Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи

Автор: Нурметова Умида Хусановна
Учебное заведение: Город Тараз, СШ №11
Краткое описание работы: Научная статья на тему: «Психология творческого мышления и творческой личности»

Дата публикации: 2021-03-02 Научная статья на тему: «Психология творческого мышления и творческой личности» Нурметова Умида Хусановна Город Тараз, СШ №11 Научная статья на тему: «Психология творческого мышления и творческой личности»
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Научная статья на тему: «Психология творческого мышления и творческой личности»

Скачать работу


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы психологии творческого мышления и творческой личности…………………………………………………………4

1.1 Понятия творчества и творческого мышления……………….…………..4

1.2 Особенности творческого мышления и творческой личности………….5

2. Творческое мышление в основных направлениях психологии……10

2.1 Развитие творческого мышления………………………………………..10

2.2 Зарубежные исследования творческого мышления...............................17

Заключение…………………………………………………………………...24

Список использованной литературы…………………………………….26

Введение

История и даже повседневный опыт дают нам множество примеров того, как каждый человек думает по-своему. У каждого человека есть свои привычки мышления, простые мыслительные движения, к которым он обращается через мышление. И каждый круг людей, на каждом этапе истории стоят примеры, когда люди мыслят иначе, многие знают подход с точки зрения пригодности. Нестандартное мышление лежит в основе всех изобретений, научных открытий, что привело к появлению идей, которые во все времена двигали человечество вперед

Творческое мышление-одно из самых интересных явлений, отличающих человека от животного мира. С самого рождения человек начинает проявлять постоянную потребность в самовыражении через творчество. Стремление к самопознанию, проявлению своих возможностей – это стремление к развитию, расширению, совершенствованию, совершенству во всех формах человеческой жизни, тенденция к выражению и проявлению всех способностей тела и "я".

Проблемы творчества, творческой личности и творческих особенностей рассматриваются в различных областях психологической науки и имеют очень важное значение. Важность психологического исследования творческого мышления заключается в том, что психическое развитие проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но и психикой в целом, в том числе подсознательными и бессознательными подсистемами.

1. Теоретические основы психологии творческого мышления и творческой личности

1.1 Понятия творчества и творческого мышления

В общем смысле творчество-это процесс создания субъективного нового. Основным критерием, отличающим творчество от производства (производства), является уникальность его результата. Никто, кроме автора, не может получить точный результат, если вы создадите для него одну и ту же начальную ситуацию. В этом творческом процессе автор вкладывает в материал возможности, несовместимые с трудовыми операциями или логическим выводом, в конечном счете выражая некоторые аспекты своей личности, "вкладывая душу". Именно этот факт придает дополнительную ценность творческим продуктам.

Я. А. Пономарев также говорит о понятии творчества в узком смысле: "понятие творчество подразумевает личностное начало, и соответствующее ему слово в основном используется для человеческой деятельности. В этом общепринятом смысле творчество-это условный термин, обозначающий психический акт (научное творчество, поэтическое творчество, творчество в музыкальном, изобразительном искусстве, администратор, полководец и т.д.), который в новой (относительно) форме проявляется в отображении, воспроизведении или объединении данных нашего сознания в области абстрактной мысли, художественной и практической деятельности" [6, с. 11].

Творческое мышление-это мышление, которое заключается в поиске принципиально нового или продвинутого решения конкретной проблемы. Творческое мышление направлено на создание новых идей [1, с. 149]. Что характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости использования нетрадиционного способа мышления, особого видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа мышления.

В зарубежной психологии творческое мышление часто ассоциируется с термином "творчество". Креативность-творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Творчество рассматривается как важный и относительно независимый фактор одаренности, который редко проявляется в испытаниях интеллектуальных и академических достижений. Напротив, творчество определяется не критическим отношением к новому с точки зрения опыта, а чувствительностью к новым идеям.

