ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании»
Тема проекта: «Использование дистанционных форм обучения в формировании гражданско-патриотического воспитания через деятельность музейно-исторического комплекса».
В школе, в которой я работаю, созданы все условия для формирования патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. В 2000 г. на базе лицея музейно - исторический комплекс, который включает в себя музей имени Героя Советского Союза Б.А. Котова и музей истории школы. Работа музейно- исторического комплекса органически интегрируется в учебно- воспитательный процесс. Комплекс является творческим научно-исследовательским центром, местом встречи с интересными людьми, лабораторией взаимоотношений взрослых и детей в процессе совместных дел. Он успешно реализует воспитательные задачи школы в современных условиях. Большое количество учащихся вовлечены в его работу, часто материалы музеев используются учителями школы при подготовке классных часов краеведческой направленности, викторин, конкурсов, а также на уроках истории, литературы и т.д. А в условиях пандемии материал школьных музеев используется при организации дистанционного обучения.
Актуальность данного проекта заключается в эффективности использования информационных технологий для популяризации музейного дела, в том числе перехода учащихся на дистанционное обучение. Создание данного проекта продиктовано необходимостью максимально задействовать воспитательные резервы школьного музея для формирования системы нравственных ценностей, самореализации личности, развития её патриотичных чувств и активной гражданской позиции.
Новизна предлагаемой идеи: интеграция локального музейно - исторического комплекса в учебно-воспитательный процесс посредством организации виртуальных экскурсий, выхода в прямой эфир, публикации результатов исследовательской деятельности через социальную группу лицея «ВКонтакте».
Сроки реализации: апрель 2020 г. года - май 2021 г.
Содержание образовательного проекта:
Проект направлен на освещение деятельности музея с использованием информационных технологий. В ходе реализации будут организована демонстрация результатов исследовательской деятельности учащихся и педагогов лицея:
- Виртуальные экскурсии;
- Публикация буклетов с описанием архитектурных памятников;
- Организация совместных вебинаров учителей и учащихся по истории Усманского края;
- Защита исследовательских работ краеведческой направленности.
Данный проект находится на стадии реализации, перспективные исследовательские работы и виртуальные экскурсии ведутся по таким направлениям:
- Литературное. Виртуальные экскурсии, посвященные Котову Б.А., Ахматовой А.А., Бунину И.А., Завадовскому Л.Н. Исследовательские работы, посвященные творчеству усманских поэтов и прозаиков.
- Историческое. Виртуальные экскурсии, посвященные памятникам воинской славы в Усманском районе, главной площади г. Усмани. Исследовательские работы, посвященные знаменитым землякам.
- Социальное. Реализация социальных проектов через деятельность добровольческих отрядов «Надежда» и «Добрые сердца», встречи с краеведами, участие и организация круглых столов, квестов и викторин.
План реализации проекта:
Действия | Сроки | Описание |
Знакомство с фондами музейного комплекса лицея | Апрель-май2020 | Работа с архивными документами, ознакомление с методикой музейного дела,посещение экскурсий музейного комплекса лицея |
Посещение архива музея | ||
Создание инициативной группы | Сентябрь 2020 | Создание рабочей группы проекта: учащиеся лицея, модератор и редактор информационного портала музейного комплекса, руководитель музейного комплекса лицея |
Согласование хода реализации проекта | Сентябрь 2020 | Согласование с администрацией лицея, руководителем музеев школы, с программой воспитательной работы лицея, с планом работы добровольческих отрядов |
Обработка архивных материалов музейного комплекса | Сентябрь-октябрь 2020 | Работа с музейными фондами, обработка и перевод печатных исследовательских работ в электронные архивы |
Организация просветительской работы | Октябрь 2020 | Проведение в лицее интеллектуального марафона по истории родного края в режиме онлайн-чата социальной страницы «ВКонтакте» |
Проведение экскурсий | Ноябрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Апрель 2021 Май 2021 | Проведение виртуальных экскурсий по историческим местам города Усмань, экскурсии, посвященные известным землякам, экскурсии по памятным местам, посвященных ВОВ |
Освещение хода реализации проекта в СМИ | 4.11 – 25.12 | Публикация новостной ленты на официальном сайте лицея, в местной газете «Новая жизнь», в группе «ВКонтакте» |
Участие в конкурсе музеев, виртуальных экскурсий | В течение поставленного срока | |
Проведение круглых столов и встреч с краеведами | Согласно плану воспитательной работы образовательного учреждения и плану музейно-исторического комплекса | Организация мероприятий в виртуальных комнатах через программу Zoom/Skype |
Ожидаемые результаты:
- Появление интереса у детей и их родителей к музейной культуре.
- Повышение уровня компетентности классных руководителей в музейной деятельности.
- Новация качества проведения воспитательно-образовательного процесса.
- Обобщение, распространение и презентация опыта поисково-исследовательских работ.
- Появление творчески мыслящего, ответственного, интересующегося историей своего края и Родины Гражданина-Патриота.
- Для педагогов создаѐтся банк методических разработок и рекомендаций.
- Сотрудничество и обмен опытом музееведения с другими образовательными учреждениями через виртуальные комнаты.
- Ежегодное обновление поисковой группы музея.
- Дальнейшее изучение краеведческой литературы.
- Проведение тематических линеек, встреч с интересными людьми в режиме онлайн.
- Проведение семинаров, конференций, акций в прямом эфире.
- Создание музейного видео фонда.
За период реализации проекта я, Мотина Алиса Евгеньевна, модератор информационно портала, совместно с руководителем музея Рязанцевой Татьяной Яновной, учителями и классными руководителями лицея организуем совместные мероприятия, создаем социальные проекты, отслеживаем работу учащихся, помогаем в организации классных часов, проведении совместных мероприятий, советами направляем деятельность детей по индивидуальной образовательной траектории. Учебный год начался совсем недавно, но у нас есть первые победы. Пусть их не так много и они не столь грандиозные, но они нам не менее дороги, потому что достигнуть их было не так-то легко. 6 ноября состоялся финал областного конкурса виртуальных экскурсий «Край родной», на который был приглашен Волченков Сергей, учащийся 10-а класса (руководители Рязанцева Т.Я., Мотина А.Е.). Его увлекательная онлайн экскурсия по центральной площади города Усмани не оставила равнодушной членов жюри. В очень сложной конкурентной борьбе он занял 2 место.
Реализация данного проекта способствует повышению интереса учащихся лицея к изучению истории родного края, приобщению их к поисково-исследовательской деятельности. Появляются возможности для самореализации каждого ребенка. А в условиях эпидемиологической ситуации данный проект не только создает условия для безопасной и непрерывной образовательной деятельности лицея, но и способствует формированию интереса к истории родного края и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.