Проблема воспитания подрастающего поколения всегда занимала особое место в культурно-педагогической традиции становления системы образования в России.
Общеобразовательная школа выступает одним из основных институтов, осуществляющих процесс воспитания молодого поколения.
Цель воспитания может быть достигнута посредством решения ряда задач:
-вооружить подрастающее поколение знаниями базовых основ национальной культуры,
-сформировать национальное самосознание,
-способствовать воспитанию национального характера, придающего личности колорит национальной культуры и самобытности,
В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встаёт проблема приобщения детей к национальной культуре.
Большое значение для приобщения детей к национальной культуре имеет ознакомление их с родным краем, растительным и животным миром, с городами и селами, с их достопримечательностями, республиканской символикой. Думаю, мысли и чувства, которые меня волнуют, близки многим. Забывается фольклор, старинное песенное искусство, народные костюмы со своеобразием их орнамента, национальные их традиции. А самое главное забывается язык.
Каждый народ имеет национальную культуру. Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело.
Казахский писатель Мухтар Шаханов писал:
Должны быть обязательно,
Кроме родителей,
Четыре коня, как четыре матери:
Родная земля, родная культура, родная история…
И все они в облике одной
Собственной матери родной.
Без устойчивых традиций, без бережного отношения к ним не мыслим прогресс ни в одной области. Человек растёт, развивается в определенной социально-общественной среде. И весь уклад жизни, этические нормы передаются с малых лет и влияют на формирование его облика
В далёкое прошлое уходят традиции мордовского народа с природой. Произведения устного народного творчества, обычаи, традиции отражают взаимосвязь между природой и национальным характером, нравственные представления предков об отношении к окружающей природной среде.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии, с традициями, обычаями и обрядами, народов живущих в Мордовии, обучение к мордовским языкам в школах с русским языком обучения. Обучение с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребёнка – школьника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую и др.
Я пришла к выводу, что большую роль по ознакомлению детей с народной культурой играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора, прежде всего в том , что он даёт знания не только об истории, труде, быте, о природе родного края, но главным образом о духовной жизни. Произведения народного творчества несут в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре, верности и справедливости, правде и красоте.
Они воспитывают уважение к труду, родителям; учат любить свой край ,всё живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное.
Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Поэтому воспитание ребёнка на родном языке позволяет формировать патриотические чувства, стремление к отождествлению со своим народом. Известные психологи во всём мире самым продуктивным средством обучения считают родной язык, на котором говорит мать, на котором маленький человек услышал своё первое в своей жизни слово. Поэтому так велика роль родного языка в постижении окружающего мира.