ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения: | МБДОУ «Плешановский детский сад №1» |
Юридический и фактический адрес | С. Плешаново, ул. Советская, дом 14 |
Режим работы ДОУ | 10 –часовой |
Наименование программы: | «Мое село – мой край родной» |
Основные разработчики программы: | Воспитатель «Перехватова Н.А. |
Цель Программы | Дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края. |
Основные задачи Программы
| 1. Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в родном селе, сопричастности к этому. 2. Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой Красногвардейского района. Развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность. 3. Расширять знания детей о родном поселке, как частице Оренбургской земли. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.). |
2 часть, формируемая участниками образовательного процесса
Содержание программы
I. | Целевой раздел |
|
| Сведения о программе |
|
| Пояснительная записка |
|
1.1. | Обоснование выбора темы |
|
1.2. | Направленность дополнительной образовательной программы |
|
1.3 | Новизна дополнительной образовательной программы |
|
1.4 | Актуальность образовательной программы |
|
1.5. | Цель и задачи дополнительной образовательной программы |
|
1.6. | Отличительные особенности программы |
|
1.7. | Возрастные характеристики развития детей |
|
1.8. | Условия, в которых реализуется программа, время и сроки реализации дополнительной образовательной деятельности |
|
1.9. | Формы образовательной деятельности детей и режим занятий |
|
1.10. | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы |
|
II. | Содержательный раздел |
|
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности |
|
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы |
|
III. | Организационный раздел |
|
3.1 | Организация педагогической деятельности в ДОУ |
|
3.2 | Кадровое обеспечение |
|
3.3 | Материально – техническое обеспечение программы |
|
3.4 | Научно-методическое обеспечение Программы |
|
3.5. | Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы |
|
3.6. | Система педагогического наблюдения |
|
IV. | Дополнительный раздел |
|
4.1 | Приложения |
|
4.2. | Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы |
|
V. | Литература |
|
Сведения о программе
Программа «Мое село – мой край родной», ориентирована на детей от 4 до 6 лет.
Программа выполнена в соответствии Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Программа разрабатывается на основании программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А.Васильевой, СПб.: ООО « Издательство «Мозаика – синтез», 2012. –330с.).
Тип программы: информационно – познавательный.
Направление образовательной деятельности: «Социально – личностное».
Объекты программы: Дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагогический коллектив ДОУ.
Продолжительность реализации: два года.
Программа рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Поможет воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного села и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины.
Может сочетаться с другими образовательными программами.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
Без чего человек перестает быть личностью»
В.А.Сухомлинский
1.1. Обоснование выбора темы:
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания. Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана настоящая авторская программа «Мое село – мой край родной» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Таким образом, данная Программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашего села, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.
Дети дошкольного возраста проявляют интерес к истории своего родного села, любят совершать прогулки по селу и его окрестностям, посещать краеведческий музей, библиотеку. Чтобы поддержать этот интерес и удовлетворить запросы родителей, образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» программы «От рождения до школы» была дополнена и расширена задачами программы «Мое село – мой край родной ».
1.2. Направленность программы:
Данная программа реализуется в рамках социально – личностного развития дошкольника, учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми дошкольного возраста в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
В основе лежит познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность детей. В процессе реализации программы происходит интеграция с образовательными областями: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие.
1.2. Новизна дополнительной образовательной программы:
Программа реализуется с учетом национально-культурных условий многонационального состава населения Красногвардейского района Оренбургской области.
Новизна дополнительной образовательной программы «Мое село – мой край родной», выражается во введении в программу регионального компонента, т.е. изучение природы, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона – Красногвардейского района Оренбургской области.
Введение регионального компонента позволяет дать детям богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой.
В содержание программы включены темы по изучению своего родного села Плешаново. Это и история образования нашего села, природные условия, и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании детей.
В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. При составлении данной программы учитывались потребности, психофизиологические особенности детей, запросы родителей.
1.3. Актуальность программы.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.
В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины.
1.5. Цель и задачи программы.
Цель: дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.
Задачи воспитания:
Воспитывать осознанно-бережное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней.
На примере жизни людей родного села воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
Задачи развития:
Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой Красногвардейского района.
Развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность.
Расширять знания детей о родном поселке, как частице Оренбургской земли.
Задачи обучения:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.);
Формирование умения набирать необходимую информацию.
1.6. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
- Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Принцип историзма.
Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)
- Принцип гуманизации.
Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному селу, к своей малой Родине. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.
- Принцип дифференциации.
Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном селе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности.
Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями родного села и края сочетаются разные виды деятельности.
- Принцип наглядности.
Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с родным селом практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
- Принцип развивающего обучения.
Использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.
1.7. Подходами к построению образовательной деятельности стали:
– гуманитарный подход, как основа учета индивидуального процесса освоения ребенком данной программы, как основа учета потребностей ребенка в самовыражении в процессе выполнения творческих заданий;
– краеведческий (региональный) подход, как основа формирования у детей нравственно – патриотического воспитания, любви к своему родному краю;
– тематический подход – деление материала на основные темы (циклы);
– культурологический подход, как основа формирования общей культуры ребенка, приобщение к истокам культуры малой Родины;
– непрерывность и преемственность педагогического процесса;
– дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
– системно – деятельный подход, как основа учета ведущего вида деятельности – игровой. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога;
– развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
1.8. Для реализации данной программы используем современные методы к ознакомлению детей с окружающей действительностью:
- методы ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козлова;
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
- методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
- методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков);
методы ТРИЗ
Методы ознакомления детей с окружающей действительностью.
Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова) | Методы повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова) | Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова) | Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков) | Методы ТРИЗ |
Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты. | Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка. | Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность. | Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые примеры; юмор, шутка; детское экспериментирование; проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения. | Метод проб и ошибок (МП и О); метод противоречий; метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование |
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
1.9. Отличительные особенности дополнительной программы:
содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, национально-культурных, демографических, климатических условиях, характерных для Красногвардейского района, в которых осуществляется образовательный процесс.
Наш район характеризуется резко континентальным климатом. Территория района расположена на северном склоне Самаро -Уральского водораздела и относится к Прикаспийскому артезианскому бассейну.
Территория района сложена породами татарского яруса пермской системы – красноцветными песчаниками, конгломератами, аргиллитами. Район полностью расположен в подзоне северных разнотравно-типчаково-ковыльных степей на обыкновенных черноземах. Лесистость невелика, составляет 0.7 %.
Географическое положение Красногвардейского района – на севере соседство с Матвеевским, Пономаревским, Александровским районами, на западе с Грачевским районом, на юге с Новосергиевским, Сорочинским районом, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения села Плешаново: башкиры, русские, татары, армяне, украинцы. Красногвардейский район располагает историческими и современными достопримечательностями. В село Плешаново имеются ПЛ – 59 с спортивным комплексом, где неоднократно проводились областные соревнования («Золотой колос Оренбуржья» и др.), ДЮСШ, где проходят соревнования районного и областного уровня, плавательный бассейн, библиотека , две школы, в соседнем селе Подольск народный историко – этнографический музей.
Известные уроженцы:
Район славен одаренными людьми. Он является родиной классика башкирской литературы Даута Юлтыя и народного поэта Мухаметши Бурангулова. Немалый след в культурное наследие родного края внесли члены Союза писателей СССР: А.Е. Шилов, С.М. Муллабаев, художник С.Г. Лаушкин.
Красногвардейская земля является родиной четырех героев Советского Союза: Н.Н. Завражнов, М.И. Осипов, И.Г. Подольцев, И.П. Сиваков.
Концерты художественной самодеятельности, национальные праздники, творческие встречи, конкурсы стали неотъемлемой частью досуга населения.
Сильными сторонами района являются:
– наличие месторождений нефти;
– высокая доля населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста.
1.10. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Программа «Мое село – мой край родной» ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста, учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 4-6лет.
Дети 4-6 лет проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания. Учитывая возрастные особенности дошкольников, содержание программы представлено не в виде традиционных занятий, а в виде циклов учебных ситуаций, которые могут быть использованы целиком или частями, в зависимости от форм и видов работы, которым отдается предпочтение в детском саду, в данной возрастной группе. При адаптации программы следует руководствоваться уровнем интеллектуального развития детей, их психологическими особенностями, уровнем работоспособности.
От 4 до 5 лет
В этом возрасте ребенок начинает активно общаться с взрослыми и сверстниками. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ребенок хорошо различает родных и близких ему людей, пытается понять родственные отношения в семье. У детей в это время формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Ребенок проявляет активный интерес к живой и неживой природе: животным и растениям, сезонным и суточным изменениям. Он начинает осознавать, что живет в мире, населенном разными живыми существами, что при внешнем различии они похожи друг на друга, а именно: люди, животные, насекомые и растения дышат, питаются, производят потомство.
