О. Пройслер “Маленькая Баба Яга”
КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
обучающегося группы 36
Ветошкиной Светланы Алексеевны
Дата: 22.10.2021 г.
Направление ВД: общеинтеллектуальное
Название курса: «Учись учиться»
Класс: 2 «З»
ФИО учителя: Лугинина Наталья Владимировна
ФИО руководителя практики: Храмова Светлана Александровна Отметка:_______ Подпись:__________
Тема занятия: О.Пройслер «Маленькая Баба Яга»
Форма: беседа с элементами игры
Планируемые результаты:
- Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию и чтению, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, демонстрируют культуру речи.
- Метапредметные: обучающиеся демонстрируют развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук в процессе выполнения заданий в рабочем листе, с помощью карандаша и ручки; развитие слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, волевая саморегуляция); познавательные УУД (синтез как составление целого из частей посредством ответов на вопросы по содержанию сказки, анализ текста произведения с целью выделения признаков, осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
- Предметные: обучающиеся демонстрируют представления о авторской сказке; знают содержание отрывка авторской сказки «Маленькая Баба Яга»; расширили словарный запас посредством ознакомления с текстом произведения.
Цель: формирование коммуникативных УУД (умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме) посредством ознакомления с сказкой «Маленькая Баба Яга» О.Пройслера.
Задачи:
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать у обучающихся познавательный интерес к занятию и чтению, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, культуру речи.
- Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук в процессе выполнения заданий в рабочем листе, с помощью карандаша и ручки ; развитию слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умения работать по словесной инструкции; формировать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, волевая саморегуляция); познавательные УУД (синтез как составление целого из частей посредством ответов на вопросы , анализ текста произведения с целью выделения признаков, осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
- Образовательные: дать представления об авторской сказке; ознакомить детей с отрывком авторской сказки «Маленькая Баба Яга»; расширить словарный запас посредством ознакомления с текстом произведения.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального подъема;
· воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
· принцип наглядности;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип доступности;
· принцип сознательности и активности;
· принцип психологической комфортности.
Коррекционные принципы:
· принцип педагогического оптимизма;
· принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;
· принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
· Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;
· Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Методы воспитания и обучения:
Методы воспитания:
Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха;
· поощрение;
· использование игр и игровых форм организации обучения.
Методы развития познавательного интереса:
· Формирование готовности к восприятию;
· Стимулирование занимательным содержанием.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
· методы развития познавательного интереса.
Методы формирования ответственности и обязательности:
· Предъявление педагогических требований.
Методы обучения:
Словесные:
· беседа;
· объяснение;
· рассказ.
Наглядные:
· демонстрация.
Практические:
· упражнения.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: пенал с карандашами; рабочий лист; текст сказки.
· Демонстрационные: экземпляр книги (Маленькая Баба Яга ); изображение дуба с золотой цепью; изображение ученого кота, слова-качества на доску; изображение Бабы Яги из русских народных сказок, Маленькой Бабы Яги; карточки с планом работы в виде изображений; изображение ворона;
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Текст: электронный.
2. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли: система заданий. М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – Текст: непосредственный.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.
4. Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа» на 2021-2022 учебный год.
5. Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Учись учиться» МБОУ СО «Каменск-Уральская школа».
