Национальная система учительского роста: новая модель аттестации.
«Национальная система учительского роста: новая модель аттестации».
Выбор данного вопроса педсовета обусловлен тем, что с 2020 года вводится новая модель аттестации педагогических работников. Как будет проходить новая процедура аттестации? Что такое национальная система учительского роста? Что такое ЕФОМ и как их использовать при проведении аттестации? Все эти вопросы мы будем обсуждать с вами, для того чтобы подготовиться к грядущим изменениям в области образования и снять напряжённость в ожидании новой процедуры аттестации.
Поручение Президента
1 Правительству Российской Федерации:
г) обеспечить ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО
РОСТА, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов
Национальная система учительского роста (НСУР) – более усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Министр образования и науки РФ отмечает, что старые формы аттестации нуждаются в пересмотре, внедрении новых и обязательно единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (ЕФОМ). Ранее работавшая система не имела единых критериев оценки, что, в итоге, не позволяло увидеть объективную картину, позволяющую судить о качестве преподавания.
Что такое национальная система учительского роста?
Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.
Новая система предполагает и присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога, которые будут отражены документально и в штатном расписании.
УЧИТЕЛЬ
- Так будут называть педагогического работника с базовым уровнем квалификации, который:
- знает свою предметную область;
- владеет стандартными профессиональными компетенциями (умеет спланировать и провести урок, организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся,
применять методики воспитательной работы, взаимодействовать с родителями);
- качественно обучает учащихся по основной программе.
СТАРШИЙ УЧИТЕЛЬ
Эту должность педагогический работник получит, если он:
- обладает квалификациями учителя;
- владеет передовыми педагогическими практиками и может продемонстрировать их коллегам;
- строит работу с учетом способностей и состояния психофизического здоровья учащихся;
- разрабатывает индивидуальные образовательные программы обучения и развития учащихся
ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ
На эту должность назначат педагогического работника, который:
- обладает квалификациями старшего учителя;
- координирует деятельность субъектов образовательного процесса (учителей,
педагогов-психологов, учителей-логопедов, родителей учащихся);
- организует разработку образовательных программ и обучение по ним.
В Пояснительной записке к модели Национальной системы учительского роста (НСУР) сказано, что система роста педагога предполагает две модели:
- модель горизонтальной карьеры педагога от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога-наставника (высший уровень квалификации)
- модель вертикальной карьеры педагога, связанная с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций: ОТФ В «Проектирование образовательных программ», ОТФ С «Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ».
Такая вертикальная карьера учительского роста, как считают разработчики, предполагает возможность занятия учителем, демонстрирующим необходимый уровень квалификации, новых должностей - старшего учителя и ведущего учителя.
Согласно предлагаемой модели НСУР аттестация направлена на:
- повышение уровня образования;
- повышение уровня владения профессиональными компетенциями;
- профессиональный рост педагога;
- повышение социального статуса.
Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева о национальной системе учительского роста: «Внедрение национальной системы учительского роста даст перспективу молодым учителям. Если учитель видит себя как профессионала нового поколения, то сможет выйти раньше на профессиональную аттестацию. Каждый учитель независимо от стажа работы сможет сам выбрать время когда проходить аттестацию».
Давайте подробно разберем модель аттестации на основе Единых форм оценочных материалов.
Модель аттестации на основе ЕФОМ
- Все выпускники ВУЗОВ перед началом педагогической карьеры будут сдавать профессиональный экзамен так называемый «Вход в профессию»
- Все работающие учителя будут аттестовываться на соответствие занимаемой должности или первую и высшую категорию
Модель аттестации включает:
- независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов);
- анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя);
- анализ образовательных результатов деятельности учителя;
- учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.
Всего можно набрать 100б: ЕФОМ 60б, справка работодателя до 10б, оценка образовательных результатов учащихся до 25б, учет мнения выпускников до 5б).
ЕФОМ предполагает анализ предметных (знания по своему предмету), методических (методика преподавания по предмету), психолого-педагогических, коммуникативных компетенций.
Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативной компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя , который включает в себя:
план (конспект) урока, видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,
- образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),
- рефлексивный самоотчет.
Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов. Учитель, проходящий ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям, может выбрать оценку сформированности одной из её составляющей на основе анализа образца профессиональной деятельности педагога или решения кейса.
В пилотных регионах прошла апробация по ЕФОМ???????
После неё будут разрабатываться программы повышения квалификации. Наверняка и сама система аттестации будет корректироваться, но мы уже представление имеем и нам есть над чем работать уже сейчас.
Основные задачи и цели НСУР
Надо отметить, что идея внедрения НСУР – задача, поставленная президентом В.В. Путиным перед профильным министерством еще в конце 2015 года, что подчеркивает ее особую значимость на самом высоком государственном уровне. Разработка системы находится под контролем президента РФ, так как повышение уровня образования и качества оказания услуг в этой сфере – стратегия развития государства.
Особенностью новой системы являются следующие составляющие:
- Аттестация, действовавшая ранее, позволяла лишь выявить уровень соответствия квалификации. Новый же метод позволит учителю любого уровня продемонстрировать свои знания и опыт. То есть, если специалист чувствует в себе силы и стремится к профессиональному и карьерному росту, то он может занять более высокую ступень вне зависимости от стажа работы;
- Второй, не менее значимый критерий – внедрение нормативно-правовой базы в систему учительского роста, что даст возможность упорядочить критерии оценки профессионализма, привести их к общему знаменателю;
- Наконец, третий важный момент – система учительского роста предусматривает использование различных методов стимулирования педагогов к повышению уровня квалификации.
- С помощью новой системы можно будет не просто констатировать профессиональную подготовленность учителя. Благодаря специальным методическим разработкам, в ходе подтверждения своей квалификации преподаватели смогут осваивать новые методы воспитания и социализации учеников.
- Другими словами, воспитание личности учащихся вновь возвращается в учебные заведения и займет главное место, наравне с образовательным процессом – и это также одна из задач, которую особенно подчеркнул В. Путин в данном им поручении.
- Перспективы внедрения НСУР
- Внедрение НСУР – не разовая акция, рассчитанная на популяризацию властей. Ее постепенное внедрение с 2017 по 2020 год, указывает на плановый характер и серьезный подход к выполнению задачи. Более того, на начальном этапе внедрения предстоит ее апробация сразу в тринадцати регионах Российской Федерации.
- В настоящий момент утверждена "дорожная карта" по постепенному внедрению системы. Уже известны члены экспертной комиссии и списки участников – субъектов РФ. До 2020 года предстоит окончательно разработать новый набор оценочных требований, методических рекомендаций по повышению квалификационного уровня и т.д.
- Не исключено, что в ходе внедрения национальной системы учительского роста придется вносить коррективы в уже существующие разработки. Как и в любом новом деле, новые горизонты открываются уже в пути. Но начало этого пути уже проложено, а это значит, что реформа образования вступила в самую активную фазу.
- В плане разработанных мероприятий также стоит доклад министра образования и науки О. Ю. Васильевой о проделанной работе по разработке и внедрению НСУР президенту России, что еще раз подчеркивает особую важность развития и совершенствования системы образования.
- Выбрав однажды профессию учителя, каждый педагог должен понимать – чтобы иметь право вести за собой учеников, он сам обязан постоянно учиться и стремиться к новым вершинам. Остается надеяться, что преобразования будут встречены с энтузиазмом рядовыми учителями, и особенно – молодыми педагогами, в руках которых – будущее страны.