Опыт работы по теме “Использование координационно-скоростной лестницы в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
Тема: «Использование координационно-скоростной лестницы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
В старшем дошкольном возрасте происходит закладка фундамента для развития физических качеств детей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию, ловкость, быстроту, сохранение равновесия. Дошкольный возраст является периодом, когда происходит «пуск» механизмов развития всех физических качеств ребенка. Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям по физической культуре, к игровым занятиям. Одним из путей решения данной проблемы считаю использование координационной лестницы в физическом воспитании в детском саду.
Координационно-скоростная лестница – это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для тренировок во многих видах спорта, предназначенный для развития скоростных навыков, выносливости при выполнении движений на короткие дистанции (показ картинки).
В детском саду используется плоская координационная лестница. Лестница состоит из строп, гибких пластиковых поперечных перекладин, которые абсолютно плоские по отношению к земле. Для детей дошкольного возраста размер ячейки равен 37*37 см для выполнения упражнений. Для ползания, подлезания, метания размер ячейки равен 40*40 см и более. Количество ячеек в лестнице не более 10.
На занятиях с координационной лестницей решаются следующие задачи:
Образовательные: познакомить детей с новым спортивным тренажером – координационной лестницей; упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.
Развивающие: развивать координацию движений, внимание, ориентировку в пространстве, развивать чувство ритма; укрепление связок нижних и верхних конечностей, мышц туловища.
Воспитательные: формирование и воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах; воспитание интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой.
Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно выделить такие как: вариативность (в применении, в изготовлении); мобильность (компактная, легкая); доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста); безопасность, простота в использовании.
Применяется координационно-скоростная лестницы в разных видах деятельности: на утренней гимнастике, на занятиях по физической культуре, в самостоятельной деятельности детей в группе и на прогулке, в физкультминутках, во время развлечений и праздников.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений на координационной лестнице следует провести инструктаж, познакомить детей с правилами:
-обратить внимание на правильную постановку ног;
-не наступать на планки лестницы, начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений, правильная техника важнее, чем скорость;
-начинать выполнять упражнения, когда первые три клетки будут свободны;
-обязательно разминаться перед выполнением упражнений;
-сначала нужно выполнять упражнение технически правильно, а потом можно увеличивать темп или усложнять;
-при выполнении упражнений работа руками так же важна, как и работа ногами. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно.
На занятиях по физической культуре координационную лестницу можно применять начиная с младшей группы для формирования основных двигательных умений и навыков. Можно выполнять ходьбу с перешагиванием перекладин, прыжки на двух ногах. Рекомендуется использовать в подвижных играх (ячейки лестницы – это «домики»)
В старшей и подготовительной группах добавляются упражнения на развитие координации, задания усложняются, темп увеличивается. Можно усложнить ходьбу с перешагиванием перекладин, положив на голову мешочек с песком. Выполняются разные виды прыжков: на двух ногах прямо, боком, через ячейку; на одной ноге прямо и боком; ноги вместе - ноги врозь; скрестно. Выполняются разные виды ползания. В старшем возрасте можно использовать лестницу для упражнений с мячом (подбрасывать, отбивать прямо и боком). Если выполнять метание и подлезание, то понадобятся специальные стойки (продаются в комплекте с некоторыми лестницами).
Занятия могут проводиться поточно и по группам. При выполнении упражнений дети, которые хорошо справляются с заданием, встают первыми. Это нужно для того, чтобы не было затора при выполнении упражнения и чтобы помочь ребенку выполнить его.
Применение лестницы служит прекрасным дополнением к занятиям по физической культуре, к спортивным праздникам. Можно использовать ее в самостоятельной деятельности в группах и на прогулке. В группах можно наклеить лестницу на линолеуме в виде полосок из цветной пленки. При выполнении упражнений в группе дети используют карточки-схемы (показ схем)
Координационно-скоростная лестница является эффективным средством развития двигательно-координационных качеств. Ежедневная тренировка, правильно подобранные упражнения и дозировка, позволит улучшить координацию движений, повысить скорость на коротких дистанциях, а так же разнообразить занятия с дошкольниками.