Автор: Иванченко Светлана Васильевна
Учебное заведение: КГКП "Детская школа искусств п. Топар"
Краткое описание работы: Содержание домашнего задания и организация домашней работы учащихся фортепианного класса ДМШ и ДШИ.

Дата публикации: О домашнем задании в классе по специальности Содержание домашнего задания и организация домашней работы учащихся фортепианного класса ДМШ и ДШИ.
Просмотреть свитедельство о публикации

kojb2

О домашнем задании в классе по специальности

Часто домашнее сводится к следующим записям: “выучить до репризы”, “отработать первую страницу”, “разобрать 2 часть” и так далее. И потом мы удивляемся, почему ученик ничего не может сыграть, при этом утверждает, что занимался.  А ведь он не обманывает, он действительно занимался.

Такие домашние задания не учат учащихся организовать свою домашнюю работу. Дети не понимают домашнего задания, не знают, какими способами нужно работать над нотным текстом, техническими приемами, образом произведения.  А ведь одной из задач учебного процесса является обучение умению самостоятельно разбирать текст, владеть приемами и методами отработки различных видов заданий. Выполнение домашнего задания – это основное звено деятельности учащихся. Даже самый талантливый преподаватель, не научивший своего самого одаренного ученика качественной самостоятельной работе, не получит хорошего результата.

Многие учащиеся имеют проблему непонимания домашнего задания. Мы задаем ученику «20 раз проиграть гамму», послушный ученик так и сделает. Если преподаватель  объясняет ему, для чего это необходимо, к какой цели нужно стремиться, зачем нужно следить, проигрывая раз за разом гамму, то ученик не имеет мотивации своей деятельности, он словно робот, просто послушно выполняет команды. Но аппликатура остается не выученной, а гамма звучит с остановками и ошибками. Другая сторона плохо подготовленного домашнего задания заключается в его рутинности. Работать над гаммой можно по-разному: сыграть, например, два раза на crescendo, два раза на staccato, пунктиром и т.д. Необходимо разнообразить формы работы над заданием, при этом мы избегаем скучного однообразия при выполнении домашнего задания.

Преподаватель задает ученику разбор пьесы, а получает нудное «ковыряние» по одной ноте. Мне кажется, что помочь ребенку решить эту проблему можно, если систематически, на каждом уроке читать нотный текст и анализировать его. Преподаватель с первых лет обучения должен приучат детей грамотно разбирать ноты. При работе в классе мы должны учить наших учеников видеть фразы, понимать развитие мелодии, сопровождения, нужно учиться слышать гармонический строй произведения, определять его тональность, жанровую основу.

В процессе работы в классе необходимо не только добиваться от ученика результата, выполняя те или иные задания, нужно объяснять, почему нужно делать именно так. Необходимо говорить о последовательности в  работе над произведением: сначала зрительный анализ нотного текста, потом игра произведения по мотивам, фразам, предложениям, обращать внимание на интервалы, аккорды, определяя тональность пьесы. Полезно прежде поиграть гамму, увидеть знаки, запомнить их. Нотный текст должен стать открытой книгой для учащегося и тогда проблема с разбором произведения перестанет быть острой. Понимая, зачем в классе делается то, или иное, дети будут сознательно дома делать то же самое и со временем это войдет в привычку, облегчит домашнюю работу.

Отработка технической стороны пьес – это основная домашняя работа. Недостаточно записать в дневнике ученику: отработать, выучить. Нужно объяснить, рассказать, показать, как это делать, необходимо в классе добиваться нужных мышечных ощущений и объяснять, почему они должны быть именно такими, важно обращать внимание на качество звука, получаемого при исполнении верным приемом, сравнивать качество звука с неправильным звукоизвлечением. В работе с младшими учениками необходимо включать игровые и творческие моменты на все виды заданий.  Например, нарисовать рисунок на изучаемую пьесу, который будет отражать характер произведения,  его образ. Как один из вариантов, можно взять готовый рисунок, не закрашенный, предложить учащемуся закрасить его в том характере, который он исполнит сейчас, и предложить сделать то же самое, но через некоторое время. Эти рисунки будут наглядным стимулом и примером для учащегося результата его игры.

С детьми младшего возраста хорошо придумывать сказки, подбирать стихотворения к исполняемым пьесам. Такие задания принесут большую пользу, обсуждая стихотворение, сказку, мы можем показать и рассказать это все музыкой. Учащийся будет переживать свое музыкальное произведение, будет стараться воплотить тот образ, который он нашел.

Преподаватели по специальности, обычно, не задают ученикам заданий, связанных с изучением личности композитора изучаемых произведений, опасаясь перегрузить детей. На мой взгляд, это не совсем правильно. Самостоятельная работа по сбору материала о композиторе, истории создания произведения, прослушивание этих произведений с последующим обсуждением и уже совместным прослушиванием на уроке, все это способствует развитию интереса к своей деятельности, к более глубокому пониманию и осмыслению.

Мне и моим ученикам нравится интересный прием работы над полифонией. Это запись нотного текста, в котором каждый голос записывается своим цветом. Такое задание хорошо помогает в запоминании текста, отлично подходит для работы над пониманием голосоведения.

Разнообразить домашнюю работу позволяет развитие и доступность электронных  инструментов. Отрабатывание гамм, этюдов, других пьес можно выполнять под фонограмму, которая создается на синтезаторе и записывается в нескольких темповых вариантах. Это поможет ученику держать нужный темп, не делать ритмических ошибок. С помощью фонограмм можно разнообразить домашнюю работу с полифонией. Предварительно на уроке преподаватель показывает как можно «оркестровать» голоса. На примере другой полифонической пьесы вместе с учеником на уроке мы «разукрашиваем» различными инструментами голоса. Важно объяснить ребенку, почему используются именно эти инструменты. Дома ученик пробует проделать такую работу самостоятельно. Далее можно соединить голоса вместе, например, два голоса, а третий исполнять. Если есть интерес к музыкальным программам, то можно создавать аранжировки к произведениям технического плана и музыке массовых жанров. Это хорошие варианты работы по развитию творческих способностей, анализу нотного текста.

Отдельно нужно сказать об объеме домашнего задания. Преподаватель должен очень серьезно подходить к этому вопросу. Необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательной школе, ребенку нужно отдыхать, гулять. Нужно тщательно планировать время ученика и свое время, чтобы была возможность проверить заданное и обсудить с учеником результаты работы. Домашнее задание должно быть выполнимо, а домашняя работа должна быть в радость. Ребенок должен трудиться дома с удовольствием и, что очень важно, видеть результаты работы, поэтому заданное нужно формулировать конкретно.

Подведем итоги сказанного и сделаем выводы:

  • Домашнее задание необходимо четко и грамотно комментировать и объяснять;
  • Объем домашнего задания должен быть выполнимым, необходимо учитывать индивидуальные способностей учащегося;
  • Нужно учитывать возрастные особенности детей, а также их отношение к занятиям;
  • Необходимо применять разнообразные формы домашнего задания;
  • В домашнюю работу нужно включать задания творческого характера.

 

Хорошо организованная домашняя работа учащегося, будет связующим звеном между уроками, подкрепит качество занятий, повысив, при этом, эффективность обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.