О семейном воспитании
О семейном воспитании
(«Юноше, обдумывающему житье», и не только)
Семейный очаг – это обычный очаг, который согревает дом, но только если каждый член семьи сжигает в нем частичку себя.
С. Янковский
Что самое важное в выборе спутника жизни? Какое основание будет заложено в построении семейного дома? Эти вопросы и многие другие задает себе почти каждый взрослеющий человек. О ценностных основаниях семьи идет речь и на занятиях «Нравственных основ семейной жизни» (курс апробирован в школах Екатеринбурга и Калининградской области, 43 образовательных учреждения Калининградской области присоединились к преподаванию в новом учебном году).
Одним из серьезных противоречий в жизни современного общества является противоречие между ценностной картиной мира и нормативами поведения. И тем не менее по самым различным опросам большинство молодых россиян ставят семью на первое место. Проблема в том, что, желая семейного счастья многие следуют в своем поведении антисемейным установкам. Разрыв в трансляции традиционной семейной культуры оставил белые пятна на сопроводительной карте, отправляющейся в семейное плавание молодой команды. Но порой к покупке дорогой обновки молодые люди относятся более тщательно, чем к построению семьи. Многие взрослеющие сегодня старшеклассники не получили того семейного опыта, который бы мог стать ориентиром, примером построения своего уклада даже в полных и внешне благополучных семьях.
А на что опираться педагогу, преподающему курс «Нравственные основы семейной жизни», да, и просто неравнодушному взрослому. Какой разговор о семье, о выборе, о любви сензитивно отзовется? Да, пожалуй, тот который опирается на чувства, пережитые ранее, чувства, испытываемые к родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам. Опыт как Любовь, сохранившаяся в обрывках воспоминаний о значимых событиях раннего детства, о поддержке в осуществлении задуманного, заботе о значимом другом. Мечта о той Любви которая «… долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а со радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Новый завет. Первое послание к Коринфянам, 13:4-7)
Увы, понимание того, что жить в семье – значит разделять друг с другом все несовершенства, все чувства и все же продолжать любить друг друга, дается не всем и не сразу.
«Большинство детей сомневаются, что их любят искренней и безусловной любовью». Р.Кэмпбелл
Грустная цитата, неправда ли? А ведь это так.
Первый социальный опыт мы получаем в родительской семье. Отношения между родителями, структура семьи, ее традиции, обычаи прочно укрепляются в сознании начинающего жить человека. И своя семья часто напоминает ту, в которой он вырос. И если родительская семья была наполнена уважением к ближним, опытом взаимопомощи, то и от ребенка в будущем следует ожидать того же. В противном случае очень высока вероятность того, что человек повторит те отношения, которые существовали в родительской семье и которых он стремился избежать.
Некоторый период в образовании на первое место выходила профильная и профессиональная подготовка, но подготовка к семейной жизни не перестает быть одним из главных направлений юношеского воспитания, не менее важным, чем подготовка к труду. И эта проблема никогда не стояла так остро, как сейчас.
Представления о своей будущей семье носят достаточно расплывчатый характер, в них не просматривается ни ответственность за будущее, ни реальное видение своего будущего. Но, анализируя анкеты учащихся можно отчетливо понять, что они хотят прояснить эту картину, хотят разговора и поддержки. Необходимая поддержка и помощь может найти адресата в рамках диалогического пространства на курсе «Нравственные основы семейной жизни», главное, чтобы разговор состоялся. Доверительный, уважающий позицию каждого разговор.
И.Г. Мишина