Автор: Выжанова Людмила Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский №59 "Ягодка"
Краткое описание работы: Семья и детский сад два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются питанием, считают, что детские сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. С этой целью используются активные формы и методы работы с родителями.

Дата публикации: Организация взаимодействия с родителями в ДОУ Семья и детский сад два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются питанием, считают, что детские сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. С этой целью используются активные формы и методы работы с родителями.
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Организация взаимодействия с родителями в ДОУ

Семья и детский сад два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются питанием, считают, что детские сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. С этой целью используются активные формы и методы работы с родителями.
Посещение семьи ребенка.
Посещение семьи много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи. Воспитателю необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения. А также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой , значит прийти в гости. Надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, единичные советы давать тактично, ненавязчиво. Переступив через порог дома, воспитатель улавливает атмосферу семь: как и кто из членов семьи его встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
Дни открытых дверей.
Дни открытых дверей достаточно распространенная форма работы, дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Проводится экскурсия по детскому саду с посещением групп. Можно показать фрагмент работы ДОУ. После экскурсии и просмотра, заведующий или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. На это мероприятие приглашаются не только те родители, дети которых пойдут в детский сад, но и родители воспитанников этого ДОУ.
Беседы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижении. Единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Он должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить к главным темам. Это наиболее доступная форма установления связи воспитателя с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Консультации.
Они близки к беседам, главное их отличие в том, что воспитатель, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций проводящихся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, на оборот, успехи в воспитании.
Цель консультации — усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны:
• Квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;
• Обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;
• Практическое занятие, например «Как учить с детьми стихотворение».
Консультации могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые консультации проводятся в ДОУ систематически 3-4 раза в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду. Продолжительность-30-40 мин.
Внеплановые консультации возникают нередко во время общения воспитателей и родителей по инициативе обоих сторон. Консультации, как и беседы, требуют подготовке для наиболее содержательных ответов родителям. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.
Родительские конференции.
Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, воспитатель при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Круглые столы.
Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседании круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.
Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку к письму, упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания.
Проводятся в виде групповых и общих (для родителей детей всего ДОУ)Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводить общее родительское собрание заведующий совместно с родительским комитетом и воспитателями.. Собраний должно быть не менее трех в год. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной деятельности, вопросы физического воспитания, проблемы летнего оздоровительного периода и т.д. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматривается выступление родителей. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
По окончании собрания родитель задают волнующие их вопросы, не освещенные на нем, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
Библиотеки – передвижки.
Их целесообразно создавать для приобщения родителей к педагогической литературе, подбирая в специальные папки статьи на определенную тему. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
Мозговой штурм-метод коллективной мыслительной деятельности. Позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
Реверсионная мозговая атака, или Разнос — этот метод отличается от мозгового штурма, тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
Список прилагательных и определений — характеризует различные качества, свойства объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации идеи.
Ассоциация – на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
Мини-эксперимент — это метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать их интеллектуальные чувства. Тема может быть любой, подводятся итоги взаимодействия реального, желаемого и достижимого.
Кроме того, используются специальные памятки, которые вывешиваются на видном месте в группе, центрах, приемной. Также применяется модель трех вопросов (Что мы знаем? Что мы хотим знать? Что сделать, чтобы узнать?), где родители оповещаются о темах и содержании образовательной работы с детьми.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, активном включении в эту работу всего коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, необходимо научиться взаимодействовать друг с другом в интересах ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.