Таким образом, представляется необходимым различать термины" творчество"," творчество "и"творческое мышление". Творчество - это общенаучная категория, а творческое мышление-это психологическое понятие. Кроме того, использование термина" творчество " в чисто психологическом контексте означает внедрение в практику совокупности результатов творческого мышления, его условий, продуктов творческого мышления, а творчество — это особое качество, личностное качество, проявляющееся в ярко выраженной способности творческого мышления. Творческое мышление - это качественная психическая функция, психический процесс, суть которого заключается в специальных механизмах психической деятельности. неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитая интуиция.

1.2 Особенности творческого мышления и творческой личности

Для выявления особенностей творческого мышления и его изучения ученые используют следующие эмпирические методы:

* Анализ процесса решения задач, называемых мини-творчеством, или, как правило, умными задачами, которые требуют перестройки задачи или превышения ограничений, накладываемых самим субъектом.

* Использование руководящих заданий. В этом случае изучается чувствительность человека к советам в ведущей задаче, которые решаются легче, чем основная задача, но построены по тому же принципу, поэтому помогают решить основную задачу.

* Использование" многослойных " задач. Дисциплине дается целая серия однотипных заданий с простыми решениями. Такие проблемы не всегда могут быть решены заново и решены очень креативным человеком. Творческий человек проявляет "интеллектуальную инициативу" и стремится раскрыть общую закономерность на основе каждого отдельного решения.

Важным преимуществом традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим является то, что он гарантирует приемлемый результат. Однако традиционное мышление требует правильности, правильности каждого шага в решении проблемы. Если где-то ошибка, то конечный результат будет неверным. В качестве примера можно привести решение математических или физических задач: если мы на каких-то этапах совершаем ошибку и не замечаем ее, то при выполнении следующих действий эта ошибка никуда не исчезает, а, возможно, только накапливается, усиливается. Конечный результат, конечно, слишком прост.

В творческом мышлении ошибка определенного шага не обязательно приводит к неправильности общего результата. При творческом мышлении для нас важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а то, насколько полезна та или иная их комбинация, что позволяет увидеть проблему с новой точки зрения, увидеть возможные пути ее решения.

Процесс творчества-это синтез сознательной и подсознательной деятельности. Это подтверждает следующая схема творческого процесса Я. А. Пономарева [6, с. 147]:

1. осознанная работа (подготовка). Интуитивное видение новой идеи;

2. бессознательная работа. Идеи для созревания, инкубации;

3. переход бессознательного в сознание. Период вдохновения. В результате бессознательной работы идея решения попадает в сферу сознания. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла;

4. осознанная работа. Разработка идеи, ее окончательное оформление.

Возможно, у каждого в какой-то степени есть способность к творческому мышлению. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисовании, лепке из пластилина, построении из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом возрасте обычно помогают решать прикладные задачи различного уровня (от повседневного до научно-технического и др.). Однако мы не можем назвать каждого человека творческим человеком.

Творческим человеком обычно называют человека, который сделал определенное научное открытие, сделал какое-либо изобретательное изобретение или создал произведение искусства, другими словами, человека, который совершил творческое действие, и этот поступок был высоко оценен другими, а также человека, который воспринимает реальность вне коробки и отвечает за нее. Однако следует отметить, что последнее утверждение довольно расплывчато и несколько "скользко", поскольку к этому определению можно отнести людей с психическими расстройствами. Однако, как мы знаем из примеров истории, наличие у человека психического заболевания не исключает возможности проявления особых и высоких творческих способностей.

Многие исследователи стремились сформировать базовое качество любой творческой личности, составляющее основу творческих способностей. С различными конкретными утверждениями все говорят одно и то же: творческая личность – это свободная личность; а свободная личность – это человек, который, по определению К. Роджерса, может слышать свое "Я" [7].

Среди качеств личности, поддерживающих творческое мышление, выделяют следующие: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие страха показаться странным и необычным; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к воображению и построению планов на будущее.Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:

1. Оригинальность, необычность идей.

2. Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.

3. Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.

4. Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации. [5, с. 285]

Качество личности, оказывающее существенное влияние на продуктивное творчество, - это открытость новому опыту. Это качество проявляется в том, что человек готов принять и усвоить новое, что появляется вокруг него. Кроме того, люди, открытые к новому опыту, отличаются любопытством и даже некоторыми игрушками. Творческой личности присущи и следующие качества:

1. самостоятельность-для них индивидуальные стандарты выше стандартов Группы, оценки и суждения не совпадают.

2.готовность" открытости ума " верить в свое и чужое воображение, в новизну и необычность.

3.Высокая устойчивость к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих условиях.

4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Таким образом, для развития творческого мышления необходимы следующие факторы: способность к риску, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и деятельности, скорость мышления, способность предлагать оригинальные идеи, богатое воображение, способность воспринимать неоднозначность, эстетические ценности, развитая интуиция.

2. Творческое мышление в основных направлениях психологии

2.1 Развитие творческого мышления

Прямое обучение творческому мышлению невозможно, а вот косвенное воздействие на него путем создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность, вполне реально. Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые качества, личностные качества или поведение человека, которые могут влиять на ситуации, вызванные определенной ситуацией.

К ситуационным факторам, негативно влияющим на творческие возможности человека, относятся временные рамки; стрессовое состояние; повышенная тревожность; стремление быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированного подхода к принятию определенного решения; неуверенность в собственных силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; метод представления условий задачи, порождающий неверный путь решения и т. д.

Отдельные факторы, отрицательно влияющие на процесс творчества, были выявлены г. Линдсеем, К. С. Халлом и Р. Ф. Томпсоном [1]. Они установили, что проявление творческого мышления препятствует не только недостаточному развитию определенных способностей, но и наличию определенных личностных качеств:

Лингвистический-желание быть похожим на предмет другого. Человек боится высказывать необычные идеи, боясь показаться смешным или не очень умным.

Цензура-особенно внутренняя цензура. Люди, которые боятся своих идей, склонны пассивно реагировать на окружающую среду и не стремятся творчески решать возникающие проблемы.

Жесткость-это то, что часто приобретается в школьном процессе. Типовые методы помогают закрепить знания, принятые сегодня, но не позволяют научить решать и решать новые задачи, улучшать уже существующие.

Желание найти ответ сразу, слишком высокая мотивация часто способствуют принятию неправильных, неправильных решений.

Возможно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности человека, но и от внутренней и внешней мотивации.

Мотивация (от французского "motif" - стимул, от латинского" moveo " - продвижение)-это система сознательных или бессознательных психических факторов, которые побуждают индивида совершать какие-либо действия и определяют их направленность и цели. Потребность проявляется в психике человека через напряжение, неудовлетворенность и дискомфорт несоответствия между внутренней и внешней ситуацией. Побуждая человека к устранению этого несоответствия, потребность является источником стимула, стимула к активности.

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социальной среды на положительное (внимание, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение) и отрицательное (острая критика, наказание). Значимость влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т. чем ниже уровень внутренней мотивации, тем важнее внешняя мотивация.

Методы стимулирования творчества обычно включают методы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В этой категории некоторые авторы включают экзотические методы, основанные на снятии критических взглядов и цензуры сознания с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ; использование гипноза; использование методов решения проблем путем поиска подсказок во сне. А. Широко использовался метод мозгового штурма Осборна, основным смыслом которого является разделение генеративной части мыслительного акта и контрольно–исполнительной части между различными людьми (некоторые участники выдвигают гипотезы, запрещающие любую критику, а другие позже оценивают их реальную значимость). Его структуру можно представить в простой форме: на первом этапе идеи выдвигаются, а на втором этапе они конкретизируются, развиваются. На этой основе был разработан метод Синектики (гетерогенное соединение в одном), который включает в себя обучение испытуемых навыкам создания аналогий различных типов и других методов, позволяющих им видеть незнакомых и незнакомых людей [1].

Широко используются различные тренинги, в первую очередь, упражнения на уверенность в себе, чуткость (интуиция, наблюдательность участников тренинга) и т.д., Но главным условием появления творческих личностей, безусловно, является соответствующая система обучения и воспитания, о чем можно говорить более подробно.

