Автор: Цион Валентина Павловна
Учебное заведение: МБОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа Первомайского района Томской области
Краткое описание работы: Каким быть современному учителю? Ответ на вопрос о личностно- профессиональных качествах педагога прописан во всех документах, регламентирующих сферу образования: и в Законе «Об образовании в РФ», и в инициативе «Наша новая школа», и в профессиональных стандартах. Это высоконравственная, социально зрелая, творчески активная личность. Но стать таким педагогом молодым, начинающим путь в профессии, очень сложно. И очень важно, если в школе есть система работы с молодыми специалистами, а это значит, что мечты, с которыми молодые педагоги осознанно приходят в школу и хотят посвятить себя учительству, обязательно сбудутся.

Дата публикации: Наставничество над начинающими педагогами Каким быть современному учителю? Ответ на вопрос о личностно- профессиональных качествах педагога прописан во всех документах, регламентирующих сферу образования: и в Законе «Об образовании в РФ», и в инициативе «Наша новая школа», и в профессиональных стандартах. Это высоконравственная, социально зрелая, творчески активная личность. Но стать таким педагогом молодым, начинающим путь в профессии, очень сложно. И очень важно, если в школе есть система работы с молодыми специалистами, а это значит, что мечты, с которыми молодые педагоги осознанно приходят в школу и хотят посвятить себя учительству, обязательно сбудутся.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Наставничество над начинающими педагогами

Каким  быть  современному  учителю? Ответ на   вопрос  о личностно- профессиональных качествах  педагога прописан во всех  документах, регламентирующих  сферу образования: и в Законе «Об образовании в РФ»,  и в инициативе «Наша новая школа», и  в профессиональных стандартах.  Это  высоконравственная, социально зрелая, творчески активная личность.  Но  стать таким педагогом молодым, начинающим путь в профессии, очень сложно.     И очень важно,  если в школе есть система работы с молодыми специалистами, а это значит, что    мечты,     с которыми молодые педагоги  осознанно приходят в школу и хотят посвятить себя учительству, обязательно сбудутся.    46 лет моей трудовой биографии отдано школе.  Моё многотомное портфолио- подтверждение тому, что  в профессии я состоялась. Дважды становилась победителем приоритетного  национального проекта «Образование», имею звание «Отличник народного просвещения».     За эти годы  я   находила   время для наставнической деятельности. Это были  практиканты педвуза и педагогического колледжа, это были молодые специалисты, причём, не всегда химики-биологи. В моей практике был  опыт сопровождения молодого учителя технологии, и мы вместе осваивали азы учительского мастерства. 

 Два года назад в наш педагогический  коллектив пришёл  молодой специалист  Малышева  Алиса Вячеславовна, выпускница нашей школы 2010 года.  Нагрузки по её специальности «преподаватель ОБЖ»   в школе  не нашлось, а вот специалист по биологии, химии очень был  нужен.  Так я вновь стала наставником начинающего учителя. Надо было  начинать всё с самого начала. Мне необходимо было грамотно обеспечить  процесс сопровождения профессиональной адаптации молодого  педагога,     оказать  практическую  помощь   в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний.  А ещё важно было учесть, что психологически не просто войти в педагогический коллектив, в котором  работают твои школьные учителя, твой классный руководитель, да и дети помнят тебя как школьницу.

 Помня о том, что  профессионализм молодого педагога  развивается поэтапно,  мы тщательно  разрабатывали содержание послевузовской стажировки.  Алисе Вячеславовне предстояло научиться на практике  планировать учебную деятельность как собственную, так и ученическую, на основе постоянного творческого поиска, при этом постоянно работать в режиме  самообразования, овладеть  системой контроля и оценки знаний учащихся,  проектирования  воспитательной    работы  с классом на основе изучения личности ребенка. 

 Наставничество – это постоянный диалог  наставник и стажёра, от тебя требуется столько    терпения, мудрости,   целеустремленности.   На первом этапе  адаптации  необходимо было  провести  диагностику методических, дидактических возможностей и потребностей  молодого учителя.   Мы вместе осваивали  азбуку перспективного и текущего планирования,    форм и методов обучения, которые активизируют  познавательную деятельность учащихся (лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы, использование учебного кино и многое другое), организацию руководства самостоятельной деятельностью  школьников и   проведение проверочных,  контрольных   практических работ.      Разработка    уроков, анализ  затруднений, первые неудачи…   Когда  что-то не получалось,  я проводила  мастер-классы,  открытые уроки  для  молодого учителя: «Как провести опыт на уроке  химии», «Как разработать технологическую карту урока», «Индивидуальный образовательный   маршрут школьника по  биологии» и другое.

Анкетирование по итогам первого года работы показало, что Алиса Вячеславовна уже  не испытывает больших затруднений с тематическим  и поурочным планированием, умеет использовать разнообразные эффективные формы обучения, организовывать внеклассную работу по предмету, вести учёт и оценку учебных достижений. Но учителю пока  трудно  применять   в работе диагностический инструментарий,  провести анализ урока другого учителя. Открытые уроки молодого педагога  в рамках школьной «Декады молодого учителя» получили высокую оценку администрации школы, коллег.

 На втором этапе адаптации  мы вместе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе работали в режиме обзорного контроля (посещение подряд 3-4 уроков по одной теме), ведь необходимо было исключить возможные ошибки в дальнейшей работе учителя,  проверить, как  работает учитель над  реализацией предложений, рекомендаций.   Теперь  уже необходимо было привлечь моего стажёра  к подготовке  тематических выступлений на  педсоветах, семинарах,   на школьном  методическом  объединении учителей  естественно-математического цикла.  Так Алиса Вячеславовна представила своё  видение таких проблем  современного урока, как интегративность знаний (метапредметность),  мотивация    школьников к учебной деятельности.    В рамках индивидуального плана самообразования «Организация  исследовательской  деятельности  школьников на уроке и во внеурочной деятельности» Малышева А.В. подготовила  призёра   муниципальной  научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».  Затем работа ученицы была  представлена на областной  учебно-исследовательской конференции обучающихся «Юный исследователь», где стала победителем в номинации «Лучшая работа, представленная сельской школой».

Сегодня можно говорить о  первых значимых результатах  моей наставнической  деятельности.  Молодой специалист  А.В.Малышева  закончила первый курс магистратуры в Томском государственном педагогическом университете по специальности «биология», прошла курсовую подготовку по теме «Единство урочной и внеурочной деятельности  школьника при изучении  естественнонаучных предметов в свете требований ФГОС». Свой первый опыт по организации  внеурочной деятельности «Экологическое воспитание через внеурочную деятельность» Алиса Вячеславовна представила на Всероссийской научно-практической   конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы».  Её ученики- успешные исследователи, краеведы, участники  интеллектуальных и творческих конкурсов «Олимпус», «Человек и природа», биолого-географической  викторины Центра дистанционных олимпиад «Летописец»  «Смешанные и широколиственные леса России»,  1 Международного конкурса «Мириады открытий».

 Впереди  у нас с Алисой Вячеславовной   третий год  профессиональной адаптации.  Этот год покажет готовность молодого учителя  к самостоятельной педагогической деятельности, поможет психологически  подготовиться к аттестации  в целях установления квалификационной категории.  Это уже   экспертная оценка        результатов профессиональной деятельности  молодого специалиста, а значит и   меня   как  наставника.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.