Автор: Свинтицкая Ольга Николаевна
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 г. Лобня
Краткое описание работы: Рассмотреть состав оснований, их классификацию, номенклатуру и применение.

Дата публикации: Основания Рассмотреть состав оснований, их классификацию, номенклатуру и применение.
Просмотреть свитедельство о публикации

chem2

Основания

Тема урока: «Основания, их состав, классификация. номенклатура, применение».

Цель урока: Рассмотреть состав оснований, их классификацию, номенклатуру и применение.

 

Задачи:

Образовательная:  познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Развивающие: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

Воспитательные: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

1.    Организационный этап.

2.    Актуализация знаний:

Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?  (Изучали тему: “Соединения химических элементов”)

Какие соединения химических элементов мы уже изучили? (Бинарные)

Что такое бинарные соединения? (Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов)

Какие бинарные соединения вы знаете? (Оксиды, сульфиды, нитриды, силициды, гидриды, фториды, хлориды)

Что такое оксиды? (Оксиды- это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2)

 Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из  3 элементов. На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2.

3. Объяснение нового материала

Объявление темы урока.

Запишите тему нашего урока: «Основания, их состав, классификация. номенклатура, применение».

Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований? (В состав химических формул оснований входят атомы металла, кислорода и водорода)

Атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH.

Определите суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода. (Суммарный заряд гидроксид-иона  «-1» (ОН).

Общая формула оснований:

Men+(OH)n, где n– заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

Учитель вместе с ребятами разбирают формулу на примере конкретного металла: калия, натрия, кальция, меди. (K+OH, Na+OH, Са2+(OH)2, Cu(OH)2)

Основания- это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.

Познакомимся с основные правилами современной международной номенклатуры оснований. Согласно её любое основание называют гидроксидом с указанием названия элемента в родительном падеже. При этом если элемент имеет несколько степеней окисления, то это отражают в названии, ставя в скобках соответствующую римскую цифру.

Назовите следующие основания: RbOH, Fe(OH)3.

Выпишите из приведённого ниже перечня формул веществ формулы оснований и назовите их:

Na2O, NaOH, HNO3, Cl2O7, Mg(OH)2, CuF2, SnO2, CuOH, P2O5, Cr(OH)3, FeS, Li2O, CsOH.

По отношению к воде основания делят на две группы: растворимые, или  щёлочи и нерастворимые. О том, растворимо основание или нерастворимо в воде, можно узнать с помощью таблицы «Растворимость оснований, кислот и солей в воде».

Определите растворимость следующих оснований в воде: Mg(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2.

Нерастворимые основания имеют различную окраску. Демонстрация эксперимента.

Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований, которые имеются в лаборатории.

Оба гидроксида (обе щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH– как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь.

Едкие щёлочи (NaOH, KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков Гидроксид кальция – малорастворимое основание, тем не менее, это щёлочь.

Его применяют в строительстве при кладке и штукатурке стен, для побелки деревьев, для получения хлорной извести, которая является дезинфицирующим средством.

Учитель сообщает, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.

Как отличить известковую воду от других растворов, например, от раствора гидроксида натрия?: (пропустить через неё углекислый газ)

К доске выходит (по желанию) один учащийся и через стеклянную трубочку пропускает свой  выдыхаемый углекислый газ через известковую воду и раствор гидроксида натрия.

Что мы наблюдали? (Помутнение известковой воды,  образование осадка (мути).

Учитель вместе с учениками формулируют выводы эксперимента.

В пробирке, раствор которой  помутнел, находится известковая вода, в другой пробирке – раствор гидроксида натрия.

Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными.

Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (бесцветный лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).

 

Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», сопровождая её объяснениями.

Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия. Затем заполнить таблицу.

ДЕЙСТВИЕ РАСТВОРОВ ОСНОВАНИЙ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе гидроксида натрия (NaOH)

Лакмус

фиолетовая

 

Фенолфталеин

Бесцветная

 

Метилоранж

Оранжевая

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель ещё раз напоминает, что в производстве мыла используются сильноразбавленные растворы  гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл  приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.

− Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора  будет заметно? Каким?

 Учитель предлагает учащимся провести исследование: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке – «Лесная поляна» (туалетное мыло), во второй – «Хозяйственное», в третьей «Чистая линия» (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.

Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился?

Раствор мыла «Чистая линия» на основе крема имеет нейтральную среду.

Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).

 

4.Закрепление материала

Сегодня мы с вами познакомились ещё с одним классом неорганических соединений основаниями.

Выпишите из приведённого ниже перечня формул веществ формулы оснований и назовите их:

Na2O, NaOH, HNO3, Cl2O7, Mg(OH)2, CuF2, SnO2, CuOH, P2O5, Cr(OH)3, FeS, Li2O, CsOH.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание:

§ 19, записи в тетради, №5 стр. 102.