Новое содержание литературного образования по стандарту Министерства образования и науки РФ сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники Республики Адыгея, без чтения художественной литературы писателей республики, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые родились здесь, формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства.
Повышенный интерес искусства к региональной культуре, и в частности литературе, определяется тем процессом возрождения и развития территориальных локальных общностей, который происходит сегодня в России.
Такая ситуация нашла отражение в разделах рабочей программы для 6 класса учебного курса «Литература», которая направлена на реализацию инвариантной части учебного плана. Рабочая программа учебного курса предусматривает реализацию Федерального компонента по предмету «Литература», регионального компонента основного общего образования и школьного компонента – соответствие целевым ориентирам школы в соответствии с программой развития.
Новые целевые установки литературного образования (формирование читателя, умеющего видеть и ценить нравственно-эстетическое единство произведения, включиться в процесс сотворчества с автором, впитать в себя духовный пафос литературы) требуют системного подхода к изучению региональной литературы, так как ее функции как «учебника жизни» приобретают особую значимость. Лучшие образцы художественной литературы вообще, и региональной в частности, помогают молодому человеку ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь всего народа, республики, черпать силы для духовного становления. Литература способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирует культуру чувств.
Региональный компонент программ несет в своей основе принцип системности, нарушать который нецелесообразно. В каждом классе учащихся приобщают к литературе как далекого прошлого Республики Адыгея, так и наших дней. От класса к классу у школьников расширяется представление о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы определенного времени. Отбор материала производится в соответствии с интересами и психолого-познавательными возможностями школьников. Например, в 6 классе осуществляется переход от начального литературного образования к системному курсу литературы. Именно в этот период у школьников формируются такие компетенции, как: гражданская идентичность, самосознание, патриотизм, толерантность. В части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС ООО знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества.
Цель изучения курса литературы в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в соответствии с ФГОС ООО: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. Задачами являются: расширение знаний учащихся о народах, проживающих на территории республики; знакомство с языком, культурой, бытом народов, населяющих территорию Республики Адыгея.
Разделы, в которых включается региональный компонент изучения литературы в 6 классе: устное народное творчество, литература XIX века, литература XX века, литература военных лет, эпосы народов.
Особое место при изучении литературы в Республике Адыгее уделяется изучению нартского эпоса. Нартский (Нартовский) эпос бытует у ряда народов Северного Кавказа. Основу эпоса составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует, прежде всего, у абхазо-адыгских народов, осетин, балкарцев и карачаевцев. Имеет прозаическую и стихотворную формы. В основе произведения лежит древний эпический цикл народов Кавказа. Одно из центральных мест нартского эпоса занимает тема беззаветной любви к Родине, бесстрашие и отвага героев в ее защите.
Заложенный в программе по литературе принцип вариативности дает возможность выбрать для изучения автора, произведение, а также темп чтения и др. В программе предлагаются произведения для чтения и изучения, для чтения и обсуждения, для чтения вне класса, обсуждения прочитанного и подведения итогов — в классе и, наконец, для самостоятельного чтения.
Основа урока по произведениям адыгских писателей — звучащий в классе текст произведения. Чтением пробуждаются чувства учащихся, включение их в процесс сотворчества с автором, в сознание его позиции, понимание красоты той формы ее выражения, которую выбрал автор. Хорошо, выразительно прочитанные произведения — это один из самых верных способов анализа, когда читающий может «показать голосом тему и идею произведения», воплотив его в «звуки голоса музыкально и логично». На уроках практикуется обучение такому чтению, используя для этого конкурсы чтецов, рассказывания, пересказы близко к тексту, инсценирования, составление и исполнение литературно-музыкальных композиций. Анализ литературоведческий в 6 классе играет вспомогательную роль.
Региональный компонент содержания литературного образования вводится в обязательный курс и параллельно изучается на основе идейно-тематической и художественной близости текстов. Поэтому включать изучение и чтение произведений адыгских писателей необходимо в сопоставлении и сравнении с произведениями писателей русской литературы. Так, например, изучение рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» можно сопоставить с рассказом Т.Керашева «Урок жизни». В первую очередь, нужно выяснить общую тематику двух рассказов таких разных писателей. В урок можно включить краткие биографические сведения Тембота Керашева, рассказать о его вкладе в процесс просвещения адыгского народа.
При изучении творчества М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина необходимо использовать материал о пребывании русских писателей XIX века на Кавказе, о том, как это повлияло на их творчество.
Региональный компонент содержания по литературе несет в себе большие интегративные возможности. В ней находит свою реализацию региональный принцип отбора произведений, который заключается в том, что произведения самым тесным образом переплетены с историей, природой, этнографией Кавказа. В каждом произведении находит свое отражение самобытность, неповторимость региона, в нем частица общего, кусочек нашей Родины.