Автор: Алгаева Светлана Вячеславовна
Учебное заведение: Оршанский многопрофильный колледж им. И. К. Глушкова
Краткое описание работы: Конспект урока по теме "Музыкальные сказки  Г. Цыферова"

Дата публикации: Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») Конспект урока по теме "Музыкальные сказки  Г. Цыферова"
Просмотреть свитедельство о публикации

classic2

Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка»)

Ход урока.

1. Организационное начало урока

1.1. Приветствие

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут

Светлана Вячеславовна.

1.2. Мотивация детей

Для начала я попрошу вас проверить, всё ли вы приготовили к уроку, на ваших партах должны быть учебники и тетради по литературному чтению, ручки. Покажите, как вы готовы к уроку. Стоим прямо, красиво, осанка прямая, соблюдаем тишину и спокойствие. Молодцы. Садитесь.

2. Проверка домашнего задания

1. Чтение миниатюр наизусть.

У: Чем вам понравились сказки Виктора Хмельницкого?

Д: Они о природе, проникнуты весёлым настроением.

2. Чтение-игра.

У: Многие миниатюры писателя достаточно неожиданно и оригинально заканчиваются. Давайте поиграем. Я читаю сказку, а вы пробуете её закончить.

 

ГОРА И РУЧЕЙ

Возле Снежной Горы появился Ручей.

– Что ты собираешься здесь делать?!

– Фокусы показывать, – улыбнулся Ручей.

– Иди показывай кому-нибудь другому, – насупилась Снежная Гора. – У меня весной и без тебя хлопот много!

И так грозно посмотрела на Ручей, что он ещё быстрее побежал.

Но стоило Ручью скрыться из виду… как (завершают дети) Гора тоже исчезла.

 

ЖИРАФА

Юная жирафа пощипывала листья на деревьях, иногда наклонялась, чтобы сорвать понравившийся цветок, и ещё она пела песни.

Но как-то раз, пощипывая листья, юная жирафа добралась до верхушки и увидела, что дальше листьев нет…

– Не удивляйся,– улыбнулась ей мама-жирафа, которая паслась рядом. – Просто … (завершают дети) ты выросла!

 

ЛИСА

В одном лесу жила самая рыжая лиса, а в соседнем лесу жила самая скупая лиса. И хотя у скупой лисы всего было вдоволь, она, чтоб сэкономить, часто забегала в гости к самой рыжей – чаю попить, пообедать, а иногда и поужинать заодно.

– Всё оттого, – оправдывалась скупая, – что ты рыжая, как огонёк. Вот я к тебе … (завершают дети) на огонёк и забегаю.

 

ВОЛШЕБНАЯ СНЕЖИНКА

Волшебная снежинка села на веточку, с которой только что слетел последний листок.

– Хочешь, я стану листом? – спросила у веточки снежинка. Но веточка уже спала и ничего не ответила.

Тогда снежинка полетела вниз и села на стебель цветка.

– Хочешь, я стану цветком? – спросила волшебная снежинка у стебелька. Но стебелёк … (завершают дети) уже спал и ничего не ответил.

Тогда снежинка полетела к пруду, собираясь стать золотой рыбкой, но пруд тоже спал, скованный льдом…

Так летала снежинка всю зиму и только в начале весны догадалась стать подснежником… И красиво, и … (завершают дети) спрашивать никого не нужно.

У: Что же необычного увидел автор и вместе с ним увидели мы?

3. Работа со сказкой Г. Цыферова «Град»

1. Работа с текстом до чтения.

У: Сегодня мы будем читать сказки другого автора, но они не менее поэтичны и интересны.

1) Чтение заглавия и фамилии автора.

У: Знаком ли нам автор?

Д: Да, читали в 1-м классе «Что у нас во дворе?» и др.

У: Что такое град?

Д: Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.

У: Приходилось ли вам попадать под град? Каковы были ощущения?

Д: Дети высказывают свои мнения

2) Рассматривание иллюстрации.

У: Каких героев сказки вы видите?

Д: Ослик и медвежонок

У: Чем они заняты?

Д: Сидят на крыше дома

У: Зачем нужен зонт на крыше дома?

Д: Чтобы спрятаться от града

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение про себя (даётся установка на диалог с автором через текст).

2) Чтение вслух с комментариями ребят (где останавливались, какие вопросы возникали, какой давали предположительный ответ, где себя проверяли и пр.):

 

Град.

Когда был град, ослик всегда прятался. (В О) Больно было! (П) В этот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: «Да, я сижу в домике, и мне не больно. А домику больно. Надо его спрятать».

Ослик полез на крышу и закрыл домик зонтиком.

– Всё хорошо! – сказал он.

Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, домику не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?» (В О)

– Глупый ослик, – заворчал медвежонок, – всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.

– Если так, – сказал ослик, – пусть будет больно мне.

И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать – защищать её от града. (П)

Наконец град кончился.

Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:

– Ты очень добрый…

– Что ты, что ты! – замахал на него ослик ушами. – Просто мне всех жалко.

 

3) Беседа после чтения:

У: Почему ослик полез на крышу?

Д: Он подумал, что домику больно и поэтому полез на крышу.

У: Каким был ослик?

Д: Жалостливый, добрый, он хочет всех защитить и обогреть. Он жертвует собой и этим счастлив.

У: Кого из других литературных героев напоминает вам ослик?

Д: Собака Соколко из «Сказки о мёртвой царевне». Он съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с царевной.

У: Что на затею ослика ответил медвежонок?

Д: Он назвал ослика глупым и сказал, что всех от града не спасёшь.

У: Почему он изменил своё мнение о поступке ослика?

