Организация учебного процесса, обеспечивающего условия формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Формирование УУД – один из важных моментов реализации ФГОС. Моделирование уроков по формированию УУД – это требование времени. Чтобы спроектировать урок литературного чтения, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия, в том числе и РУУД, учителю необходимо:
1. Изучить сущность универсальных учебных действий, особенности и структуру РУУД.
2. Проанализировать возможности УМК (в нашем случае «Школа России»), содержание эпических произведений с целью выявления их возможностей в создании условий для формирования РУУД.
3. Разработать систему работы над планом текста, способствующую формированию РУУД.
4. Создавать условия для формирования РУУД на уроках, в том числе литературного чтения (условия прописаны нами в 1.2.).
5. Регулярно отслеживать уровень сформированности РУУД (перечень умений и критерии сформированности описаны в первой главе).
Чтобы сформировать РУУД, необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности. Деятельностный аспект современного образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:
– взаимодействие;
– процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом [12].
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности [27].
Все эти принципы реализует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской [23]. Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору [26].
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения (Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации). Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
II. Работа с текстом во время чтения. (Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации ).
III. Работа с текстом после чтения. (Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом).
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и пони- мание текста. На данном этапе предполагается выполнение творческих заданий, которые обязательно предполагают самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п. Педагог выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:
- художественные задачи текста;
- особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка;
- учебные задачи.
Однако главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это
ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности [5].
Из четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у дошкольников и младших школьников – это сфера осмысления содержания. Поэтому методика предлагает педагогу большой выбор заданий, связанных с этой сферой: в том числе составление плана, структурной модели текста.