Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Внеурочная деятельность педагога » Отчеты о внеурочной деятельности

Автор: Прошина Маргарита Ивановна
Учебное заведение: МБОУ "Школа №45"
Краткое описание работы: Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Дата публикации: 2019-12-06 Организация здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе начальной школы Прошина Маргарита Ивановна МБОУ "Школа №45" Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Организация здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе начальной школы

 

 

 

                                                              «Забота о здоровье ребёнка-это не просто комплекс

                                          санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований

                                          к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о

                                          гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом

                                          этой гармонии является радость творчества».

                                                                                                                В. А. Сухомлинский.

 

                                                                                               

     Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. По мнению профессора, доктора медицинских наук Брехмана И. И.: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают».

     Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Растущий организм ребёнка в силу особенностей своего развития особо чувствителен  к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. Безусловно, на состояния здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия.

      Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее поколение страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях.  Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения – ухудшается состояние органов зрения, осанки, учащаются простудные заболевания, нарушается работа органов кровообращения.

      Почему количество детей, пришедших в 1 класс школы и имеющих физические недостатки или хронические заболевания (25-35%),увеличиваются к концу обучения в школе? Почему только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми? Как так мы учим наших детей, что наши дети выходят неполноценными членами общества? А сегодняшние больные дети – это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

     В погоне за освоением новой информации  в организации учебного процесса часто забывают о правильной осанке, значении правильного дыхания, питания, нормальны взаимоотношениях в классе, достаточной двигательной активности, потребности в отдыхе, не учитываются нейропсихологические индивидуальные особенности учащихся.

       Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. И это должно определить стратегию деятельности образовательного учреждения по проблеме здоровья учащихся.  Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Я уверена, что учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

  Что педагог должен уметь:

1. анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

2.   владеть основами здорового образа жизни;

3.   устанавливать контакт с коллективом учащихся;

4.   наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

5.   прогнозировать развитие своих учащихся;                                                      6.   моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

7. личным примером учить учащихся заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

    Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

      Мне, как учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся  для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего, я  должна быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят  и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

     Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни  решаю три проблемы:

          1.стараюсь изменить своё мировоззрение,  отношение к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживания с позиции проблем здоровьесбережения;

          2.полностью приняла учеников такими, какие они есть, и на этой основе стараюсь понять, каковы их особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

          3. изменила отношение к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохранённым здоровьем.

      На начальном этапе работы по здоровьесбережению в начальной школе начала с динамического изучения состояния здоровья учащихся 1-х классов, т. к. ожидаемые результаты работы по созданию здоровьесберегающего пространства ярче всего должны показать себя поэтапно по мере взросления младших школьников. Обследование проводятся в начале и в конце учебного года.

  Отслеживаю следующие параметры:

– особенности физического здоровья;

– диагностика заболеваний, имеющихся у учащихся;

– анализ пропусков учебных дней по болезни;

– диагностика нарушений осанки, зрения;

– наблюдение за состоянием детей, состоящих на диспансерном учёте.

     Мониторинг проводится совместно с медицинскими работниками школы, психологом. С начала обучения в школе ведётся специальная  «Карточка здоровья» на каждого ученика, где записываются результаты наблюдений за их здоровьем. Первичный мониторинг и анализ полученной в его результате информации позволяет создать банк данных по заболеваемости учащихся и составить комплексную систему мер для изменения ситуации в лучшую сторону.

      Неотъемлемой частью любой оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на охрану жизни детей и достижение гигиенического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора формирования здоровья школьников.

      С этой целью стараюсь разумно организовать режим дня учащихся, осуществляю комплекс мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития заболеваний, провожу работу по организации питания в школе.

      В классе с помощью качественного проветривания поддерживается необходимый воздушно-тепловой режим.  В кабинете выращиваем комнатные растения, уничтожающие вредоносные микроорганизмы, благодаря выделению особых летучих веществ – фитонцидов.

  Большое значение имеет ионизатор воздуха «Аэрон-25У». Поддерживая на мембранах необходимый уровень электрического заряда, ионизатор повышает шансы клетки уберечься от болезней, а значит, защищает от недуга весь организм.

    Осуществляю организацию контроля над физическим развитием детей, провожу комплекс медико-профилактических, лечебных  мероприятий. Для профилактической работы использую немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников. Они эффективны, не сложны, позволяют обеспечить максимально полный охват нуждающихся и в то же время не нарушают общеобразовательный процесс.

