Автор: Фомочкина Маргарита Александровна
Учебное заведение: МБОУ г.Кургана "Средняя общеобразовательная школа №50"
Краткое описание работы: Первый урок по сказу Н.С.Лескова "Левша".

Дата публикации: Н.С.Лесков «Левша» Первый урок по сказу Н. С. Лескова "Левша".
Просмотреть свитедельство о публикации

823.839_Ea85k_1900_PartIX_5

Н.С.Лесков «Левша»

1.Вступительное слово учителя

Из черной рамы смотрит мне в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная  гроза,

В изображенье умного Серова.

Как вы думаете, о творчестве какого писателя мы с вами сегодня будем говорить? (назвали)

Сегодня у нас урок — праздник, урок открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие потому, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где  яркая игра со словом поражает с первых её строк.

Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Совершив небольшое путешествие на родину писателя, мы начнем разговор о его сказе «Левша». Попытаемся определить тему и идею этого произведения. Итак, тема нашего урока…..Запишем ее в тетрадь.

Теперь давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока. Из перечня целей выберите ту, которая отвечает вам:

1. Составить собственное мнение о личности и творчестве Н. С. Лескова

2. На основе анализа первых глав произведения, определить его тему и центральную идею.

3. Научиться анализировать литературное произведение.

4. Свой вариант цели.

2. Заочное путешествие в город  Орел.

 Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Он до глубины души любил свою малую Родину и гордился ею.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник  писателю, который не перестает восхищать орловцев и гостей города.   В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков  современникам, таким изобразили его создатели  памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои.

Среди  них и главный герой сказа, о котором пойдет сегодня речь, тульский оружейник Левша, колдующий над наковальней с молоточком в левой руке. Он – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова.

Рядом  с   памятником  находится  здание  мужской гимназии, в которой он учился. А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. Многочисленные старинные часы… Бесчисленные портреты, картины, длинный, узкий образ Божьей Матери. На столе – лампы, масса безделушек…

Мне хотелось бы добавить в экспозицию этого музея микроминиатюры современных мастеров, последователей Левши. На фото мы видим работы тульского левши Николая Алдунина.

Такие мастера – гордость русской земли.

 
Именно таким людям и посвятил Лесков свое произведении.

А кто-нибудь знает, как возник замысел сказа «Левши»?

Замысел «Левши» возник из поговорки «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал», а вот еще один вариант этой пословицы в старых сборниках записана так «Туляки блоху подковали». Существуют также фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

Давайте обратимся к произведению. Откроем учебники стр… Произведение имеет подзаголовок. Давайте прочитаем его.

 Чем он необычен? На что настраивает читателя? 

(Здесь автор называет жанр произведения. «Сказ» (не «сказка») — звучит значительно. А что такое сказ? Знакомо вам это определение? (ответы, если не помнят, обратимся к учебнику) Сказ  –  это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Какую еще информацию несет подзаголовок? Определяет содержание сказа.

«Стальная блоха» Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! «Тульский»: Тула — город мастеров. Главный герой явно неказист — левша, к тому же косой.

А теперь, давайте прочитаем первое предложение сказа. О чем оно говорит нам? Уже по первому предложению мы можем определить место и время действия.

—Когда и где происходит действие?

 Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?  (Поможет сноска.) После войны 1812 Россия – держава-победительница, Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. ( Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном ,упоминается Венский конгресс  1814-1815гг Поездка Александра I и Платова в Лондон — исторический факт)

Я предлагаю вам прослушать актерское чтение 1 главы. По ходу чтения вы будете следить по тексту и искать ответы на вопросы, предложенные вам в раздаточном материале.  ОЗВУЧИТЬ!

1.    Каким вы представляете себе рассказчика? Что это за человек?  Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений.

2.    Как проявляют себя Александр 1 и Платов во время поездки?

4. Слушаем 1 главу (актёрское чтение)

5. Работа с текстом произведения

Особое  внимание  следует  обратить  на рассказчика,  так  как  во многом  именно  этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.

1.    Итак, отвечаем на первый вопрос.
Каким вы представляете себе рассказчика? Что это за человек?  Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечии, инверсий, характерных для фольклорных произведений.

Рассказчик  выступает  от лица  народа  как  его  своеобразный  рупор.  Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».

Прослушав первую главу, вы не могли не обратить внимание на необычное звучание многих слов.

–я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Буреметры морские  – барометры морские


Преламут – перламутр


Верояции –  вариации


Мелкоскоп –  микроскоп


Египетская  керамида –  египетская пирамида


Нимфозории –  инфузории


Валдахин –  балдахин


Пистоля — пистолет

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов? Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик, являясь простым, малограмотным человеком,
искажает  их названия  согласно  своему  представлению  о них. Лесков  вкладывает в них  юмористический  смысл  в духе  народного  понимания

Физминутка

С какими еще героями мы познакомились в первой главе. (Александр 1 и Платов)

 

– Как проявляет они проявляют себя во время поездки?
Император «иностранным очень интересуется» и считает, «что мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Даже героический Платов не смог доказать Александру I, что «у нас дома свое не хуже есть», «что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного ученья нет».
Таким образом, противопоставляются 2 мнения, возникает ситуация спора, который должен быть разрешен.
Давайте снова вернемся к тексту и найдем цитаты, характеризующие отношения Александра 1 и Платова к тому, есть ли на русской земле талантливые умельцы. Давайте вспомним, о чем идет речь в последующих прочитанных вами главах.

Чем хотели англичане поразить русского императора?

Почему пистолет вызвал такой интерес Александра 1?

В каких словах прозвучала обида императора за русских мастеров, не умеющих делать такие пистолеты?

Давайте дополним нашу сравнительную таблицу этой цитатой.

Как Платов сумел сконфузить англичан? Давайте найдем это в тексте и прочитаем.

Какую крошечную соринку увидел государь на серебряном блюде?

Найдите описание блохи и прочитайте его.

Какие слова сказал Александр 1 английским мастерам на прощание?

В чем расходились мнения Платова и Александра 1 на случившееся?

Итак, ребята, мы видим, что спор продолжается и остается еще не разрешенным.

8. Подведение итогов

Мы сегодня с вами проанализировали первые главы сказа. Это позволит нам определить тему и идею произведения. Давайте попытаемся их сформулировать.

Какова тема произведения? о тульском умельце, талант народных умельцев.

А идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев

Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, вспомнили об особенностях сказа, попытались определить тему и идею произведения «Левша». Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе.

Для того, чтобы я смогла оценить вашу работу на уроке, сдайте  контрольные листы.

Домашнее  задание: Дочитать произведение до конца. Составить план  характеристики главного героя в тетради.