Важной задачей учителя является минимизация влияния любого обучения на "креативность". Для решения этой непростой задачи целесообразно обратиться к опыту педагогов и психологов, которые обеспокоены развитием творческого потенциала своих учеников.

Известный учитель-новатор, народный учитель Виктор Федорович Шаталов, за все годы работы напомнил ученикам, что в первые 5-6 минут, если у них нет хотя бы прогнозного плана решения проблемы, нужно его бросить и заняться другим делом. Но после прохождения небольшого промежутка времени необходимо вновь внимательным образом вчитаться в данное условие неподдающейся обязанности. Появляется мысль-работайте с ней, развивайтесь во всех направлениях. Нет мысли-оставьте задачу. Снова переключитесь на другую работу, а через полтора часа вернитесь к тому же заданию. Если появляется четкая линия решения, необходимо довести ее до конца и получить ответ, подтверждающий правильность или ошибочность предположения. Но если задача снова-нет видения? Оставьте его на завтра, на завтра, на следующую неделю, но время от времени возвращайтесь к нему снова и снова [8]. Свойство нашего мышления состоит в том, что если в него заложен стимул, то поиск происходит постоянно, даже если мы сознательно не направляем себя на него. Процесс поиска решения происходит скрытно, спонтанно, но не менее.

Кандидат психологических наук Л. М. Митина отметила частые ошибки педагогов, препятствующие созданию творческой атмосферы [3]:

1.чрезмерная строгость общения в тоне и лексике.

2.в англоязычных странах тттм – это многословие, монологизм в общении, так называемый синдром учителя (учитель талькс ТОО Муч-учитель слишком много говорит).

3.слабость эмоциональной связи учителя с учениками.

4. чаще показывать недостатки, подчеркивать стеснительность

5.тон неопределенности в отношениях учителя с учениками.

Л. М. Митина советует педагогу, который хочет создать творческую атмосферу [3]:

1. с самого начала и в течение всего учебного процесса дать учащимся полное доверие к ним

2. следует исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к обучению и большой потенциал

3.для этого преподавателю необходимо, чтобы у учащихся был источник различного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального), который будет передаваться в решении тех или иных вопросов.

4.для продуктивности общения необходимо развивать умение чувствовать и воспринимать эмоциональный настрой ученика, группы.

Для развития творческого мышления наряду с традиционными методами имеет смысл использовать метод проблемного обучения, являющийся аналогом научного творчества: ставится проблема, ищутся пути ее решения, результатом решения проблемы является новое знание. Метод основан на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Проблемное обучение-это система методов и средств, обеспечивающих возможность освоения новых знаний, творческого мышления и творческого участия в процессе формирования познавательных интересов личности. По степени проблемности выделяют три основных уровня проблемного обучения: проблемное изложение, при котором проблему создает сам учитель и находит ее решение; проблемное обучение, при котором проблему создает учитель, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися; творческое обучение, включающее активное участие учащихся в формировании проблемы и поиск ее решения. Данная форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательской и научной работы.

Показателем эффективности проблемного обучения является значительное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического применения в профессиональной деятельности. Отдаленным показателем эффективности проблемного обучения является формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обеспечивающих возможность самовоспитания. [3]

В отличие от психологии творчества педагогика ТРИЗ рассматривает содержание творческого мышления, развитие результатов творческого процесса. Он был создан полвека назад российским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926-1998 гг.).) на основе теории решения начатых изобретательских задач (ТРИЗ). Педагогика ТРИЗ считает, что ребенок сам должен учиться под руководством учителя или воспитателя. Назначение учителей-это не только развитие детей, но и обеспечение их независимого развития вне и после школы. Принципы ТРИЗ-педагогики:

1. принцип свободы выбора.

"Предоставление Ученику Права выбора в любой образовательной или управленческой деятельности. Есть два важных условия: выбранное действие должно быть безупречно моральным, иначе оно будет строго запрещено, а право выбора должно приравниваться к осознанной ответственности за ваш выбор."Человек делает больше того, что он предлагает.

