Автор: Гомма Светлана Евгеньевна
Учебное заведение: ГКОУ РО "Гуковская специальная школа-интернат №11"
Краткое описание работы: Использование на  уроках трудового обучения в специальной школе нетрадиционных методов обучения,способствует повышению мотивации ребенка к образовательному процессу и непринужденному освоению и пониманию материала.

Дата публикации: Нетрадиционные формы обучения как одно из средств социальной адаптации обучающихся воспитанников Использование на  уроках трудового обучения в специальной школе нетрадиционных методов обучения,способствует повышению мотивации ребенка к образовательному процессу и непринужденному освоению и пониманию материала.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Нетрадиционные формы обучения как одно из средств социальной адаптации обучающихся воспитанников

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении — сложная социально-педагогическая проблема.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями, но и средством компенсации первичного дефекта.

  Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

 Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество.

 Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях.

 Это тенденция просматривается   в частой смене работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У наших выпускников часто выражены иждивенческие настроения.

 Задача исправления недостатков в трудовой деятельности учащихся и развития на этой основе ее общего уровня является специфической для коррекционной школы.Она во многом определяет особенности постановки трудового обучения,т.е. его содержание, методику и организацию.

Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встают ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.

И поэтому главная цель трудовой адаптации на сегодняшний день – это подготовка обучающихся воспитанников к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.

Формирование необходимого уровня адаптивности у к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих педагогов. Поскольку труд  является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения, нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Для повышения эффективности процесса социализации, необходимо пересмотреть подход к организации,выбору  технологий, методов обучения.

Рассматриваемая общая задача включает ряд частных задач, каждая из которых направлена на коррекцию и развитие отдельных сторон трудовой деятельности воспитанников.

 Для реализации цели и основных задач социально-трудовой подготовки, адаптации обучающихся воспитанников учителя допрофессионального и профессионального обучения нашей школы используют различные формы обучения: традиционные и нетрадиционные, современные инновационные технологии.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное образование к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Они способствуют привлечению обучающихся воспитанников к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.

В основе нетрадиционных форм обучения лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках предполагает: использование «методов прямого доступа», стимулирования интереса и мотивации воспитанников.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы: внимание, запоминание, воспроизведение, мышление. Для обучающихся воспитанников нетрадиционный урок – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве.Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация недостаточна и неполна.

 Это: урок-экскурсия, урок-игра, урок – дискуссия, урок-исследования, урок-взаимообучения, урок-соревнование, конкурс.

Мною перечислены виды нетрадиционных уроков, которые используются в процессе обучения учителями допрофессиональной и профессиональной подготовки.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытывать яркие эмоциональные переживания успеха и неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, — проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к товариществу. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т.д.

Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся старших классов. Она используется для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные и ролевые.

Имитационные игры – это имитация, подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. Во время таких игр имитируются события, деятельность конкретных людей.

Ролевые игры – это когда воспитанники берут на себя роли взрослы, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

На уроках экономики учителя часто используются ролевые игры: обыгрывание ситуаций трудоустройства, поведения покупателя, расчеты бюджета семьи, организация предпринимательской деятельности, заключение различных договоров и т.д.

На уроках технологии, материаловедения обыгрываютсяситуации выбора способов обработки и изготовления изделий, выбора необходимого материала и его расчёта.

На уроках конструирования учащиеся часто выступают в роли модельеров, придумывая различные фасоны швейных изделий.

 Большое значение в социальной адаптации играют уроки экскурсии. Урок- экскурсия это хорошо продуманная и спланированная форма обучения.

Учителями трудового обученияпроводятся учебные (тематические) уроки- экскурсии.

Например учителями швейного дела в 9,10-х классах проводится экскурсия на швейные предприятия массового производства и индивидуального пошива изделий.

 Цель такой экскурсии – ознакомление со спецификой и структурой производства.