6. О.Пройслер «Маленькая Баба Яга»
Макет доски:
22 октября | План |
Ход занятия
Этапы занятия, задачи работы | Методы и приёмы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
Организационно- мотивационный этап Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. | Методы обучения: словесные: -беседа; Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: -создание ситуации успеха; -поощрение. Методы формирования ответственности и обязательности: - предъявление педагогических требований. | -Добрый день, дети, сегодня ВЗ у вас проведу я, меня зовут Светлана Алексеевна, давайте поприветствуем друг друга улыбками и начнем наше занятие. - Каждый проверит свою готовность к занятию, на столе должен лежать только пенал, все лишнее надо убрать в портфель. - Предлагаю сначала собрать нашу внимательность и поиграть в игру. Игра называется «коза-заяц». *Инструкция: вытяните обе руки вперед, покажите зайца, покажите козу, а теперь делаем хлопок и показываем зайца, хлопок, коза, хлопок, коза, хлопок заяц…*. * дети выполняют кинезиологическое упражнение* - Вы очень старательные дети, теперь можем сесть на свои места. - Напоминаю, что сидеть нужно правильно, ноги касаются пола, спина прямая, а отвечать на уроке можно только по поднятой руке, покажите как правильно? - Молодцы,ребята. | Личностные: положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, высказывают свою точку зрения и обосновывают её). |
Этап целеполагания и планирование предстоящей деятельности Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся, поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, составить план по достижению поставленной цели. | Методы обучения: Словесные: -беседа; - рассказ. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: - создание ситуации успеха; - поощрение. Методы развития познавательного интереса: -стимулирование занимательным содержанием. | - Ребята, обратите внимание на доску, что изображено на картине? (дуб с золотой цепью). - А в какой сказке мы можем встретить дуб с золотой цепью, кто-нибдуь знает? (А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»). - Точно ребята, это же сказка А.С.Пушкина, она так и начинается «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». - А кого же не хватает на дубе? Какие дальше слова сказки,кто помнит? (Кота ученого). - Спасибо, нам правда не хватает кота ученого (помещаю на доску изображение кота). -Ребята, а почему кота называют ученым? (он умный) - А почему кот умный? (много читает) - Ребята, скажите, по поднятой руке, что у кота в лапах? (книга) - Спасибо, кот ученый очень любит читать и у него в лапах новая книга, которую он читает! - Мне тоже стало интересно, и я прочитала эту книгу и принесла вам показать и рассказать о ней! (демонстрирую книгу детям) - А так как кот ученый любит порядок, он выслал нам план работы, план непростой, он состоит из изображений, предлагаю вместе догадаться, что обозначают эти изображения! (1) (2) - Замечательно, предлагаю приступить к выполнению плана. | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию и чтению, демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют развитие слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция); познавательные УУД (анализ текста произведения с целью выделения признаков); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её). |
Деятельностный этап Задачи: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материал занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. | Методы обучения: Словесные: - беседа; · объяснение; -рассказ. Наглядные: -иллюстрация; -демонстрация. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: - создание ситуации успеха; -поощрение; -использование игр и игровых форм организации обучения. Методы развития познавательного интереса: -стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязательности: - предъявление педагогических требований. | -Ребята, что нам следует сделать сначала? - Отлично, нам нужно познакомиться со сказкой «Маленькая Баба Яга», а вы знаете, что такое авторская сказка, отвечаем по поднятой руке? - Я с вами согласна, авторская сказка это сказка, у которой есть определенный автор. - А чем отличается авторская сказка от народной? - Да, это точно, народную сказку написало много людей, а не один человек. - Посмотрите на доску, что вы видите? (изображение мужчины) - Кто может быть этот человек? (автор) - Интересные предположения! (на случай не подходящих). А это может быть автор нашей сказки? (да). Это автор сказки Маленькая баба яга и его зовут Отфрид Пройслер -Ребята, вы верно предположили это автор сказки ОТФРИД ПРОЙСЛЕР. - А теперь, я вижу, что вы немного утомились, предлагаю всем подняться и сделать веселую Физ. Минутку. *Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья