Организация групповой работы в рамках дистанционного обучения
Организация групповой работы в рамках дистанционного обучения
Цель:
Показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность ее использования при ДО.
При переходе на ДО заметно снизилась активность многих учащихся на уроке. Чтобы активизировать познавательную активность учащихся во время урока я использую групповые (парные) работы.
При совместной деятельности у учеников в первую очередь проявляется ответственность и активность. Если ученик не может по разным причинам публично выступать в ZOOМ и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, то в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно при ДО.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы
-Активизация познавательной деятельности
-Развитие навыков самостоятельной деятельности
-Развитие умений успешного общения
-Совершенствование межличностных отношений
Групповая работа приносит новизну в организацию процесса ДО, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Одним из главных условий качественной работы группы
является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
При групповой работе формируются универсальные учебные действия:
Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако - символических средств, общих схем, выполнение логических операций:
- сравнения
- анализа
- обобщения
- классификации
Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения
Групповая работа особенно эффективна на уроках,
посвящённых:
-закреплению новых знаний
-на повторительно-обобщающем уроке
-на уроке изучения нового материала
(если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока)
Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.
Условия успешной работы в группах
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта я организую рабочие группы с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика, так чтобы в группе были ученики с разными учебными возможностями.
Этапы групповой работы:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-информация о том где найти нужный материал (учебники, обучающие сайты)
-критерии оценивания работы
2. Групповая работа:
-определение лидера группы;
-знакомство с учебным материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы (лидером);
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.
Роль лидера
Распределение заданий внутри группы.
Контроль за выполнением заданий,
обсуждение результатов работы.
Правила совместной работы
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания лидера
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца (40 мин урока, можно дать дополнительное время в зависимости от объема работы, либо заранее до начала урока создать группы, раздать темы для подготовки к ГР)
4) качественно выполнять работу
5) каждый участник группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
Роль учителя
- Наблюдение за работой групп,
оказание помощи в случае необходимости.
- Регулирование споров, поощрение работы групп.
Учителю на заметку
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
- следует разрешить выполнить самостоятельно работу ученику, который хочет работать один
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Плюсы ГР
- повышается учебная и познавательная мотивация
- снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным
- некомпетентным в решении каких-то задач
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний
- улучшается психологический климат в классе
Минусы ГР
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя:
1) групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;
2) организация групповой работы требует от учителя особых умений и усилий;
3) при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
4) разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;
5) в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Заключение:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При групповой работе, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.
4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.