Тема: «Мой город, моя малая Родина».
Возрастная группа: подготовительная.
Содержательный компонент образовательной области: познавательное речевое развитие.
Форма образовательной деятельности: занятие, познавательно – речевое.
Форма организации: групповая.
Вид детской деятельности: познавательная, игровая.
Учебно-методический комплект: «Детство»: примерная образовательная программа дошкольного образования под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и др.
Программное содержание:
– обучающие задачи: расширение и уточнение представлений о родном городе, его памятниках, древних и современных; о социокультурных ценностях жителей города; расширять и закреплять знания о городе Ставрополе, его достопримечательностях;
– развивающие задачи: развивать у дошкольников познавательную активность, коммуникативные навыки, диалогическую речь, повышать речевую активность, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение;
– воспитывающие задачи: воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к его традициям, воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы; воспитывать эстетический вкус.
Планируемые результаты: проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь элементарные представления о городе; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Словарная работа:
существительные: герб, возвышенность, крепость, укрепление, казаки;
глаголы: строить, охранять, оберегать;
прилагательные: малая Родина, стародавние времена, охранный пост.
Оборудование:
демонстрационный материал: книга «Здесь родины моей начало»;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
макет «Крепостная стена», фигурки казаков; иллюстрации памятников архитектуры; гербы городов России; фонограмма космической музыки, песня « Ставрополь – город Креста» А. Казанцева.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: беседа по пословицам и поговоркам о Родине; конкурс рисунков «Портрет моей мамы»;изготовление макета «Крепостная стена»; беседы с детьми на темы: «Мой город», «моя семья», «Моя мама»; изготовление книги: «Здесь родины моей начало»; чтение стихов о Ставрополе, о семье.
Предварительная работа с детьми: экскурсии с детьми по достопримечательностям города: на Крепостную гору, Тифлисские ворота, Мемориал воинской славы, статуя Ангела хранителя, храм Святого Андрея Первозданного, площадь имени Ленина.
Индивидуальная работа с детьми на организованной образовательной деятельности: оформление грамматически правильного речевого высказывания.
Структура занятия и методические приемы:
I часть. Вводная – 3 минуты
Организационный момент.
Демонстрация книги «Здесь Родины моей начало»
II часть. Основная – 20 минут
Рассматривание книги и беседа о «Малой родине».
Физминутка: «Машина времени».
Рассматривание макета «Крепостная стена» и историческая справка о создании крепости.
Нахождение детьми герба города Ставрополя на выставке гербов русских городов.
Историческая справка о гербе города.
III часть. Заключительная – 2 мин.
Рефлексия педагога и детей.
Организация детей на занятии: демонстрационные доски, указка, стулья выставленные полукругом, демонстрационный стол с макетом «Крепостной стены», расположенный в центре группы.
Ход ООД
I часть. Вводная
Организационный момент.
Дети играют на ковре. Тихо звучит « Ставрополь – город Креста» А. Казанцева.
Педагог подходит к детям, держа в руках книгу «Здесь Родины моей начало».
Дети становятся полукругом возле педагога.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Как вы думаете, что это? Да, верно, это книга.
Хотите прочитать, что здесь написано («Здесь Родины моей начало»). Название книги нам подсказывает о чем мы с вами будем говорить. Как вы думаете, о чем будем беседовать? Правильно, о родине.
II часть. Основная
Воспитатель:
– Назовите страну, в которой мы живем?
– Россия – это наша с вами Родина. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. А знаете ли вы пословицы о родине?
Дети называют известные им пословицы и поговорки о Родине.
· Родная сторона – мать, а чужая мачеха,
· Человек без Родины, что соловей без песни,
· На чужой сторонушке рад своей воронушке,
Воспитатель: Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Дети:
– Окажется человек в чужом городе, все там красивое, новое, интересное. Пройдет немного времени и человек захочет домой, к своей маме, где все знакомое и любимое;
– Или окажется в жаркой Африке и будет удивляться их природе и животным. Но там, всегда жаркое солнце, мало воды, в пустынях много песка. И вспомнит свою родину.
