Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Лавренова Елизавета Александровна
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ",г.о. Коломна
Краткое описание работы: Образный, сюжетный танец - это ярко выраженный по смыслу танец, имеющий конкретный сюжет. Он всегда имеет ярко выраженный конфликт и образы. В образном танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Дата публикации: 2022-05-20 “Образность в танце” Лавренова Елизавета Александровна МБУ ДО "ЦДТ",г.о. Коломна Образный, сюжетный танец - это ярко выраженный по смыслу танец, имеющий конкретный сюжет. Он всегда имеет ярко выраженный конфликт и образы. В образном танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

“Образность в танце”

Скачать работу


ОБРАЗНОСТЬ В ТАНЦЕ.

Елизавета Александровна Лавренова,

Сначала хотелось бы поговорить о том, что же это такое – «образный танец».

Образный, сюжетный танец - это ярко выраженный по смыслу танец, имеющий 

конкретный сюжет. Он всегда имеет ярко выраженный конфликт и образы.

В образном танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Образный танец эмоционален, наполнен смыслом. Он всегда говорит о данном человеке, его переживаниях, о народе, о времени. 

Создать нужный хореографический образ  - значит обрисовать с помощью танца действие или характер, воплотить в чувства определенную идею. 

Танец, лишенный образности, ведет к голой технике, к бессмысленным наборам комбинаций и движений (формализму). Образное начало присуще не только бытовым и народным танцам, проявляясь в их эмоциональной направленности и содержательной характерности, но и эстрадным танцам.

Хореографические образы многообразны:

а) Образы природы в танце (весна, снежинки, цветы, звезды, 

березка, волна, огонь, северное сияние и т.д.)

б) Образы животного мира:

- насекомые: стрекоза, бабочка, паук, шмель;

- обитатели водного мира: рыба, осьминог, рак;

- птицы: лебеди, чайка, аист, цыплята;

- звери: заяц, медведь, лиса, кошка, собака;

Танцор очеловечивает образы животного мира. Тут важна роль изучения внешних признаков и особенностей их поведения для нахождения характерных танцевальных движений.

в) Многообразие образов человека:

-мать, девушка, юноша, старик, невеста, старушка, 

моряк, солдат, студент, рабочий, ученый, летчик- космонавт, подхалим, хулиган, тунеядец, стиляга, хвастун, пьяница, герой, трус, скромный, робкий и т.д.

г) Сказочные образы: Дед Мороз, Снегурочка, принц, Золушка, царица, Бармалей, Баба-яга, Буратино, Чипполино, Незнайка и т.д.

д) Образы философских категорий: добро- зло, радость - печаль и т.д.

Правда хореографического образа опирается на правду жизни, правду взаимоотношений. 

В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.

При создании художественного образа очень важен подбор музыкального материала.

Создание нового хореографического произведения - процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей разных творческих профессий. 

И первым в этой цепи творческих связей является контакт хореографа с композитором или музыкальным руководителем. Это потому, что музыка, как было уже упомянуто, является основой для создания танца.

Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку определенно говорят, что она - душа танца.

Хореограф в своей практике использует либо готовое музыкальное произведение, либо сочинение композитора, написанное по замыслу.

Хореограф, работающий в Центре детского творчества, к сожалению, не имеет возможности обратиться к композитору для написания музыкального задуманного им хореографического произведения. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение, либо довольствуется подбором музыкального материала или обработками народных мелодий.

Итак, пластический язык выразителен и многозначен. Не случайно с древних времен танец отражал жизнь человека - это труд и отдых, воинские схватки и победы, радость встреч и расставание. В книге «Искусство танца» К. Блазис писал о тех далеких, временах: «Древние требовали совершенного совпадения музыки и танцевальных движений таким образом, чтобы каждый жест, каждая перемена положения танцовщика вызывалась особым темпом и ритмом мелодии, а мелодия отвечала своим мотивом и модуляциями каждому движению пантомимы, каким бы оно не было».

Когда мы говорим сегодня о необходимости выражения музыки в танце, мы требуем совпадения образного строя, стиля музыки, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствие темпа, метроритма.

Естественно, что в музыке (или в музыкальном материале) уже заложен соответствующий замысел, образ и задача хореографа.  На основе этого музыкального материала хореограф, используя все  выразительные средства танца, создаёт единый сценический хореографический танцевальный образ - то ли обрядовый танец, то ли сценический (он же образный) танец.

