Автор: Гузяева Людмила Петровна
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств № 8 г. Ульяновска
Краткое описание работы: Рассматриваются проблемы развития музыкальной памяти. Даётся характеристика хорошей музыкальной памяти.

Дата публикации: «Музыкальная память как синтез различных видов памяти» Рассматриваются проблемы развития музыкальной памяти. Даётся характеристика хорошей музыкальной памяти.
Просмотреть свитедельство о публикации

kojb2

«Музыкальная память как синтез различных видов памяти»

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО Детская школа искусств № 8 г. Ульяновска

«Музыкальная память как синтез различных видов памяти»

По древнеиндийской легенде, разгневавшись на людей, бог Брахма лишил их божественного дара. Но если дар спрятать на вершины гор – человек рано или поздно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся». Мало кто подозревает, что творческие способности надо искать в человеческой душе. В последние годы, присутствуя на вступительных экзаменах, я обратила внимание на то, что у детей существуют  проблемы с памятью: они не помнят слова детских песен, затрудняются рассказать стихотворение или сказку,  слабо запоминают небольшие попевки. И у меня каждый раз возникает вопрос: «Куда же спряталась память?». Общаясь с педагогами общеобразовательных школ, я узнала, что ученики в основном обладают так называемой «клиповой памятью», то есть воспринимают и запоминают только короткую информацию.  А такая память отличается кратковременностью, материал забывается через 1-2-3 дня, то есть запоминание происходит механически, неосознанно. Педагоги общих школ считают, что в корне изменить ситуацию может только постоянное  чтение художественной литературы, а у нас, музыкантов, следовательно – чтение музыкальных произведений.

         Проблемы развития памяти и  в частности музыкальной существовали во все времена. Память имеет огромное значение для успешной учебной, творческой, интеллектуальной деятельности. Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. Ученик с хорошей памятью обладает многими преимуществами. Он значительно скорее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, что даёт ему возможность быстро двигаться вперед. Он чувствует себя увереннее на  сцене, благодаря чему может больше отдаться музыке во время исполнения и лучше выразить  свой замысел. Проблема развития музыкальной памяти состоит ещё и в том, что буквы ребёнок видит повсюду, они окружают его практически везде, а вот с нотами и длительностями он сталкивается только в школе искусств и на уроках музыки.

Вопрос развития музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике, так как музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как логическая, слуховая, двигательная и эмоциональная.  Музыкальная память является одним из главных компонентов музыкальных способностей и её  наличие всегда считалось признаком музыкальности. Музыкальная память связана с общей памятью человека. Но особенность её в том, что это память на специфический  материал – музыкальный. Музыкальная память формируется только в процессе музыкальной деятельности человека.

Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Можно выделить следующие виды музыкальной памяти: двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. Каждый из этих видов играет существенную роль при запоминании музыки.

Многие педагоги рекомендуют учить на память отдельные элементы ткани произведения – голоса в полифонии, партию сопровождения в некоторых пьесах гомофонно-гармонического склада, требуют, чтобы ученик умел начинать с различных разделов сочинения. Для того чтобы проверить, насколько хорошо выучено произведение на память, следует проиграть его в медленном темпе без нот, вслушиваясь во все детали, добиваясь художественной убедительности и тонкости исполнения. Применение такого метода избавляет также от неточностей, обеспечивает максимальный самоконтроль, который способствует точному исполнению всех предписанных композитором указаний, без чего не может быть хорошего исполнения.

В вопросах запоминания музыки надо исходить из конкретных обстоятельств педагогической работы и всегда учитывать индивидуальность ученика. Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

– включение  зрительных схем: всматриваясь в ноты, можно текст запомнить зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;

– включение слуховых схем: вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;

– включение моторных схем: «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить её моторно-двигательно;

– подключение логических схем: отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана;

– подключение аналитических схем: сравнивать отрывки, в которых есть что-то общее;

– подключение эмоционального плана: выразительность должна запоминаться так же тщательно, как и ноты.

            Из всего вышесказанного, хорошая музыкальная память характеризуется:

– быстротой запоминания;

– точностью воспроизведения;

– прочностью сохранения;

– объёмом памяти.

Универсального способа для запоминания музыки не придумал никто. Способов, влияющих на развитие музыкальной памяти может быть много, но к решению применения того или иного надо подходить комбинированно.

Литература:

          1.   Акимова Г. Память на пять. –  Е.: «У-фактория», 2006

2.     Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – Т. 1. – М., 1996

3.     Житникова Л.М. Учите детей запоминать. –  М., 1973

4.     Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. –  М., 1993

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.