Воспитатель: Недаром говорит русская пословица: «Где родился, там и пригодился». Так что же такое – Родина?
Дети: Это наша страна Россия, это наш Ставропольский край, где мы родились и живем. Это наш дом. Это все то, что нас окружает.
Воспитатель: Я предлагаю присесть на стульчики и открыть книгу, которую вам принесла.
Дети соглашаются, рассаживаются по местам.
Воспитатель: Откроем книгу и прочтем, как называется первая страница. «Моя малая родина». Малая родина, что это такое? Как вы понимаете?
Дети:
1. У каждого из нас есть своя малая родина. То место, где мы родились, где проходит наше детство.
2. Где живут наши родители и друзья, где находится наш детский сад и школа.
3. Это наша улица, зеленый дворик с качелями, с песочницей и деревянной горкой.
Воспитатель: Мы с вами родились и живем в городе Ставрополе. И прочтем стихи о нашей малой родине
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
Дети читают стихи:
Малая родина – островок земли.
Под окном – смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!
Город наш большим не назовешь.
Только мы об этом не жалеем.
Он для нас и маленький хорош,
Он для нас такой еще милее.
Воспитатель: Наш город Ставрополь–не очень старый по сравнению с другими городами России, но является столицей (главным городом) нашего Ставропольского края, поэтому к нам часто приезжают гости из других городов России.
– Что бы вы им рассказали? Куда повели на экскурсию? Давайте совершим прогулку по городу с помощью этой книги.
Дети рассказывают о городе с помощью иллюстраций книги:
1. Это «Тифлисские ворота». У ворот в старые времена был охранный пост. Там постоянно находились казаки с пушкой. Они выстрелом из пушки возвещали о том, что выехал из крепости гражданский экипаж.
2. Есть у нас Мемориал воинской славы, который находится на Комсомольской горке. В День Победы туда приходим и мы с мамой, чтобы положить цветы к памятнику погибших воинов.
3. На этой фотографии мы видим символ города Ставрополя, статую Ангела Хранителя, держащего над головой огромный крест. Он стал символом нашего города.
4. Наш храм Святого Андрея Первозванного построен очень давно. Он является памятником архитектуры.
Воспитатель: А знаете ли вы, как появился наш с вами родной город Ставрополь? Хотели бы узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте отправимся в стародавние времена, в то время когда появился наш город. На каком транспорте мы можем туда попасть? (ответы детей). Ну конечно на машине времени.
Имитируется машина времени. Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Звучит космическая музыка.
Воспитатель: Машина времени быстра,
Несет нас в прошлое она.
Куда ж так быстро мы летим,
Откроем глазки, поглядим!
– Мы с вами ребята оказались на Ставропольской возвышенности. Вы что-нибудь видите?
Дети: Крепость.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
Воспитатель: Давайте подойдем поближе. А кто знает, для чего строили крепости? Дети: Чтобы защищать от врагов.
Воспитатель: Правильно. Вот и крепость Ставрополь тоже была построена на возвышенности, чтобы защищать Московское государство от
вражеских набегов. Располагайтесь поудобнее, я расскажу вам, как все происходило.
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Давным-давно это было. Решила царица Московского государства построить крепость для защиты своих границ. Город наш был основан в качестве крепости. Первые укрепления были установлены на месте нынешней Комсомольской горы. Очень тяжело приходилось казакам на строительстве крепости. Ведь всю работу они делали вручную. День и ночь звенели топоры, пилы, стучали лопаты. И вот, благодаря, выносливости, трудолюбию, умениям казачьего народа, наших с вами предков, крепость была построена. (Показ макета оборонительной крепости). Крепость, которую выстроил полковник Николай Ладыженский со своим войском казаков, занимала важное положение и значение для окрестной территории. Ведь она располагалась на пересечении дорог, ведущих с севера на юг и с запада на восток. Спустя некоторое время вокруг крепости стали селиться простые люди, а поселение называться – Слободка, которое постепенно разрасталось, но при этом добровольно подчинялось военному уставу и распорядку, сложившемуся внутри крепости.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно. Какая получилась крепость? Дети: высокая, крепкая.
