки. Необходимо менять формы письменных заданий, так как дети, имеющие двигательные патологии отличаются быстрой усталостью и истощаемостью. Если у ребенка выявлен тяжелый случай отклонений, можно выполнять работу на магнитных досках, выкладывая предложения или отдельные слова, или, в отдельных случаях, выполнять задания на компьютере.
Нарушение двигательной активности порождает замедленный темп письма, при котором необходимо предоставлять ребенку большее количество времени, а в некоторых случаях предоставлять возможность ребенку выполнить упражнение устно.
Таким образом, учителю, при работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо выстраивать деятельность ребенка, учитывая его способности и возможности, тщательно подбирая способ выполнения и объем упражнений.