2. принцип открытости.

"Не только дать знания, но и показать их границы", "использовать в чтении открытые задания", т. е. побуждать к самостоятельному созданию идей, постоянно вовлекать ребенка в принятие решений, обсуждение его проблем.

3. принцип деятельности.

"Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками чаще всего происходит в форме. Необходимо стимулировать детей к решению множества творческих задач, тогда их количество переходит в качество и развивается автоматизм решения алгоритмов и задач.

4. Принцип обратной связи.

"Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи."

5. принцип идеализма. "Максимальное использование возможностей, знаний, интересов учащихся в целях повышения результативности и снижения затрат в образовательном процессе". Это означает сочетание содержания и форм обучения с интересами (мотивацией) учащихся.

Педагогика ТРИЗ имеет множество методов (более 100) для решения творческих задач, анализа силы решения, снижения сложности процесса принятия сильных решений, а также методов прогнозирования. Если школа преподает знания, то воспользуйтесь навыками их использования. На сегодняшний день ТРИЗ – педагогика из известных педагогических систем-единственная, которая учит творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую. Поэтому очень важно использовать педагогику ТРИЗ для формирования творческой личности на всех уровнях образования и во всех предметах.

Исходя из приведенных рассуждений, сравнивая причины и условия, способствующие и препятствующие развитию творческого мышления, следует сделать обобщающий вывод: способность к творческому мышлению должна целенаправленно формироваться в процессе всего психического развития человека.

2.2 Зарубежные исследования творческого мышления

С древних времен умы ученых и философов задавались вопросом: "как возможно творческое мышление?".

Эта проблема была решена древними философами (Гераклитом, Демокритом, Платоном) и выдвинула очень прогрессивные идеи того времени. Интересна, например, идея Платона, которая предполагает идею З. Фрейда, изложенную в учении Эроса. Платон означает, что творчество Бога, его плод-Вселенная, момент Божественного мышления. Точно так же творчество человека-лишь момент достижения "умной" мысли, доступной человеку. Это стремление к высшему состоянию, форма навязчивости - "Эрос", которая проявляется как эротическая навязчивость тела, стремление к родам и эротическая навязчивость души, стремление к художественному творчеству и, наконец, как навязчивость духа-стремление к чистому созерцанию прекрасного.

Значительное влияние на дальнейшее изучение творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, лежащие в основе ассоциативной психологии. Ассоциативный подход получил широкое распространение в XVII-XVIII веках. Он объяснил все психические (когнитивные) процессы с точки зрения двух основных компонентов:

- идеи (или элементы) и

- ассоциации (или связи) между ними.

Отличительной особенностью является то, что сообщество было признано основной структурной единицей разума, сообщество также использовалось в качестве объяснительного принципа. Рациональность сводилась к чувству, отсутствовал анализ предмета, его деятельности, направления, деятельности.

Ассоциативная психология не смогла объяснить закономерности сознательного мыслительного процесса, в частности творческого мышления. Начальные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не позволяли ей познавать сложные психические явления, в частности интуицию. Он признавал только "сознательное мышление", подчиняющееся ассоциативным законам (индукция, дедукция, способность сравнивать, общение).

Однако следует отметить вклад ассоциативных психологов в изучение психологии творческого мышления. Установленные ими законы сообщества являются величайшим достижением психологической науки девятнадцатого века. Они, например, помогают понять, что предыдущий опыт часто может блокировать творчество в решении проблемы (проблемы), а также объясняют известный факт успешной творческой работы молодых ученых, не обладающих энциклопедическими знаниями. На основе этих законов был разработан, например, метод гирлянд катастроф и ассоциаций, используемый в эвристике как метод активизации творческого мышления .

