Актуальность.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации образовательной деятельности.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно – коммуникационные технологии уже прочно вошли во все сферы жизни человека – наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. В современном обществе мультимедиа окружает нас повсюду – через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Обучающая программа, презентация доклада, анимационный рекламный ролик, виртуальные путешествия – вот небольшой перечень мультимедийных средств передачи информации.
Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным.
Детский сад – часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Ребёнку необходимо не только видеть, но и осязать. Человек развивается через деятельность, причём через разные её виды. На дошкольном этапе надо побуждать ребёнка к самостоятельному поиску знаний и информации! На наш взгляд, использование ИКТ – хорошая возможность мотивировать ребёнка, на получение знаний, которые в других формах организации его не заинтересовали. Использование компьютерных технологий в детском саду, в настоящее время – необходимость, которая даёт много возможностей педагогам и их воспитанникам.
Современное музыкальное занятие – это совместная деятельность, в ходе которого применяются разнообразные методики, педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, новые мультимедийные средства. Все перечисленные технические и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на образовательный процесс. Они призваны не только улучшать эффективность образовательного процесса, но и предоставлять музыкальному руководителю широкие возможности творческой реализации, профессионального роста.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательной деятельности и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном развитии воспитанников становится возможным и актуальным. Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности мы используем синтезатор, домашний кинотеатр, центр – караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями.
Объектом исследования является применение музыкотерапии в работе с детьми в ДОУ с использованием медиа – пространства и применением мультимедийных технологий.
Предмет исследования: музыкотерапия как одно из средств развития музыкальных способностей дошкольников с использованием медиа-пространства и применением мультимедийных технологий.
Цель: исследовать процесс воздействия музыкотерапии на детей и её влияние на развитие их музыкальных способностей с использованием медиа-пространства и применение мультимедийных технологий.
Задачи:
1. Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.
2. Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии и мультимедийных технологий на общее эмоциональное состояние детей и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии на развитие музыкальных способностей.
3. Дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.
Гипотеза: музыкотерапия влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста при условии ее регулярного включения в жизнедеятельность детей.
Методологической основой этой работы явились исследования М.И. Лисиной, Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, Е.О.Смирновой, Я.Л.Коломенского и др.
В качестве методов исследования мы использовали:
1) теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы исследования: экспериментальные методы, направленные на изучение уровня коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;
3) интерпретационные методы: количественный и качественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики.
Новизна исследовательской работы заключается: – в теоретической значимости, которая состоит в анализе научной литературы и систематизации материала по влиянию музыкотерапии на коммуникативные способности детей дошкольного возраста; – в практической значимости, состоящей в разработке коррекционной программы по развитию коммуникативных способностей средством музыкотерапии с использованием мультимедийных технологий.
Этапы исследования:
1 этап – констатирующий – определить первичный уровень физического и психологического здоровья детей; Эмоциональный климат в группе.
2 этап – формирующий – разработать и апробировать систему работы по музыкальному сопровождению режимных моментов у старших дошкольников.
3 этап – контрольный – анализ проведенной работы по улучшению физического и психологического здоровья посредством музыки у старших дошкольников.
Ожидаемый результат нашей исследовательской деятельности заключается в том, что грамотно организованная деятельность даст ощутимый эффект, связанный, прежде всего с личностным развитием воспитанников. Доказать, что в дошкольном учреждении использование и внедрения новых ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей
Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации.
В наше, непростое для детей и взрослых время, ребёнок перенасыщен информацией из СМИ, владеет компьютером и как кажется на первый взгляд – развивается не по годам. Чем же это грозит ребёнку? Тем, что Ребёнок не может адекватно воспринять информацию, он впитывает её по-своему. Естественно, вследствие этого изменяется его внутренний мир, психическое и личностное развитии. Это даёт своё отражение на здоровье дошкольника.
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, – это не только отсутствие болезни и физических недугов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. В свою очередь, мы решили также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия.
Риски, которые могут препятствовать достигнуть нашей цели могут заключаться в отсутствии программ по музыкотерапии в реестре, в нехватке методической литературы и материалов по данной теме.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
ГЛАВА I. МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.
Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы.
Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперреактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора – мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» – способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств. Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д. Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой. Но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду. Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:
1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
2. Основная часть. Восприятие музыки.
3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.
В процессе музыкального творчества – импровизации на заданные темы, ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает ребенка более здоровым и счастливым.
1.2Используемый материал на занятиях по музыкотерапии.
Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.
Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитии и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».
Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.
Тема «Настроение, чувства в музыке», которая входит в программу «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.
Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаем следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.
Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.
Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.
Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИА-ПРОСТРАНСТВА И ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, мы используем интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике. Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили её оборудованием: CD проигрывателями, дисками с качественной записью музыкальных произведений согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него. С воспитателями группы и узкими специалистами (педагог-психолог, инструктор физического воспитания) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты. Для реализации поставленной нами цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю. Он является активным организатором, наставником, руководителем, направляет эту работу по правильному руслу. Вот почему успех нашего проекта во многом зависит от заинтересованности воспитателя, его творчества, педагогического такта, его умений и знаний. На консультациях с воспитателями, мы знакомимся с программой по музыкальному развитию всех возрастных групп, советы как правильно разучивать тексты песен (при разучивании, при произношении текста по слогам, разучиваем танцевальные шаги, движения по тексту песен. Работа с детьми построена на применении наглядного материала. Это даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше её понять.
Музыкотерапию мы планируем использовать в нашем ДОУ не только на музыкальных, и на физкультурных занятиях, но и во всех режимных моментах: на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. В дальнейшем мы планируем внедрить в практику всего дошкольного учреждения. Для удобства мы создали фонотеку, куда вошли следующие произведения:
(Варианты музыки для утреннего приема)
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена
3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.
2. «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Ф. Шуберт «Аве Мария».
5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
6. Samudra Ocean «Голоса океана».
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.
4. Бах «Органные произведение».
5. А. Вивальди «Времена года».
6. «Голоса природы».
На своих занятиях мы планируем использовать метод цветотерапии. Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного цвета. Например, в танцевальных композициях, в этюдах и в музыкально-ритмических движениях мы предлагаем детям использовать шелковые шарфики, ленточки, платочки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цвета способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. На наш взгляд наибольший отклик у детей вызовут элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.
В настоящий момент для формирования и развития внимания, памяти, моторики на занятиях используются психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения. Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. Живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как «Воробьиные драки», «Минута шалости», «Злые – добрые кошки». Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.
Практически на каждом занятии, мы начали использовать метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.
На занятиях музыкотерапией также использую прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, импровизируют, отображая свой внутренний мир, чувства и переживания, своим исполнением. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции нами используются духовые инструменты (глиняные свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки). При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или активизации эмоциональной сферы личности ребенка прослушиваем музыку для релаксации, а также записи -шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Особое место в ней отводится пению. Используемый материал на занятиях по музыкотерапии: Дыхательные упражнения.
На своих занятиях я применяю отдельные упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Кошка», «Ушки», «Насос»). Дыхательные упражнения помогают снять эмоциональное напряжение, оздоровить голос.
Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.
«Привет солнцу» – тонизирующее дыхание.
I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи , постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.
II. Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.
2. «Не доеная корова » – снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.
Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.
В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.
3. «Сытая лошадь» – расслабление мышц лица и головы.
Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.
4. «Аромат роз» – расслабляющее дыхание.
Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.
5. «Засыпающий цветок» – успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.
6. «Парад войск» – инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике. Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!».
Для занятий музыкотерапией очень актуальны музыкально – ритмические композиции «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».
Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. на развитие восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе. Вот некоторые примеры двигательных упражнений:
1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы«Сказание о невидимом граде Китеже»).
Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.
2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.
3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучини, «Вальс» из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.
4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.
5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.
Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки.
Мы отметили, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.
В перспективе нами планируется распространить опыт по внедрению музыкотерапии с применением мультимедийных технологий на уровне района и города.
Выводы
Данная работа – попытка разобраться в столь сложной и обширной теме, полное раскрытие которой, несомненно, требует дальнейшего изучения.
Итак, мы предполагаем, что использование инноваций в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного, в том числе и раннего дошкольного возраста, позволит сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребенка, но и для педагога. На наш взгляд в дошкольном учреждении использование и внедрения новых ИКТ позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.