Обучению грамоте звук [з], [зь].
Цель:
Освоение слогового способа деления слов на части.
Совершенствовать умение анализировать предложение.
Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова.
Обогащение словарного запаса новыми словами.
Ход игровой ситуации:
Воспитатель: – Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо.
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил.
Воспитатель: – Дети, посмотрите на конверт и догадайтесь, кто нам прислал это письмо?
Дети: – Это письмо нам прислал волшебник.
Воспитатель: – Волшебник просит отгадать загадку?
Всегда он на работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда спим?
(Язык)
Воспитатель: – Итак, мы сегодня с вами будем продолжать работу с язычком вместе. (Чистоговорка)
Блестит на солнышке лоза –
На листве её роса.
Только капельки росы
Не помеха для козы.
Будет съедена козой.
Вся лоза вместе с росой.
Воспитатель: – Ребята, а вы заметили, что звуки в словах звучат по-разному?
Дети: – ответы.
Воспитатель: – Звук [З] тоже может быть мягким и твёрдым: за-за-за, зя-зя-зя;
Игра: «Какой звук?»
Детям читаются слова, если звук мягкий [зь] дети делают хлопок, если твердый положили руки на стол.
Зайка, зяблик, зонт, зебра, зёрнышко, золото, занавесь, запанки, защёлка, земля, замок (строение), зима, замок (весит на двери).
Воспитатель: – Молодцы ребята, вы заметили разницу в произношении, и правильно выполняли задание.
Воспитатель: – А сейчас, поиграем. Вы покажите, где в этих словах, находится звук – [С] (в начале, в середине, или в конце)
Слова: столпились, подснежник, сперва, выставил, потянулся, ясна, скажите, скоро, весна.
Дети: – Показывают по схеме (слова)
Воспитатель: – Эти слова из очень красивого стихотворения, а может кто-то из вас догадался, из какого стихотворения?
Дети: ответы.
Воспитатель: – Волшебник нам предлагает поиграть в игру с этим стихотворением.
ИГРА: «Я – вам, вы мне»
Воспитатель: – Смотрит в конверт, и достаёт от туда стихотворение.
Воспитатель: – Читает строчки предложений.
Дети: – Отвечают
1.Какое предложение?
2.Сколько слов в предложении?
3.Пересчитывают хором. (раз, два, три ….)
ПОДСНЕЖНИК Поликсена Соловьёва
В лесу, где берёзки
Столпились гурьбой. 6 слов, распространённое
Подснежника глянул
Глазок голубой. 4 слова
Сперва понемножку,
Зелёную выставил ножку. 5 слов
Потом потянулся,
Из всех своих маленьких сил. 7 слов
И тихо спросил: 3 слова
«Я вижу, погода тепла и ясна. 6 слов
Скажите! 1 слово, простое.
Ведь, правда, что скоро весна?» 5 слов
Воспитатель: – Ребята, о каком времени года, говорится в стихотворении?
Дети: – ответы.
Воспитатель: – А, давайте мы с вами отправимся в лес, и увидим, что там происходит.
Дети: – выходят на ковёр.
ФИЗМИНУТКА
(на ковре в кругу)
На экране мультимедиа – Слайд №1 сугробы
Трек спокойная музыка.
Воспитатель: – Посмотрите, какие ещё лежат сугробы у нас в лесу.
Из сугроба на опушке дети сидят на корточках.
Чьи-то выглянули ушки. Кисти рук прижаты к голове,
шевелят ушками.
И помчался, скок-скок-скок, лёгкий бег, лапки сложены
Белый маленький зверёк. перед грудью.
Вот запрыгал он проворно лёгкие прыжки, с поворотами
По тропинкам, по зелёным. вокруг себя.
Ветер у берёзок кружит, выполняют маховые движения
Шевелит зайчишке ушки руками перед собой. Вверх-вниз.
Ветер-ветер, поиграй-ка, хлопки в ладоши.
Не догнать лихого зайку! Бег.
Воспитатель: – А посмотрите, чьи ещё ушки выглядывают из сугробов?
На экране мультимедиа «Детёныши диких животных»
Дети: – Называют во множественном числе детёнышей.
Воспитатель: – Ребята, а чьи ушки заблудились?
Дети: – котят.
Воспитатель: – А сейчас давайте заглянем в конверт и увидим, что ещё нам предлагает сделать волшебник.
Волшебник нам предлагает поиграть в игру.
ИГРА: «Часть слова»
Сегодня мы должны с вами назвать слова, начинающиеся со слога [-ра]
Воспитатель: – А сейчас мы обратимся к словарю Ожегова, читает слова:
Радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор.
Ребята. А кто такой раджа? Что такое раздор? А каким словом можно заменить слово раздор, развизжался?
Дети: – ответы.
Воспитатель: – Дети, определите позицию звука [З] в слове развизжался;
И место звука [Ж] в слове жужжит.
Дети: – ответы.
Воспитатель: – Ребята, а ещё волшебник нам предлагает игру: «Телеграф»
ИГРА: «Телеграф»
Воспитатель: – Я буду называть слова, а вы будете их отправлять по телеграфу, деля на части слова. А что такое часть слова?
Дети: – Это слог.
Воспитатель: – Каждая часть, это один удар кулачка о стол.
Слова: луна, река, машина, шары, Ванюша, работа, рыба, Рама, ракета.
Воспитатель: – А сейчас задание усложняется, вы должны изобразить схему переданных вами слов на бумаге.
Работа в тетради.
, ,
Слова: луна, река, машина, шары, Ванюша, работа, рыба, Рама, ракета.
Рефлексия: игра «Моя активность»
Раздать наклейки.