Воспитатель: А вот интересно, почему же наши предки выбрали для строительства крепости именно это место? Что у нас здесь такое необыкновенное? (Ответы детей).
Воспитатель: Во-первых, крепость располагалась на возвышенности, а с высоты врага заметить проще. Во- вторых, крепости строили, там, где можно добыть воду и еду. Как вы думаете, где наши предки брали воду и добывали пищу? Воду брали в реках, там же ловили рыбу. Еду можно было найти в лесах, которые окружали крепость. Что же люди могли найти в лесу для еды? (грибы, ягоды, дичь, зверей). А вот так выглядели казаки, которые строили нашу крепость.
Показ иллюстрации казаков того времени.
Они были мужественными и смелыми людьми. Посмотрите на их одежду. Так одевались казаки в те времена.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что у каждого города есть свой знак.
Дети подходят к выставке гербов Русских городов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки, что на них изображено? Дети: Олень, медведь, колосья пшеницы, корабль … .
Воспитатель: Обратите внимание, все изображения имеют одинаковую форму – форму щита. Может быть, кто-то знает, что это такое, как назвать одним словом, то, что вы рассматриваете?
Дети: Это гербы русских городов.
Воспитатель: У каждого города есть свой герб. А кто знает, что такое герб?
Дети: символ, знак.
Воспитатель: Правильно. Герб – это знак, на котором старались изобразить, что-то очень важное для города. Если на гербе изображена рыба, что это может значить?
Дети: Что люди ловят рыбу.
Воспитатель: Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный. Среди этих гербов есть и герб нашего города. Где же он? Дети находят герб города Ставрополя среди гербов других городов. Воспитатель: Герб города Ставрополя тоже похож на щит, главной фигурой его является прямой крест, отражающий имя города и разделяющий пространство щита на четыре поля.
В нижнем правом поле щита помещен исторический герб города с черными швами и открытыми воротами крепостная стена с серебряной звездой; по склону горы к воротам ведет дорога. Так символически изображается город, начало которому положила Ставропольская крепость, воздвигнутая в 1777 году на горе, впоследствии названной Крепостной. Через Ставрополь пролегла дорога из России на Кавказ. С конца XVIII века Ставрополь являлся воротами Кавказа.
В верхнем левом поле щита изображены основные элементы городского герба. На красном фоне золотом изображен Вечный огонь как знак памяти о прошлых поколениях, их подвигах и свершениях. Над пламенем Вечного огня серебряная зубчатая фигура символизирует трудовую жизнь города.
В нижнем левом поле щита изображен храм, представляющий Ставрополь как русский город. В архитектуре храма узнается силуэт Кафедрального собора на Крепостной горе, который долгое время был неотъемлемой частью городской среды.
В верхнем правом поле щита помещен всадник, олицетворяющий казачество. Всадник – символ храбрости, силы, быстроты и ловкости, а также ратного дела защиты Отечества.
Щит обрамлен золотым венком из дубовых листьев. Венок перевит лентой цветов российского Флага (белый, синий, красный). Сверху над щитом
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
золотым цветом изображены цифры 1777, означающие год основания города Ставрополя.
III часть. Заключительная.
Воспитатель: Вот и подошло к концу путешествие в историю нашего города, пора нам возвращаться в свой любимый детский сад.
Имитируется машина времени. Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Звучит космическая музыка.
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Надеюсь, вам, наше путешествие понравилось. Вы многое узнали о своей малой Родине – городе Ставрополе, его истории, что обозначают символы на гербе. Будете еще больше любить свой город, беречь и украшать его.