Не менее важна роль рисунка танца в создании хореографического образа. Рисунок танца - это расположения и перемещение танцующих по сцене - сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках.  При анализе рисунка танца с том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.

При сочинении рисунка танца хореограф должен использовать все возможности для того, чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.  В зависимости от задачи номера хореограф может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа - добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм - словом, все выразительные средства.

Так, в постановке танца «Параллели» хореографического коллектива «Загадки солнца» Центра детского творчества «Колычёво» г.о. Коломна движения резкие, перемещение на сцене не симметричное, хаотичное сообразно музыке, что позволяет держать зрителя в напряжении, создаёт картину извечной борьбы добра со злом. Это тот случай, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героев. И хореограф строит рисунок танца «клочковато», обрывает один рисунок и переходит к другому. Такое решение вполне оправданно, так как соответствует задаче, которая стоит перед хореографом.

Хореограф, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы. Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит хореограф. 

А какова взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала? Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер.  Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения.

Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же как и в музыке , где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой. С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. 

Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца.

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой хореограф в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

Следовательно, рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа,  строения музыкальных фраз.)

Разучивание движений нельзя рассматривать вне связи с работой над ролью, 

над образом, этот творческий процесс должен быть одновременным. Движения исполнителей должны быть грамотными, убедительными, выражающими определенный характер. 

Каждое движение - это живая ткань образа. Хореограф помогает исполнителю пластически мыслить в каждый момент роли, когда он находится на сцене, раскрывать характер через интонацию жеста, движения, позы. И в каждом случае нужно находить индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроению персонажа, духу темы, сюжета, задаче постановки.

Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа. А возможности пластики безграничны. 

Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица.

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии с которыми и выстаивается сценический образ. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией (развитие действия) и кульминация, и развязка. Хореограф должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия.

Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа.

В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер стремится выделить кульминацию средствами хореографии.

В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически  связаны и составляют единое целое, единую, логически развивающуюся фразу, предложение. При сочинении хореографического текста хореограф должен следить за логикой  развития движений и логикой развития рисунка танца.

Мы видим, что сценический образ - сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности.  И хореограф для достижения поставленной цели использует максимум выразительных средств: пространственный  рисунок танца, танцевальный язык - пластику человеческого тела, мимику, драматургическое развитие образа, актерское мастерство, музыку, костюмы, художественное оформление сцены.

Ну а для того, чтобы придумать впечатляющие образы, нужно как следует изучить образ жизни, отношение между людьми разных времен. Например, необходимо понять, о чем они думали, чем они жили, что они считали главным в своей жизни. То есть необходимо совместить культуру тех времен с культурой современности и культурой человечества в целом.
Танцоры должны быть достаточно образованными людьми, любящими искусство и спорт. Они должны постоянно развивать и совершенствовать не только свое тело, но и душу.

То есть ребята должны постоянно следить за развитием творческой стороны своей личности. Будет просто замечательно, если танцоры смогут находить новые образы при помощи музыки, искусства и даже зрителей. Тогда танцы будут проникнуты эмоциями.

А как же костюмы?

Мы обычно мало задумываемся о выборе цвета для танцевального костюма или его фрагментов, хотя часто подсознательно выбираем то, что соответствует нашему настроению или же идем по шаблонному пути - что мы видели на ком-то и т.п.
Давайте задумаемся, какую роль играет цвет в создании образа? Существует много трактовок символизма цвета: в геральдике - одна, у поэтов-символистов - другая, культуры разных народов - третья, у психологов - четвертая. Нас, скорее должна интересовать именно последняя трактовка, т.к. мы хотим невербально воздействовать на зрителя, рассказывая ему историю о выбранном образе, и цвет здесь нам очень даже может помочь.
Единой символики цвета никогда не существовало, да, наверное, и не может быть. Каждый человек, воспринимает тот или иной цвет немного по-своему, видя в нем те или иные свойства. Однако в целом, описания цветов у множества людей совпадает. Так что, если Вы будете сравнивать различные системы трактовки цвета, связаны ли они с культурой, религией, деятельностью людей, во многом они будут совпадать. Так вот, давайте перечислим различные свойства, часто приписываемые тому или иному цвету.