     Это зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, фитотерапия с использованием травяных чаёв, витаминопрофилактика в ноябре и марте чаем из шиповника, для предупреждения и лечения ОРВИ в декабре ученики принимают «Ревит».

     Каждый ученик моего класса включён в систематические занятия физической культурой и спортом. Для увеличения двигательной активности учащихся ведётся  физкультурно-оздоровительная работа.

     Учитель физической культуры активно внедряет на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-орентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

     Кроме уроков физкультуры, ученики  ежедневно  выполняют утреннюю гимнастику дома. Каждый ребёнок заполняет календарь зарядки.    Ежедневно до начала занятий утреннюю зарядку в классе проводит учитель, либо подготовленный ученик.

В течение учебного года организовано посещение учениками класса бассейна «Чайка».

     Традиционным стало проведение в классе спортивных мероприятий, праздников «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты».

Результатом спортивно-оздоровительной работы стало уменьшение пропусков занятий по причине простудных заболеваний.

      Мною предусмотрены мероприятия по обеспечению здоровьесберегающего характера обучения. Для этого использую:

1.  Правильное составление расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности.

 2. Соблюдение гигиенических нормативов объёма учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий.

3. Рациональную организацию учебной деятельности на уроках с учётом динамики работоспособности.

4.  Соответствие методик  и технологий обучения возрастным возможностям учащихся (исключение скоростных характеристик письма и вычислений, так как ограничение времени – сильнейший фактор стресса).

5. Применяю личностно-ориентированный, индивидуальный подхода в образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребёнка.  Учитываю индивидуальный темп продвижения ученика, корректирую возникающие трудности.

6. Использую активно-деятельные формы организации учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных игровых форм работы. Использование коллективно-групповой работы снижает утомительность занятий. Игра влияет на создание положительной учебной мотивации, что способствует повышению устойчивости нервной системы детей к различным стрессорным, дезадаптационным факторам.

7.  Партнёрские отношения, исключающие стрессовую тактику воздействия на детей, отсутствие системы окриков и упрёков. Учащиеся  овладевают различными формами учебного сотрудничества в системе «ученик – учитель», «ученик – ученик». Использование диалогических, недирективных основ педагогического взаимодействия снижает уровень школьной тревожности, что, безусловно, является позитивным моментом с позиции сохранения здоровья школьников.

8.Формирую положительную мотивацию учения, обеспечивающую самоактуализацию и самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала.

9. Стараюсь создать для каждого школьника «ситуацию успеха», позволяющую ребёнку поверить в свои силы и способности, положительное эмоциональное подкрепление. 

     Важным направлением оздоровительной работы в современных условиях является решение актуальной задачи, которую должна выполнять школа – это задача оздоровления семьи. Будет здорова семья – будет здоров и ребёнок. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей организую сотрудничество с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную воспитывающую среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

     С этой же целью организую работу «Школы здоровья для родителей». Одной из главных задач этой школы является повышение ответственности семьи за здоровье и физическое развитие школьников. На занятиях освещаются вопросы правильной организации режима дня, роль правильного питания. Родителям рассказываю о режиме дня ребёнка, о соблюдении санитарно-гигиенических требований в семье, о необходимости делать вместе с детьми утреннюю зарядку, регулярно ходить с ними на лыжах или коньках в выходные дни, создавать дома спортивные уголки (канат, качели, кольца), иметь дома лыжи, мячи, гантели, скакалки, коньки. Для занятий подготовлены специальные памятки родителям, отражающие

вопросы сохранения здоровья младших школьников («Примерный режим дня», «Умывание», «Примерное меню завтрака» и др.).

     Всем нам хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство – здоровье и жизнь. Стараюсь так организовать работу в школе, чтобы ребята в ходе учебного процесса не теряли крупицы драгоценного здоровья, а укрепляли его, заботились о нём. Для этого ищу оптимальные пути обучения детей, использую передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.


Просмотреть свитедельство о публикации


Внеурочная деятельность педагога, Отчеты о внеурочной деятельности Здоровьесберегающие технологии. постоянная ссылка.

Post navigation

Технологическая карта ООД по музыке на тему «День Победы»
Конспект урока по русскому языку на тему “Письмо строчной буквы г”

Внеурочная деятельность

  • Работа с родителями
    • Собрания
  • Классные часы
  • Отчеты о внеурочной деятельности
  • Другое

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2021