Руки вверх и руки вниз На носочки поднялись То присели, то нагнулись Поднялись и улыбнулись*(повтор 2 раза) - Вот мы и готовы работать дальше, садимся правильно на свои места! - Что нам сейчас нужно сделать по плану, посмотри на изображение? - Для того, чтобы выполнить первый пункт плана и познакомиться со сказкой я предлагаю нам почитать. Сначала каждый прочитает по предложению, а я продолжу читать дальше. - У каждого из вас на столе появился текст сказки, поставьте палец на первое слово. -Первое предложение начнет читать Саша, а остальные внимательно слушают и следят пальцем, потому что читать второе предложение я могу попросить любого (проверяю, что все поставили пальцы предлагаю Полине начать читать). * (Полина,Аня) Жила-была Маленькая Баба-Яга. (Дима) Было ей всего сто двадцать семь лет. (Денис)Эта Баба-Яга была ещё девочкой. (Данил)Жила она в маленькой избушке в лесу. (Сёма)Избушка была старая. (Саша)Но Маленькая Баба-Яга не хотела себе другого дома. (Аня)Ей и этого вполне хватало. Снаружи к избе была пристроена огромная печь. Без такой печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим домом Бабы-Яги. В избушке вместе с Бабой-Ягой жил ещё ворон. Звали его Абрахас. Он говорил не только «Доброе утро!» и «Добрый вечер!», как это умеют все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить всё! Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всём на свете. Примерно шесть часов в день Маленькая Баба-Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные. Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не пропуская в ней ни одной задачки.* - Вот мы и познакомились с отрывком сказки, ребята, выполнили мы первый пункт плана? (да, выполнили, переворачиваем) - Убираем тексты на край стола, они нам больше не пригодятся. -Какой пункт плана нам осталось выполнить, давайте вместе вспомним? (на изображении рабочий лист, там 4 задания) - Кот учёный вместе с планом выслал нам рабочий лист по сказке, там есть задания, рассмотрите рабочий лист (детям выдается рабочий лист, рассматривают) - Вверху подпишите рабочий лист своим именем (Саша напишет свое имя, …, жду ребят) -Кто подпишет, руку на локоток. - Сколько заданий нам приготовил кот ученый, кто самый внимательный, отвечаем по поднятой руке!(4 задания) - Спасибо за внимательность … - Найдите все первое окошечко с заданием, нам нужно найти и соединить стрелочкой с Маленькой Бабой Ягой того, кто жил с ней вместе в доме. - На первом изображении кто? (воробей) -Хорошо, спасибо - На втором изображении кто? ( лебедь) - Это лебедь, спасибо - На третьем изображении кто? (ворон) - Теперь каждый подумает, кто жил в доме с Маленькой Бабой Ягой и соединит стрелкой в своем листе. Кто готов, глаза на меня. - Предлагаю вместе проверить. (На доске появляется Ворон) - Вместе с Маленькой Бабой Ягой жил ворон, которого как звали, кто помнит? (ворона звали Абрахас). - Кто тоже выбрал ворона, покажите класс? - Те, кто ошибся, будьте внимательны! - Предлагаю рассмотреть второе окошко с заданием. - Что вы видите? (дома) - Ученый кот просит нас внимательно посмотреть на эти дома и отметить галочкой тот дом, который больше всего подходит М.Бабе Яге -Каждый подумает сам и отметит в своем листе, кто готов руку на локоток. - Теперь давайте вместе проверим (на доске появляется верный дом), кто отметил такой же дом, покажите класс. -Замечательно! - Я вижу, что вы уже утомились, давайте поднимемся со своих мест и отдохнем. *пальчиковая гимнастика стоя* *Мы наши пальчики сплели И вытянули руки Ну а теперь мы от земли Отталкиваем тучки*(2 раза) - Отдохнули, садимся правильно на свои места. - А для того, чтобы выполнить третье задание на рабочем листе я расскажу вам историю из сказки. Приготовьте свои уши, чтобы внимательно меня слушать. *Один раз, когда Маленькая Баба Яга гуляла по лесу с Абрахасом на плече, повстречались им три старушки. С пустыми корзинами шли они, опустив глаза в землю, как будто чего искали. — Что вы тут ищете? — спросила их Маленькая Баба-Яга. — Сухую кору и хворост для своих печек, — сказала одна старушка. А другая вздохнула: — Но нам не везёт! Лес нынче как выметенный — ни одной сухой веточки! — И давно вы ищете? — спросила Маленькая Баба-Яга. — С утра, — сказала третья старушка. — Мы ищем и ищем, а не набрали ни одной полной корзины! Приближается зима, а мы не знаем, чем будем топить свои печи. Маленькая Баба-Яга заглянула в корзины: в них лежало всего несколько тонких веточек. — Дело в ветре, — сказали старушки. — В ветре? — удивилась Маленькая Баба-Яга. — При чём здесь ветер? Не понимаю! — А при том, что он не хочет дуть, И с деревьев ничего не падает — сказала первая старушка. — Вот в чём дело, — задумчиво произнесла Маленькая Баба-Яга. Старушки закивали головами. А одна из них добавила: — Если бы я умела колдовать! Я наколдовала бы ветер… но я, к сожалению, не колдунья. — Да, — согласилась Маленькая Баба-Яга. — Ты не колдунья. Грустные старушки решили идти домой. До свидания!