Красный цвет - огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. В то же время красный - цвет опасности, страсти, сексуального влечения.
Оранжевый цвет - цвет солнца, приносящий успех и удачу. Активность, энергия.
Желтый цвет - божественный, "застывший солнечный цвет"- цвет истины, золото и богатство, процветание. Также цвет привлечения внимания.
Зеленый цвет - природа, жизнь, бессмертие, свобода, безопасность, жизнерадостность.
Голубой и синий - цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Вечность и устойчивость, тайна и истина, мудрость, слияние с силами природы, медитация, полет (в связи с небом), пластичность (в связи с водой).
Фиолетовый цвет - цвет философов и поэтов, познания истины. Красивый и чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными возможностями человека. Белый цвет - символ чистоты, невинности и нежности. Отрешенность, пустота, воздух, в своем роде "абсолют цвета", так как слияние различных цветов в освещении дают белый цвет.
Черный цвет - символ траура и печали или торжественности, строгости, мудрости, депрессии, агрессии.
Розовый цвет пассивен, успокаивает и смягчает эмоции, снижает агрессию. Про него многие сказали бы: мило, забавно - очень много коннотаций, связанных со связью разового цвета с детскими вещами для девочек, куклами Барби и т.п.

На восприятие влияет также установка, которую человек задает сам себе. Это - и настроение, и отношение к людям, на которых он смотрит, и обстановка, в которой он оказался. В том числе и играющая музыка. Выбирая цвет для костюма, Вы можете лечь на диван, включить погромче Вашу фонограмму, закрыть глаза и представить цвета. Какие будут являться Вам? А можно открыть фонограмму в Windows Media player. В нем Вы увидите цветомузыку. Может, в какой момент увиденное будет резонировать с Вашим восприятием музыки. И Вы получите не только цвет Вашего образа, а может, даже сочетание цветов или узор.

Что же нам все это дает? Каким из вышеперечисленных свойств соответствует Ваш образ? Иногда видишь лирический танец под вдохновлено-романтическую музыку в сочно желтом костюме. Полный диссонанс, не правда ли? И музыка, и костюм, в том числе его цвет или цвета, и сам танец должны быть в образном единстве.

Увлекшись всем вышеописанным, не стоит забывать о том, чтобы этот цвет Вам "шел". Еще стоит учесть всем любителям черного цвета (а таких, увы, огромное количество), что у черного цвета есть очень печальное свойство - он "съедает объем". Да, это свойство учитывают, когда стараются сделать себя более худым. Но в танце оно сыграет с Вами злую шутку. Что такое танец? Это волшебным образом меняющиеся объемы тела. Черный цвет сделает многие движения тела практически невидимыми и лишит большинство движений нюансов, которые, вообще-то, и творят волшебство танца. Да, иногда без черного цвета не обойтись, например, Вы создаете агрессивно-сексуальный и очень мрачный тревожный образ, и никакой другой цвет не может Вам подойти. Тогда не делайте больших деталей костюма, перекрывающих большие площади тела. Можно создать части костюма, состоящие из черных полос, таким образом, черный материал будет часто соседствовать и чередоваться с Вашей кожей. Или используйте черный цвет в сочетании с другими цветами, минимально располагая его в районе Вашего корпуса. А, главное, помните, что все это - творчество. А, значит, все правила и рекомендации относительны.

Итак, что же хочется сказать в заключении:
искусство танца - это не безопасная веселость, не мишура блесток, улыбок и взаимного очарования музыкой и движением, но и может возвысить, заставить задуматься и спасти от многих соблазнов и неправильных поступков.

Используемые ресурсы:

  1. www.Referatik.Ru/ Реферат: Танец как явление культуры.

2.Громов Н.Н., Тарасов В.И., ст. Звук и зримый образ, в сб. Проблемы сценической речи, п.р. Гиппиуса С.В., Куницына А.Н., Л., ЛГИТМиК, 1979, 165 с.

3. Тарасов  Н.И., Классический танец,  М.: Искусство, 1981, 479 с.

4.С. Худенков. Всеобщая история танца.- Эксмо.,- 2009г.

5. Хореографический образ в танце/http://yandex.ru/yandsearch?text

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое.

Post navigation

Сценарий интеллектуального конкурса “Хочу все знать!”
Конспект занятия “В гостях у сказки”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022