НОД “Насекомые. Пчёлка Майя”
План – конспект образовательной деятельности.
1. Тема: «Наши друзья - насекомые».
2. Группа: младшая.
3. Направление: речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
4. Раздел программы: Ребенок и окружающий мир.
5. Тип организованной деятельности: познавательный.
6. Место: музыкальный зал.
7. Этап обучения: закрепляющий.
8. Форма организации: групповая.
9. Цель: Развитие познавательного интереса к объектам природы.
10.Задачи:
1.Образовательные:
-формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения;
- закреплять правила поведения в природе.
2.Развивающие:
- развивать речь и обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»;
- развивать внимание, умение слушать вопросы, отвечать на них, отгадывать загадки;
- развивать наблюдательность.
3.Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природе и насекомым.
4.Речевые:
- расширение словарного запаса детей.
11. Оборудование:
Для педагога:
Ноутбук, фонограмма песни «Паровозик из Ромашкова». Картины с изображениями насекомых, игрушка Пчёлка Майя, игрушка- пчела Госпожа Кассандра, игрушка - божья коровка, аудиозапись песни «Пчела ужалила», «Полёт шмеля», маска птицы, корзины и мячи.
Для детей: Цветы, бабочки, бумага для рисования, карандаши и фломастеры.
12. Предварительная работа: беседы о насекомых, работа с раскрасками, разгадывание загадок о насекомых, чтение художественной литературы, заучивание стихов и просмотры мультфильмов.
13. Используемые методы, приемы:
- методы обучения: наглядные, словесные (проблемные ситуации, загадки), практические (игры).
- приемы обучения: вопросы, пояснения, поощрения, действия моторного характера, сюрпризный момент.
14. Технологии обучения:
- технология развивающего обучения (практические методы);
- технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы, загадки);
- технология проблемного обучения (проблемные ситуации)
15. Интеграция образовательных областей:
- речевое, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное.
Этап занятия | Содержание | Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
1.Организационно – мотивационный момент 1.1.Организационный момент 1.2. Словесная беседа (целеполагание) 2.Основная часть 2.1.Игра «Божьи коровки» | Дети заходят в зал под песенку «Паровозик из Ромашкова….» Воспитатель: Внимание, внимание! На нашей солнечной поляне! Всех ребяток собираем и на наш праздник приглашаем! Воспитатель: Ребята, скажите, кто это? Сегодня Пчёлка Майя приглашает нас познакомиться с её друзьями. А с кем дружит Пчёлка Майя, в мультфильме? На Земле очень много насекомых. Все они маленькие, но если присмотреться, то их можно заметить. Воспитатель: - Скажите что общего у всех насекомых? - Правильно, молодцы у них имеются насечки и 6 лап, усики и крылья. Воспитатель: Нас Пчёлка Майя приглашает немного прогуляться. Ну, что ж готовы, дети? Пора нам отправляться. Идём мы осторожно, за Пчёлкой мы шагаем, Уж очень интересно, кого ж мы повстречаем? Воспитатель: - А вот нас и встречает божья коровка — Красненькая спинка, черная головка. А на спинке у нее черненькие точки, Словно кто нарисовал ровные кружочки. Эта умница природе помогает — от вредителей растения спасает, И врагов малышка эта вовсе не боится, Потому что от них она может защититься. Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как она защищается? -Правильно, молодцы она-то и отпугивает врагов. - Хотите подружиться с божьей коровкой? -Давайте с ней поиграем. Мы божьи коровки (прыжки) Быстрые и ловкие (бег на месте!) По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками), | Заходят в зал. Слушают воспитателя. (Пчёлка Майя) (С насекомыми) (ответы детей) Встают друг за другом и идут за воспитателем. . (Она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет). (Да). Проговаривают слова. | Организует детей, мотивирует на дальнейшую деятельность. Задаёт вопросы и слушает ответы детей. Задаёт вопросы и слушает ответы детей. Проводит игру, держит в руках игрушку, догоняет детей. | Ноутбук с флэшкой. На стуле сидит игрушка Пчёлка Майя. Игрушка божья коровка. Игра повторяется 2-3 раза. |
2.2. Игра «Помоги бабочке спрятаться». 2.3 Игра – вопрос «Как надо обращаться с насекомыми?» | А после в лес гулять пойдем (идем по кругу) . В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…) Устали ноги от ходьбы (наклоны!) И кушать мы давно хотим (гладим животик…) Домой, скорее, полетим («летим» нас свои места!) Воспитатель: - А теперь пора нам в путь отправляться, Майя снова нас зовет прогуляться. Идем мы осторожно, за Майей мы шагаем. Уж очень интересно, кого ж мы повстречаем? А вот и бабочка нас мило поджидает, Сидит тихонечко, с цветка не улетает. Воспитатель: - А вы знаете, ребята, у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Цветам очень нужны насекомые-опылители. А знаете, как бабочки прячутся от птиц? Сейчас мы это узнаем. Майя приглашает вас поиграть. «Помоги бабочке спрятаться». Воспитатель: - Кому достался цветок, тот будет стоять на месте, а кому бабочка — будет «летать». Когда я скажу: «Птичка летит!», «бабочки» сразу летят на цветок такого же цвета, что и они сами. Если жёлтая бабочка сядет на жёлтый цветок, то она станет незаметной для птицы, и птица пролетит мимо. А синяя бабочка, на какой цветок должна сесть, чтобы стать незаметной? А красная? А зелёная? А если бабочка ошиблась, то её поймает птица. Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята! Старались быть предельно внимательными, нам с Майей очень понравилось. Теперь вы знаете, как бабочки прячутся от птиц. -А Майя предлагает вам ответить на вопросы, которые она для вас приготовила. Как надо обращаться с насекомыми? - наблюдать и рассматривать - ловить и сажать в баночку, коробочку - рассматривать в лупу - разорять муравейник - давить ногой - приносить домой, рвать цветы, шевелить осиное гнездо. | Проговаривают слова с воспитателем и подходят к цветку, на котором сидит бабочка. Слушают воспитателя. Ответы детей. Встают в круг. Ответы детей: -синий -красный -зелёный. (на положительный ответ -хлопают в ладоши, на отрицательный – топают ногами) Выполняют задание. | Объясняет правило Игры. Подводит итог. Хвалит детей. Читает вопросы. | Цветок, бабочка (игрушки). Бабочки и цветы, вырезанные из картона, маска птицы. Игра повторяется 2-3 раза. |
2.4 Загадки. 2.5 Эстафета «Собери нектар» 2.6 Релаксация (физминутка) 2.7 Игра « Пчела ужалила» | Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. (Звучит музыка «Полёт шмеля», на площадку влетает Госпожа Кассандра) Воспитатель: - Пчёлка, пчёлка, где летала, Что на улице видала? Госпожа Кассандра: - Над цветами я летала И нектар с них собирала. Собрала нектар с ромашки, С клевера, душистой кашки, Чтоб детишкам целый год Кушать мой янтарный мёд. Госпожа Кассандра:- Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам в гости с лугов и полей, и принесла загадки от моих друзей. - Вы готовы их отгадать. Загадки от Госпожи Кассандры: Она в рубахе полосатой Целый день летает, Своим острым хоботком Пыльцу собирает. (пчела) Побежали по дорожке Чьи - то маленькие ножки! А на ножках, посмотри,- Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей.. (муравья) На цветке сидит цветочек, В два всего лишь лепесточка. Лепестки цветные, По краям резные! Посидит и улетает. Если кто не угадает, То подскажет мамочка: «Да ведь это». (бабочка) По траве ползёт жучок, Красный в точку сюртучок - Два надкрылья то, дружочек. Ровно семь на каждом точек! (божья коровка) С ветки на тропинку Прыгает пружинка, Зелёная спинка, По травам и былинкам – Перепрыгнет и тропинку. (кузнечик) Они летают и жужжат, Есть всё время просят! На лапках маленьких своих Микробы переносят. (муха) Госпожа Кассандра хвалит детей за правильные ответы. Госпожа Кассандра: - Ребята, я целый день летала, нектар собирала, а вы хотите мне помочь? «Собери нектар» Воспитатель: - Давайте поможем пчёлке. Для этого нам нужно поделиться на две команды. Тот, кто стоит первый, берет ведерко, бежит к цветку и берёт нектар (мяч). Кладёт в ведерко, добегает до корзинки - перекладывает нектар, ведерко отдает следующему в команде. Госпожа Кассандра: Спасибо вам, ребята, за помощь! Воспитатель: - А сейчас, давайте немного отдохнём, на нашей полянке. Физкультминутка. Жу-жу-жу – жужжит пчела, (Дети расставляют руки в стороны) Я лечу издалека. (Ритмично помахивают руками) Зу-зу-зу – комар пищит. (Указательные пальцы выставляют) Укусить скорей спешит. (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед) Уф-уф-уф – как паровоз, (Ритмично притоптывают ногами) Шмель пыхтит, — пыльцу повез. Жук гудит: гу-жу, гу-жу. (Делают ритмичные хлопки) Я любого разбужу. Госпожа Кассандра: - А сейчас мы вас вместе с Майей приглашаем снова поиграть. Звучит аудиозапись « Пчела ужалила» Госпожа Кассандра: - Вот пришла пора мне и обратно собираться, проверить, как идёт работа по сбору нектара в моих владениях. Дорогие ребята, я была очень рада побывать у вас в гостях. Вы такие молодцы, столько всего знаете про наших друзей– насекомых. Спасибо, от меня вам угощение – будьте всегда здоровы! А свою ученицу Майю я заберу с собой. До свидания дети. Воспитатель: - Спасибо солнечной полянке, Что можно встретиться с друзьями. Сегодня всех мы их узнали, Повеселились, поиграли. - А сейчас мы вместе с вами попробуем нарисовать запрещающие и разрешающие знаки, как можно вести себя с насекомыми. Как вы это запомнили с нашего занятия. - На прогулке разместим эти знаки на нашем участке, чтобы их могли видеть другие дети. | Здороваются Да Ответы детей. Дети делятся на две команды: бабочки (девочки) и жуки (мальчики) Выполняют задание. Выполняют движения под музыку Выполняют движения под музыку Дети благодарят Госпожу Кассандру. Прощаются с героями. Рисуют знаки | Подводит итог. Читает загадки. Хвалит детей. Включает флешку Вручает угощение. | |
3.Заключительная часть 3.1.Итог. 3.2. Рефлексия. | Воспитатель:- Вот нам и пора возвращаться в группу. Вы сегодня, молодцы, меня очень порадовали своими ответами, спасибо вам! Под песенку «Паровозик из Ромашкова ….» возвращаются в группу. | Слушают воспитателя. | Подводит итог мероприятия. |