- сказали они — До свидания! — ответила Маленькая Баба-Яга. — Не можем ли мы им как-нибудь помочь? — прошептал Абрахас, когда они скрылись. Маленькая Баба-Яга засмеялась: — Сейчас! Только держись крепче, а не то тебя сдует ветром! Поднять ветер — это для ведьмы пара пустяков. Стоит присвистнуть — и начнётся буря. И Маленькая Баба-Яга свистнула; в тот же момент поднялся ужасный ветер. Он промчался по лесу, с треском ломал сухие сучья и швырял наземь кору. — Хватит! — крикнула она МБЯ. И ветер сейчас же стих. Старушки испуганно оглянулись. Они вдруг увидели, что весь лес усыпан сухой корой, сучьями и хворостом. — Какое счастье! — закричали они. — Столько хвороста за один раз! Теперь нам хватит дров на всю зиму! Они свои корзины и потащились домой, сияя от радости. Маленькая Баба-Яга, смотрела им вслед. Даже ворон Абрахас был доволен, что случалось с ним редко. * - Ребята, о чем эта история? (разные ответы, цепляемся за нужный ) - Эта история о том, как маленькая баба яга помогла старушками собрать дров на зиму. - А вот как она помогла старушкам нам поможет вспомнить третье задание, найдите его на своих листах. - Вам нужно составить слово из букв, с помощью цифр, первую букву сделаем вместе, остальные самостоятельно. -Не забываем о правильной осанке. -Вписывайте получившуюся букву в клетку под цифрой. -Если нужна помощь, можете обратиться ко мне. - Кто готов, руку на локоток. - Все вместе сверим свои слова, со словом на доске, у кого получилось такое же слово, покажите класс? - Молодцы ребята, вы сегодня очень внимательные. -На рабочем листе у нас осталось последнее задание от кота ученого. Переверните рабочий лист и рассмотрите задание. Что там изображено? - Изображена баба яга, и Маленькая баба яга, слова обозначающие качества (на доске появляется баба яга и МБЯ, а так же качества в столбик). - Я прочитаю качества вслух(читаю качества). - Как думаете, что мы будем делать с этими качествами? (распределять) - Верно, нам нужно распределить качества, которые относятся либо к бабе яге из народных сказок, либо к Маленькой бабе яге о которой мы сегодня узнали. - Первое качество доброта, к кому отнесем? Работаем по поднятой руке (МБЯ)…(работа со всеми качествами, их се6мь, каждый ребенок должен ответить). - Отмечаем стрелочкой, что доброта относится к МБЯ… (напоминание при работе со всеми качествами) - Вот мы и справились с последним заданием кота ученого, а наше занятие подходит к концу и пора подвести итоги. | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию и чтению, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук в процессе создания аппликации; развитие слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (контроль, коррекция, волевая саморегуляция); познавательные УУД (синтез как составление целого из частей посредством выполнения задания на восстановление последовательности героев сказки, анализ текста произведения с целью выделения признаков, осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её). Предметные: обучающиеся демонстрируют представления о авторской сказке; знают содержание авторской сказки «Маленькая Баба Яга»; расширили словарный запас посредством ознакомления с текстом произведения. |
Этап контроля Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. | Методы обучения: Словесные: -беседа. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: -поощрение. | -Попробуем отвечать полным ответом -Скажите с чем мы сегодня познакомились? (со сказкой про Маленькую Бабу Ягу) -Мы читали отрывок сказки?(читали) - Что делали потом? (задания в рабочих листах) - Какое первое задание? Второе, третье, четвертое? - Ребята, вы очень хорошо запомнили чем мы занимались сегодня на занятии. -Замечательная работа у нас получилась! | Личностные: обучающиеся демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, высказывают свою точку зрения и обосновывают её). |
Этап рефлексии Задачи: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. | Методы обучения: Словесные: -беседа; Наглядные: - иллюстрация. | -Но мы ведь с вами сегодня прочитали не всю сказку, а только отрывок. - Поднимите руки те, кто захотел прочитать эту сказку дальше и узнать какие истории там еще есть? -Спасибо вам большое за ответы, особенно хочу похвалить за активность Славу, Сему, за внимательность Сашу и остальных ребят за старательность на занятии, я буду рада вернуться к вам снова. - Занятие закончено, до свидания. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); познавательные УУД (осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах). |