Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Литературное чтение

Автор: Соловей Наталья Викторовна
Учебное заведение: ГБПОУ "Трубчевский профессионально-педагогический колледж"
Краткое описание работы:   Формирование УУД - один из важных моментов реализации ФГОС.  Моделирование уроков по формированию УУД - это требование времени.  Чтобы спроектировать урок литературного чтения, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия, в том числе и РУУД

Дата публикации: 2017-01-23 Организация учебного процесса, обеспечивающего условия формирования ПУУД Соловей Наталья Викторовна ГБПОУ "Трубчевский профессионально-педагогический колледж"   Формирование УУД - один из важных моментов реализации ФГОС.   Моделирование уроков по формированию УУД - это требование времени.   Чтобы спроектировать урок литературного чтения, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия, в том числе и РУУД
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Организация учебного процесса, обеспечивающего условия формирования ПУУД

Организация учебного процесса, обеспечивающего условия формирования познавательных  универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

 

 Формирование УУД – один из важных моментов реализации ФГОС.  Моделирование уроков по формированию УУД – это требование времени.  Чтобы спроектировать урок литературного чтения, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия, в том числе и РУУД, учителю необходимо:

1. Изучить сущность универсальных учебных действий, особенности и структуру РУУД.

2. Проанализировать возможности УМК (в нашем случае «Школа России»), содержание эпических произведений с целью выявления их возможностей в создании условий для формирования РУУД.

3. Разработать систему работы над планом текста, способствующую формированию РУУД.

4. Создавать условия для формирования РУУД на  уроках, в том числе литературного чтения (условия прописаны нами в 1.2.).

5. Регулярно отслеживать уровень сформированности РУУД (перечень умений и критерии сформированности описаны в первой главе).

       Чтобы сформировать РУУД, необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности. Деятельностный аспект современного образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:

– взаимодействие;

– процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.

        Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом [12].

      Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности [27].

          Все эти принципы реализует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской [23]. Технология продуктивного чтения –  это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору  [26].

      С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения (Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации). Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

II. Работа с текстом во время чтения. (Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации ).

 III. Работа с текстом после чтения. (Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с  авторским смыслом).

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и пони- мание текста. На данном этапе предполагается выполнение творческих заданий, которые обязательно предполагают самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п. Педагог выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:

  • художественные задачи текста;
  • особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка;
  • учебные задачи.

Однако главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это

ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности [5].  

Из четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у дошкольников и младших школьников – это сфера осмысления содержания. Поэтому методика предлагает педагогу большой выбор заданий, связанных с этой сферой: в том числе составление плана, структурной модели текста.

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Литературное чтение, Мастер-классы Формирование УУД.

Post navigation

Оказание помощи при поражении электрическим током
Помоги солнышку

Литературное чтение

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022