Раздел "Психология мышления" впервые выделен психологами, относящимися к вюрцбургской школе. В отличие от общин, представители этой школы (О. Кульпе, К. Марбе, Н.Ах) рассматривали мышление как внутреннюю попытку решения проблем [15]. В вюрцбургской школе метод экспериментального самоанализа впервые был использован для изучения мышления. Исследования привели к открытию феномена "плохого мышления", а также показали, что не каждая ассоциация определяется предыдущей ассоциацией, а направлена на явление, называемое детерминированной тенденцией. Отделив мышление от самостоятельной деятельности, Вюрцбургская школа конкретно противостояла и оторвала его от практической деятельности, мышления, языка и чувственных знаний. При этом он был в значительной степени

Заранее определен круг проблем, который впоследствии стал основным кругом психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и сенсорных образов, определение мышления и его избирательность, задача и средства ее решения. Определение мышления как процесса решения проблем, сформулированное вюрцбургской школой, наложило свой отпечаток на всю историю психологии экспериментального мышления, которое в определенном смысле можно рассматривать как историю применения и применения в психологических исследованиях мышления различных вариантов метода проблемных ситуаций.

О. Зельц был близок к Вюрцбургской школе, понимавшей ум как деятельность интеллектуальных операций. Развивая представления о самом решении задач, о. Зельц придает большое значение первому этапу – формированию "общей задачи", возникающей в результате обработки исходного материала. Главным звеном его было то, что он видел разделение "предметных отношений" между элементами.Результатом такого выделения О. Зельц полагал образование проблемного комплекса, в котором:

– выделены характеристики известного,

– определено место неизвестного,

– выделены отношения между данным и искомым.

Суть проблемы он видел в неполноте этого комплекса. О. зельц также ввел важное понятие "против ухода", в то время как уход включает в себя только то, что он хочет, то есть получает косвенное определение через отношение к неизвестному конкретному человеку. Определение известных и ищущих отношений, а затем ожидание искомого-это процесс формирования общей задачи. Таким образом, о. Зельц считал, что мыслительный процесс-это не последовательность ассоциаций, как думают представители ассоциативного подхода, а процесс заполнения пробелов в этом комплексе или восстановления недостающих связей.

Психоаналитический подход к изучению творческого мышления нельзя игнорировать. В рамках данного подхода впервые была предпринята попытка выявить фактор, лежащий в основе психической деятельности.

Основоположник психоанализа и сторонник энергетической теории человека З. Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которая не позволяла выражать себя напрямую.

А. Адлер переводит внимание из сексуальной сферы в социальную, а творчество трактуется как специфический способ компенсации комплекса неполноценности.

К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть основной энергии либидо. В феномене творчества он видел отражение архетипов коллективного бессознательного, прошедших через призму индивидуального опыта и восприятия Творца.

Психоанализ впервые отметил важность проблемы мотивов и важность бессознательного в мышлении.

Новый аспект мышления был особо отмечен в работах представителей гештальтпсихологии-М. Вертхаймера, к. Дункера, В. Келера и др. В этой школе в основном проводились экспериментальные исследования восприятия, а затем некоторые выводы были заменены исследованием мышления. Основной принцип этой школы заключался в том, что целостный образ – не возникает путем гештальт-синтеза, а сразу становится целостным. Сам гештальт трактовался как функциональный,т. как некоторая структура, описываемая функцией, а мышление как последовательная попытка реструктуризации, которая продолжается до тех пор, пока не будет найден гештальт (структура), необходимый для ситуации, известной как "понимание" или "понимание".

Гуманистические психологи (г. Олпорт, А. Маслоу) считают, что первоисточником творчества является причина личностного роста. По мнению Маслоу, это потребность в самореализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Творческое мышление также изучалось в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить творческую концепцию Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс, представляющие творчество как универсальную познавательную творческую способность. Гилфорд выделил два типа мышления: сходящееся и расходящееся. В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции основой творчества как общей творческой способности, наряду с операциями трансформации и импликации.

Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.

Произошло в середине ХХ века.в прошлом изобретение компьютеров, способных решать проблемы, доступные только человеческому разуму, оказало огромное влияние на развитие психологии мышления. Впервые была озвучена идея" искусственного интеллекта", в которую вошли А. Ньюэлл и Г. Саймон, М. Минск и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с появлением информационных технологий изучение творческого мышления стало развиваться в новом направлении: появился информационный или познавательный подход.