Д: Он понял, что ослик очень добрый

У: Какие чувства вызывает у тебя ослик? Почему?

Д: Ослик вызывает жалость, потому что он жертвует собой ради других, то есть домика.

У: Как ты думаешь, нравится ли автору его герой? Почему ты так решил?

Д: Да, нравится, поэтому он его наделил таким качеством как доброта.

3. Работа с текстом после чтения.

Чтение сказки по ролям.

У: Сколько действующих лиц?

Д: Три действующих лица: автор, Ослик и Медвежонок

У: Как будем читать реплики Ослика?

Д: Жалостливым тоном, задумчиво, сочувственно.

У: Медвежонка?

Д: Безжалостно, грубо, а затем сочувственно.

Автором будет…

Слова Ослика читать будет…, Медвежонка — …..

4. Работа со сказкой «Про чудака лягушонка».

1. Работа с текстом до чтения.

Вступительная беседа.

У: Кто такой чудак?

Д: Странный, чудной человек

У: Ребята, что такое звёзды? Вспомните, как ответил на этот вопрос лягушонок.

Д: «Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки».

У: Где встретились мы с этой сказкой? Как она называется?

Д: «Букварь», сказка Г. Цыферова «Что такое звёзды?»

У: Сегодня мы встретимся с лягушонком снова. Теперь он ищет ответ на другой вопрос. Что такое бабочки? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Д: Это насекомое с двумя парами крылышек, перелетающее из цветка на цветок

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение сказки про себя.

У: Как лягушонок ответил на этот вопрос?

Д: Это цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они осыпаются.

2) Перечитывание — размышление.

А теперь прочитаем вслух. Начинает ….

1-й абзац (4 предложения).

У: Чем бабочки напоминают цветы?

Д: Цветы утром расцветают, а вечером они осыпаются.

5-е предложение.

У: Как это – отцвела голубая бабочка?

Д: Бабочка уснула и сложила крылья.

6-е предложение.

У: Как мог ветер погладить крылья? Зачем он это сделал?

Д: Жалел бабочку, хотел прикоснуться к прекрасному.

После следующих двух абзацев:

У: Знал ли лягушонок, чьи это лепестки? О чём он подумал?

Д: Лягушонок не знал, чьи это лепестки. Он подумал, что это облетает голубое небо

Чтение до конца:

У: Почему после голубого небо станет розовым?

Д: Ближе к солнцу, оно окрасится розовым на закате и на рассвете.

3. Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы после чтения:

У: На что похожа эта сказка по поэтичности, выразительности?

Д: На стихотворение.

У: Обратите внимание на оформление текста: почти каждое предложение написано с новой строчки. Как вы думаете, почему?

Д: Столько новых мыслей и новых картин.

У: Какие звуки можно услышать, читая эту сказку?

Д: Как машет своими крылышками бабочка, как квакает лягушонок

У: Какие чувства у вас возникли после чтения?

Д: Чувства радости, хорошего настроения

У: Почему лягушонок назван чудаком?

Д: Потому что он думает, что бабочки это цветы.

У: О чём эта сказка?

Д: О том, как лягушонок рассуждал о бабочках и наблюдал за ними.

2) Рассказ об авторе.

Геннадий Михайлович Цыферов (1930–1972) хорошо известен всем детям нашей страны, ведь он написал сценарии знаменитых мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Лошарик», «Лягушонок ищет папу», «Мой зелёный крокодил» (в соавторстве с другим замечательным писателем, Генрихом Сапгиром).

Цыферов чувствовал гармонию мира и стремился выразить её, показывая глубину и неоднозначность простых вещей, которые могут становиться волшебными. В его сказках нет жёсткого противостояния, явной борьбы добра и зла, порой они кажутся бесконфликтными.

 

Нет ничего удивительного в том, что писатель С. Козлов нашёл такие добрые и верные слова для писателя Цыферова. Автор ласковых сказок про Ёжика, Медвежонка и Лошадь, утонувшую в тумане, наверное, лучше всех понимал автора сказок про одинокого ослика, облачковое молочко и китёнка, который умел летать. Сергей Козлов написал так:

«…Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы – о щ у п ь ю. Геннадий Михайлович Цыферов был и м п р о в и з а т о р о м. Импровизаторы – это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают своё произведение…

Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому.

– Но вчера эта сказка была лучше! – изумлялся я. – Ты забыл?

– Нет, – отвечал он. – Ничего я не забыл. Я ищу…»

Эти слова стали предисловием к самой, пожалуй, известной книжке Геннадия Цыферова, которая называется «Тайна запечного сверчка».

В книжке говорится про Моцарта, только не взрослого, а маленького. Но ведь Моцарт тоже был импровизатором…

5. Итог урока

5.1 Оценка детьми своей работы на уроке

У: Действительно, Геннадий Цыферов был сочинителем, который рассказывал свои сказки каждый раз по-новому – так, как делали это стародавние сказители, постоянно что-то меняя, улучшая мелодию и звучание. Потому-то его истории столь музыкальны и все слова «притёрты» друг к другу.

У: Какая вам из двух прочитанных сказок больше понравилась?

У: Сейчас поднимите руки те, кому было легко работать сегодня на уроке? Почему? А теперь поднимите те, кому было чуть сложнее работать. Почему? Поднимите руки те, кому было очень сложно работать на уроке. Почему?

5.2 Домашнее задание

Пересказать по-своему (импровизируя) одну из сказок Г. Цыферова.

6.  Организованное завершение урока

 

Мне понравилось с вами работать, вы были активные, старательные, любознательные, я желаю вам успехов в учебе, спасибо за урок!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.