Также проводятся развивающие (профориентационные) уроки-экскурсии. Экскурсии на предприятия оказывают большое влияние на формирование интереса к профессии, так ка сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.Профориентационную экскурсию на предприятие можно рассматривать как специфически организованный урок, задача которого – помочь обучающемуся воспитаннику соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.

Недавно учителями Волосковой Л.Н. и Григорьевой Л.И. была подготовлена и проведена развивающая экскурсия на кирпичный завод.

В процессе, которой учащиеся ознакомились со структурой предприятия, рядом профессий, технологией изготовления кирпича, увидели оборудование завода.

От экскурсии на предприятие у воспитанников остаются, как правило. Яркие впечатления.

Уроки-экскурсии являются эффективной формой социоадаптации.В этом отношении они выполняют следующие функции:

— С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми объектами, предметами, явлениями.

— Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

— Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить воспитанников с производством, с применением научных знаний в промышленности.

В основе проведения урока-экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает ведущее место, по отношению к показу рассказ вторичен. Он может предварять показ объектов, сопровождать его или закреплять зрительное впечатление.Убедительность рассказа достигается с помощью зрительных доказательств. Рассказ педагога имеет четкий композиционный план. Только тогда вид работы будет продуктивным.

Наиболее прижившейся и распространённой нетрадиционной формой обучения и социоадаптации являются уроки-конкурсы, конкурсы профмастерства.

Проведение уроков конкурсов, конкурсов профмастрства -это увлекательная форма согревания среди обучающихся. Они учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь учащегося к высокой профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой сформированности знаний, умений и навыков.

В нашей школе профмастерства проводятся регулярно среди обучающихся воспитанников получающих допрофессиональную и профессиональную трудовую подготовку.

Также обучающиеся воспитанники нашей школы ежегодно участвуют в областных конкурсах профессионального мастерства, который проводится в г. Новочеркасске.

Очень большую роль в социоадаптации наших детей играет сотрудничество с городским центром занятости населения.

Начальник отдела активных программзанятости и связи с общественностью Рамазановорганизует встречи со старшеклоссниками. Сотрудники центра занятости проводят беседы, анкетирования, тестирование.

В декабре была проведена большая совместная работа по участия нашего учебного учреждения в «Ярмарке вакансий». В.И. Рассадова выезжала в Ростов-на-Дону с нашими детьми на данное мероприятие с выставкой детских работ. В ходе мероприятия наши учащиеся принимали активное участие в мастер-классах и во всех конкурсах.

Такой вид деятельности, как мастер-класс относится к нестандартному уроку, уроку-взаимообучения.Мастер-класс одна из форм эффективного профессионального обучения.

Также в декабре месяце наша школа принимали участие в городской выставке детского творчества детей-инвалидов, которая проводилась городской детской библиотеке.

Писаревской Г.А. на этом мероприятии был дан мастер-класс с группой девочек швейного дела по изготовлению изделия-сувенира.

Хочется отметить, что «Ярмарка вакансий», проводимая в г.Ростове-на-Дону и мероприятие в городе освящались как нашим местным телеканалом, так и ДОН-ТР.

Знания, умения, приобретенный опыт в процессе трудового обучения воспитанники применяют во время производственной практики на предприятиях города.

Такая форма обучения способствует выявлению и преодолению (исправлению) недостатков в развитии личности ребенка, адекватной интеграции в социуме.

Для социально-трудовой адаптации учителями профессионально-трудового обучения решаются следующие задачи:

— Развитие у обучающихся воспитанников общетрудовых умений, умений планирования последовательности действий.

-Выполнение и контролирование хода работы.

— обучение воспитанников профессиональным приемам труда по выбранной профессии.

Вся деятельность учителей направлена на формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса в к выбранной профессии, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.

Важнейшим результатом трудового воспитания и обучения обучающегося воспитанника можно считать еговнутреннюю убежденность о том, что труд – это основа жизни человеческого общества и обязанность каждого гражданина.