Когнитивная психология сформировалась на стыке необихевиоризма и гештальт-психологии, Объединенных компьютерной метафорой: человека стали рассматривать как средство обработки информации. Линдсей, один из основателей когнитивной психологии, объясняет эту позицию следующим образом:" мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, который постоянно пытается обобщать и интерпретировать поступающие сенсорные данные, интерпретировать и восстанавливать информацию, хранящуюся в его памяти, используя различные типы алгоритмов и стратегий " [cit. по 14, С. 8]. Таким образом, изначально основной задачей в когнитивной психологии было изучение изменений информации, происходящих с момента поступления сигнала до получения ответа. Кроме того, специалисты начали с сравнения процессов обработки информации человеком и вычислительным устройством. Исследования в этой области также связаны с именем В. Ниссера. В 1967 году вышла его книга "Cognitive Psychology", которая в некотором смысле стала программной. В настоящее время все больше подчеркивается ограниченность подобных сходств. Тем не менее, нельзя не признать, что методы смежных отраслей знания дали психологам новые способы видения старых проблем.

Это направление развивается и сейчас. Исследования, проведенные в рамках когнитивного подхода, объединены темами, которые в наиболее общем виде можно охарактеризовать как анализ различных аспектов психической деятельности человека, широкое использование экспериментальных данных, а также общее представление о важности анализа психической деятельности методов, разработанных в теории информации и структурной лингвистике. Когнитивный подход унаследовал от поведения уверенность в важности контролируемых лабораторных исследований, а также отношение к проблемам обучения и памяти как принципиально важных для понимания мышления и поведения.

Заключение

Как показывает практика психологических исследований и обучения, практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается на систематических занятиях. Способности, умения и навыки, приобретенные на уроках развития творческого мышления, наиболее эффективно передаются детьми в школьные учебные предметы, повседневную жизнь, достигая большего успеха, чем их менее развитые в творческом плане сверстники. Исследования психологов также показали, что творческое образование повышает креативность учащихся, начинает активно участвовать в творческих делах, быстро и по-разному добивается результата, детально оценивает свое решение, активно его совершенствует и, в конце концов, радует школу. Юноши и девушки, творчески развитые как взрослые, быстро находят подходящее рабочее место для реализации своего потенциала и амбиций, легко и полно приспосабливаются к условиям труда, гибки, точны и эффективны в решении профессиональных задач. Именно такие профессиональные кадры востребованы в современном общественном производстве, когда стандартные, шаблонные методы достижения результата практически исчерпаны. Творческое мышление невозможно сформировать от ситуации к ситуации, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе он просто исчезнет.

Понимание природы творческого мышления позволяет глубже познать процессы развития, позволяет выявить объективные закономерности творческого мышления и выстроить систему развития творческих способностей в обучении. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей-овладение приемами (приемами) познания и изменение признаков предметов. Следовательно, необходимо активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Творческий климат создается не только путем воспитания интереса, вкуса к нестандартным решениям. Необходимо развивать готовность к восприятию нового, желание использовать и внедрять творческие достижения других людей.

Таким образом, научные знания по проблеме психологии творческого мышления могут быть использованы в педагогике детей любого возраста, с людьми творческих профессий (дизайнер, архитектор, композитор, флорист и др.) и с профессиями в любых других областях (например, работа учителя), которые могут включать творческую деятельность. или специалист по подбору кадров). Также развитие творческого мышления способствует целостному развитию личности, поскольку оно затрагивает как сознательное, так и бессознательное.

Список исплльзуемой литератруры

1. Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М.: «Речной транспорт», 1991.

2. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977.

4. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994

8. Шаталов В. Ф. Соцветие талантов. – М., 2001.

Просмотреть свитедельство о публикации


Статьи Лепка.

Post navigation

Научная статья на тему: «Применение технологий проблемного обучения в начальной школе»
“Папа и сын”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022