Проблема
Выделение на уровне государственной политики приоритетов личности во всех сферах общественной жизни сформировало новые требования к организация конструктивного взаимодействия детей среднего возраста в физической культуре, цель которого сегодня – разностороннее формирование человека через развитие и гармонизацию его физического и духовного потенциала, что продолжает идеи выдающихся российских педагогов П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, В.А. Сухомлинского и др.
Однако практика показывает, что на сегодняшний день существует серьезная проблема несоответствия типичных для воспитателей методов педагогического руководства (и нередко деструктивных форм взаимодействия детей и педагога) потребностям современной гуманистически ориентированной системы воспитания.
Проблема педагога в организации конструктивного взаимодействия детей среднего возраста в физической культуре заключается в недостаточной изученности данного вопроса в научной и учебной литературе, отсутствии практического опыта изучения данной проблемы. В имеющихся источниках изучается проблема взаимодействия на занятиях физкультурой в основном без указания на возраст. Кроме того, сложность заключается также в том, что отсутствует взаимодействие педагога с инструкторами по физической культуре. Перед инструктором по физической культуре стоит задача организовать процесс выполнения физических упражнений в игровой форме, а перед воспитателем – дифференцировать детей по степени сформированности у них игровых умений, наладить игру ребенка со сверстниками, а не только со взрослым, придать детским играм бóльшую вариативность.
Актуальность
В настоящее время ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС предъявляют высокие требования к педагогам и родителям, в том числе обязанность формирования у детей не только навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создания условий для вовлечения воспитанников в занятия физической культурой, но и формирования характера конструктивного взаимодействия, детей среднего возраста. Конструктивное взаимодействие проявляется в согласованности целей и соответствии средств, способов и занимаемой контактирующими сторонами позиции, что способствует продуктивному решению социально и личностно значимых задач, стимулирует развитие личности и группы.
Актуальность проекта заключается в том, что общение в педагогической деятельности, в том числе и в процессе физической активности, это не просто одна из функций педагога, это универсальное средство и форма этой деятельности. Оно выступает в роли способа организации взаимоотношений, совместной деятельности. Для педагога знание способностей и навыков общения, его закономерностей особенно важно в решении задачи быть успешным. А это возможно лишь при условии продуктивного включения детей в совместную с педагогом деятельность, налаженного взаимопонимания, т.е. полноценного педагогического общения.
Конструктивное взаимодействие обязывает отправителя отнестись с особым вниманием ко всем решениям на протяжении коммуникационного процесса. Педагогу необходимо убедиться, что все элементы общения в процессе занятия физкультурой были соблюдены, чтобы ожидаемые действия были предприняты получателем. Если педагог упустит хотя бы один элемент, коммуникационный процесс может оказаться неудачным.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Участники: воспитатели, инструктор по физической культуре, дети.
Объект: дети среднего возраста.
Предмет: конструктивное взаимодействие.
Гипотеза исследования: если воспитатель в процессе организации физической деятельности создаст модель конструктивного общения, то между педагогом и детьми, а также между детьми будет установлено эффективное взаимодействие в процессе любой деятельности.
Цель проекта: создание условий для организации конструктивного взаимодействия детей среднего возраста средствами физической культуры.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу педагогического проекта.
2. Разработать систему мероприятий, способствующих организации конструктивного взаимодействия детей среднего возраста в физической культуре.
3. Познакомиться с передовым опытом.
4. Разработать и внедрить проект в деятельность.
5. Познакомить и презентовать проект.
6. Формировать у детей познавательную и физическую активность и мотивацию.
7. Проанализировать полученный результат.
Планируемые результаты реализации проекта
1. Создание модели конструктивного взаимодействия детей среднего возраста при выполнении физических упражнений.
2. Получение и обобщение опыта по организации конструктивного взаимодействия детей в процессе физической активности.
3. Наличие методических разработок по организации конструктивному взаимодействию детей в процессе выполнения физических упражнений.
4. Картотека физических упражнений, выполнение которых требует взаимодействия детей между собой.
5. Преодоление отчужденности в отношениях со сверстниками.
