Автор: Мирошниченко Надежда Викторовна
Учебное заведение: ГУ "Люблинская средняя школа"
Краткое описание работы: В этой работе размышления и выводы по практике работы с одаренными и талантливыми детьми. 

Дата публикации: Одаренные дети – особенные дети В этой работе размышления и выводы по практике работы с одаренными и талантливыми детьми.  
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Одаренные дети – особенные дети

 Аннотация Статья посвящена описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских школ, это дети с приобретенными творческими способностями в сельской школе.

Abstract: The article describes the current problems faced by teachers working with gifted children, namely children, which form the basis of today’s graduates of rural schools, the children with creative abilities acquired in a rural school.

 

Ключевые слова: рефлексия, критическое мышление, изменения в педагогической практике, одаренные и талантливые.

Keywords: reflection, critical thinking, changes in teaching practice, gifted and talented.

 

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

     Работа с талантливыми и одаренными учащимися — одна из современных  задач модернизации образования,  она  присутствовала и решалась  на всех этапах развития любой системы образования путем дифференцированного и личностно-индивидуального подхода в обучении.

     Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность — синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

     Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

       Профессионализм учителя заключается в том, чтобы суметь среди своих учащихся  выявить наиболее одаренных и  талантливых детей,  поддержать, помочь им проявить свои способности,  наклонности  найти путь для самореализации.  По своему опыту могу сказать, что талантливые  и одаренные дети бывают замкнутыми, малообщительными, незаметными в  коллективе, стеснительны. Многие из них, как правило, не раскрываются  и не ведают о том, каким природным даром они владеют.    Ведь любой талант мало раскрыть, его нужно развивать, совершенствовать. Важен  не только природный дар, но и работоспособность, трудолюбие.  Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы  образования и становится  его приоритетом. Важную роль в этом играет школа.

      Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

      Работать с такими детьми интересно и трудно, так как  у них быстро пропадает интерес к ежедневным кропотливым занятиям, поэтому  в классе и на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.  Размышляя над модулем «одаренные и талантливые дети», у меня возник  вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса? 

    На  первом этапе – в разработке личностно ориентированного подхода к обучению одарённых школьников, я опиралась на теорию обучения по Rogers Концепция  «Я» — сочетание всех когнитивных и аффективных компонентов с различными индивидуальными характеристиками.  Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного иначе они потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей. Они работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, развивающими кроссвордами, решают интересные задачи, выполняют эксперименты. Учителя-наставники, которые работают с одарёнными детьми, активно используют индивидуальный подход, учитывающий в первую очередь способности учащихся. Такая работа должна быть систематичной, особенно на первых порах, когда необходимо заложить основы, фундамент знаний. Дальнейшее развитие подростка зависит от его самостоятельной работы: ведь если в какой-то момент он не захочет САМ решать задачи с изюминкой, усилия наставника будут напрасны.

        На следующем этапе необходимо развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Здесь я опиралась на теорию Л. Выготского зона ближайшего развития (ЗБР).   Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли и мог оказать помощь в обучении учащихся со слабой успеваемостью. С этой целью на уроках проводятся ролевые игры, защита презентаций, задания на развитие критического мышления, викторины, интеллектуальные ярмарки. Он же помогают учителю проводить опыты, организовывать открытые уроки и классные мероприятия.

Нашей задачей является оказание помощи одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

 — создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение  и воспитание;

 — включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;

 — формирование и развитие сети дополнительного образования;

 — организация научно-исследовательской деятельности;

 — организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

     Приехав в школу на практику, я должна была провести серию последовательных уроков с интеграцией всех семи модулей.  Составив планы своих будущих уроков, я заметила, что модуль «обучение талантливых и одаренных детей»  невозможно интегрировать, не учитывая остальные шесть.  

       При   разработке заданий обязательно учитывала возрастные особенности учащихся.  Все задания  я составляла и подбирала в соответствии с  государственной программой, учитывая психологические и возрастные особенности.  В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования системы обучения. 

     Одним из главных модулей при работе с одаренным ребенком я считаю  оценивание. Одаренный ребенок очень восприимчив к  формативному оцениванию. То есть ученик должен формировать в себе самоэффективность по средствам двух компонентов: компонент ценности  (на сколько, по его мнению, он принят и оценен)  и компонент эффективности  (считает ли он себя компетентным и конкурентным в какой – то области)- теория Bandura.  Но формативное оценивание не должно быть только положительным, ведь отрицательный результат тоже результат, позволяющий поработать над своими ошибками и найти пути их решения.

     Важной составляющей оценивания является суммирование того, что изучил ученик на данный конкретный момент. Для выставления суммативной оценки я использую различные тесты, индивидуальные задания повышенной сложности и т.д.  Неотъемлемой частью оценивания, для одаренных детей в том числе, является самооценка – процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых возможностях,  проблемах и путях их преодоления.

           Я много беседую с талантливыми ребятами, применяя идеи из руководства для учителя.  На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании.

     Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. 

     Мне очень нравятся такие слова: 

Правдиво — талант?

 Так пробьётся! И как бы жесток ни был мир, в упрямом труде лишь, росточек прорвётся, огромную глыбу асфальта пробив,…

Алексей Погребной-Александров.

 В своей дальнейшей практике я буду стремиться к тому, чтобы этих росточков, пробившихся через асфальт системы образования, было как можно больше.

Литература

 Руководство для учителя. АОО Назарбаев интеллектуальные школы. 2012г.

 Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.