“Основные приемы игры на балалайке с учащимися младших классов”
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств № 1"
городского округа Саранск
Открытый урок на тему:
"Основные приемы игры на балалайке с учащимися младших классов"
Преподаватель по классу домры, балалайки:
Мигунова Лариса Александровна
2021
Тема занятия: "Основные приемы игры на балалайке с учащимися младших классов"
Форма проведения занятия: индивидуальное занятие
Тип занятия: комбинированный, урок получения новых умений и навыков
Вид занятия: традиционный
Цель занятия: Развитие сознательного отношения к игре на инструменте, овладение основными исполнительскими приемами игры на балалайке.
Задачи занятия:
Обучающие:
-Подготовительные упражнения по посадке и постановке игрового аппарата;
-Постановка правой руки;
-Освоение основных приемов игры на балалайке: пиццикато, арпеджио, удар вниз, удар вверх, бряцание;
- постановка левой руки.
Развивающие:
-Стимулировать развитие музыкальных способностей ученика через инновационные формы работы на занятии;
-Способствовать развитию у ученика синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков;
-Формировать у ученика психологическое раскрепощение и коммуникабельность;
-Способствовать формированию интереса к игре на балалайке.
Воспитывающие:
-Воспитывать в детях любовь к игре на народном инструменте и музыкальной культуре в целом;
-Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность;
-Воспитывать серьезное отношение к занятиям.
Материально-техническое оснащение занятия: классная комната, инструмент-балалайка, пюпитр, нотные пособия, фортепиано.
Методические приемы: метод объяснения, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.
Межпредметные связи: сольфеджио.
Этапы урока:
№ | Этапы урока | Цели и задачи |
1. | Организационный (приветствие, подготовка инструмента, подготовка дидактических материалов урока) | Воспитание умения организовать свое рабочее место и настроиться на активную плодотворную работу |
2. | Наглядно-демонстративный. Подготовительный (подготовительные упражнения по посадке и постановке рук) | Сознательное руководство и контроль учеником упражнений и состоянием своих мышц |
3. | Практический (постановка правой и левой рук, закрепление учебного материала на практических заданий) | Развитие у ученика синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков |
4. | Теоретический (изучение музыкальной грамоты, терминов, приемов и т.д.) | Повышение уровня теоретической подготовки |
5. | Заключительный этап (подведение итогов урока, поощрение за активную работу, домашнее задание | Закрепление полученных знаний и навыков |
Используемые методы: наглядный (слуховой, зрительный); объяснительно-иллюстративный (инструментальные ритмические иллюстрации учителя и воспроизведение услышанного учеником; накопление знаний; наблюдение; самоконтроль; убеждение; стимулирование; создание ситуации успеха.
№ | Этапы урока | Содержание занятия |
1. | Организационный | Приветствие. Подготовка дидактических материалов урока: Н.Царенко "Упражнение для начинающих балалаечников" В.Глейхман "Основные игры на балалайке" |
2. | Наглядно- демонстративный | Изучить небольшой комплекс подготовительных упражнений, чтобы ученик мог при игре на инструменте сознательно руководить своими упражнениями и контролировать состояние своих мышц. Игровая форма работы:Упражнение 1. Проверка и фиксация свободного положения корпуса и плеча. Посадить учащегося на половину стула. Ноги поставить перпендикулярно полу, спина прямая. В этом положении поднять плечи вверх и мгновенно расслабить мышцы плеча и плечевого пояса, мышцы плеч как бы упадут вниз, то есть примут естественное положение. Упражнение повторить несколько раз. Упражнение 2. Выработка свободных движений всей руки. Учащийся сидит на стуле. Поднять руки вперед до горизонтального положения и мгновенно расслабить мышцы плечевого пояса. При условии полного и моментального расслабления мышц руки упадут вниз и будут покачиваться, подобно маятнику, до полной остановки. |
3. | Практический | Технология личностно-ориентированного обучения. Освоение приемов игры по одной и по всем струнам. Н.Царенко "Упражнения для начинающих балалаечников" Р. Шуман "Смелый наездник" Обр.В.Глейхмана эстонская народная песня "Упрямая Лиза" А. Пивкин Ёфкс (Сказка) |
4. | Теоретический | Приемы звукоизвлечения и штрихи - основа музыкальной выразительности при игре на балалайке. Критерием правильно выбранных приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. Учащийся должен освоить ряд приемов игры и штрихов (основные приемы и штрихи расположены по принципу возрастающей степени трудности). 1. Арпеджиато - обозначается волнистой чертой перед аккордом. Это прием скольжения подушечки б.п. правой руки по струнам от низкого до к более высокому звуку. Остальные пальцы находятся на корпусе инструмента. 2. Щипок б.п. - пиццикато одинарное - пальцы охватывают корпус балалайки у пятки грифа и б.п. ударяет по одной из струн только вниз. После удара по струне палец фиксируется на панцире (1 струна) или на 1,2 струнах. 3. Удар б.п. в нотах обозначается буквой "Б" над аккордом. Звук извлекается быстрым движением б.п. по всем струнам вниз. Удар возможен с ударом кисти и без нее. В процессе освоения оптимальной посадки и постановки рук особую роль играют названные выше три приема игры. 4. Бряцание - один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз, удар вверх. Бряцание одинарный удар по всем струнам указательным пальцем. Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и вверх одинаковых по силе. Бряцание используется в пьесах, которым свойственна певучесть и кантиленность. Виды исполнения бряцания: а) непосредственное чередование ударов вниз и вверх; в) смещение сильных долей на слабые: удар вниз по струнам, удар вверх - только по первой струне, удар большим пальцем по первой струне вниз, а указательным пальцем по всем струнам. При бряцании кисть свободна и согнута в запястье, предплечье несколько помогает кистевому движению. |
5. | Заключительный | Подведение итогов урока, поощрение за активную работу на уроке, гигиена рук, инструмента, домашнее задание. |