6. Отсутствие страха, что тебя отвергают, через внимание и доброжелательность сверстников.
7. Возможность выразить свое настроение, учить ощущать близость, тепло другого.
Этапы реализации проекта
Первый этап (2017-2018 учебный год) – (подготовительный, поисковый) | |||||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) | |||
Определить уровень мотивационной готовности педагогов к организации конструктивного взаимодействия детей среднего возраста в физической культуре | Создание проблемно – творческой группы по разработке плана мероприятий | 1 неделя | Приказ о создании творческой группы | Старший воспитатель, методист | |||
Изучить теоретические и методические основы организации конструктивного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста при занятиях физкультурой | Сбор методического материала по теме проекта | 1 неделя
| Книги, картотеки, пособия, методические рекомендации | Проблемно – творческая группа | |||
Изучение педагогической литературы по теме конструктивного общения |
|
| Проблемно – творческая группа | ||||
Разработка рекомендаций для педагогов, проводящих физические упражнения с детьми |
| Памятка | Проблемно – творческая группа | ||||
Разработать программу занятий физическими упражнениями детей в парах и тройках |
| Составление программы занятий и плана | Проблемно – творческая группа | ||||
Разработка конспектов НОД, мероприятий | июль | Перспективный план Календарный план | Проблемно – творческая группа | ||||
Подбор диагностического материала для детей. |
| Методики | Проблемно – творческая группа | ||||
| Диагностическое исследование конструктивного взаимодействия детей в группе | июль | Методички, пособия | Проблемно – творческая группа | |||
Разработать варианты организации деятельности детей с использованием всех форм взаимодействия педагога и детей
| Изучение методики взаимодействия детей при выполнении физических упражнений (групповая, круговая, поочередно) | август | Подборка материала | Проблемно – творческая группа | |||
Второй этап (2017-2018. учебный год) – основной (концептуальный, технологический) | |||||||
| Оформление методических разработок «Формы организации взаимодействия» «Раздельные физкультурные занятия для мальчиков и для девочек» | Сентябрь – май | Копилка педагога | Проблемно – творческая группа | |||
| Диагностика уровня конструктивного взаимодействия в группе Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев) | Сентябрь – октябрь | диагностика | Проблемно – творческая группа | |||
Организовать совместные спортивные мероприятия с родителями и педагогами | Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды как условия реализации программы | В течение всей реализации проекта | Пособия, дидактические игры,…. | Проблемно – творческая группа | |||
Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов | Проведение семинара «Основные принципы организации конструктивного взаимодействия детей» | В течении всей реализации проекта |
| Проблемно – творческая группа | |||
| Проведение круглого стола для педагогов ДОУ «Особенности организации взаимодействияинструктора физической культуры с педагогами и семьями воспитанников»
| В течении всей реализации проекта |
| Проблемно – творческая группа | |||
Третий этап(2017-2018 учебный год) – заключительный | |||||||
| Оформлены методические материалы |
|
|
| |||
| Повторная диагностика уровня взаимодействия детей | апрель |
| воспитатели | |||
| Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта. |
|
|
| |||
| Обобщение и распространение опыта проведенной работы: |
|
|
| |||
| Семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» | май |
| воспитатели | |||
Технические, правовые и информационные ресурсы
– нормативно – правовая база: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базовая программа ДОУ д.п.н. Л.А. Парамоновой «Истоки», на базе которого планируется реализация проекта;
– теоретическая, учебная литература по педагогике, методические материалы;
– технические ресурсы (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, диски с музыкальными произведениями).
Дальнейшее развитие проекта
Реализация настоящего проекта и через проект передача опыта позволит воспитателям:
– организовать конструктивное взаимодействие детей в процессе физической активности;
– разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы конструктивного взаимоедйствия;
– внедрять инновации в воспитательную деятельность
Риски проекта
– низкая мотивация педагога, родителей;
– болезнь детей, педагогов;
– недостаточное финансирование.
Проектный продукт:
– презентация к проекту;
– план индивидуальной работы с детьми;
– конспекты НОД, мероприятий;
– картотека упражнений по физкультуре
– программа занятий физическими упражнениями детей в парах и тройках