Ребенок живет в мире художественного слова: сказок, рассказов, стихов. Он сам еще не умеет читать, но с удовольствием слушает, когда ему читают взрослые. Смотрит детские передачи, аудиозаписи, мультфильмы. Обсуждение с детьми содержания сказок и рассказов поможет в обучении детей умению устанавливать взаимоотношения с окружающим миром, различать добро и зло; формировать любознательность, умение восхищаться и радоваться любому интересному явлению природы.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему?
От 5 до 6 лет
Возраст 5-6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания.
1.11. Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей, но и являться основой для самостоятельного развития каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды следует учитывать:
– индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;
– возрастные особенности развития ребенка;
– особенности его эмоционально – личностного развития;
– интересы, склонности, предпочтения, потребности;
– любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Таким образом, при проектировании уголка краеведения для самостоятельной деятельности детей следует соблюдать основные принципы построения предметно – пространственной среды в ДОУ:
– обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
– предоставление права и свободы выбора;
– создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
– полифункциональность использования помещений и оборудования.
1.12. Программа реализуется в следующих условиях:
– оснащение предметно – развивающей среды уголками патриотического воспитания, фотовыставками «Мое любимое село», «Где мы отдыхали с семьей», предметами декоративно – прикладного творчества народных умельцев, предметами народного быта;
– мини – музей «Русская изба»
– применение в образовательном процессе наглядно – демонстрационного и раздаточного материала;
– использование разнообразных видов детской деятельности;
– использование мультимедийного оборудования, интерактивной доски с подбором видеотеки о селе Плешаново;
– разработка экскурсионных маршрутов;
– привлечение работников музея и выставочного зала;
– обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.
Вся работа будет соответствовать комплексно – тематическому принципу построения образовательного процесса. ( Праздники, спортивные мероприятия, выставки, конкурсы, художественные показы); интеграции краеведческих знаний во все компоненты воспитательно – образовательного процесса (организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями, режимные моменты.)
Широкое использование здоровье сберегающих технологий, технологий личностно – ориентированного обучения, игровых технологий, технологии проектного обучения.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Реализуется в процессе совместной деятельности педагогов и детей (индивидуальные, подгрупповые занятия, беседы, дидактические игры).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Содержание программы реализуется в течение дух лет, начиная со средней группы.
Непосредственно образовательная деятельность.
Программа реализуется в кружковой работе. Проводится 1 занятие в неделю во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей (по подгруппам, фронтально, индивидуально). В средней группе, продолжительностью 20 минут, всего 32 занятия.
В старшей группе всего 36 занятий продолжительностью 25 минут.
1.13. Планируемые результаты освоения детьми программы
К концу старшего дошкольного возраста ребенок обладает следующими интегративными качествами:
Интегративные качества | Динамика формирования интегративных качеств
|
1.Личностные качества | 4 – 5 лет Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, историй, мультфильмов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, Может проявлять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, выражающуюся в предпочтении одних детей другим. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм. Знает свою фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном селе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники, имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. У ребенка сформированы некоторые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 5 – 6 лет Ребенок 5 – 6 лет способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, в рамках своего наглядного опыта. Интересуется историей родного села. Задает вопросы взрослым. Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, рассказов. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности), проявляет избирательность во взаимоотношениях и общении со сверстниками: появляются предпочтения в выборе партнеров по играм и общению. Умеет делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации (Посещение выставки, телепередача, рассказ близкого человека). Ребенок знает свое имя и фамилию, имя и отчество родителей, где они работают и как важен для общества их труд. Может рассказать о своем родном селе, назвать улицу на которой живет. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. |
2. Физические качества
| 4 – 5 лет Ребенок владеет в соответствии с возрастом основными движениями, участвует в подвижных играх. Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Имеет представление о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, пользе утренней зарядке и физических упражнений. Ребенок имеет представление об активном отдыхе, принимает участие в экскурсиях. 5 – 6 лет У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены (расчески, зубной щетки, носового платка, полотенца). Беседует с воспитателями и детьми о пользе и процедуре закаливании. |
3.Интеллектуальные качества
| 4 – 5 лет Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения со сверстниками и с взрослыми. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: изобразительная деятельность, игра, участие в походах и экскурсиях и т.д. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. В средней группе ребенок предпринимает попытки самостоятельно обследовать незнакомые предметы, используя знакомые и новые способы. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку или рассказ на заданную тему. Умеет находить интересное для себя занятие. 5 – 6 лет Проявляет познавательный интерес в процессе общения с взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему? зачем?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Проявляет инициативу в общении с взрослыми и сверстниками; решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками: использует различные источники информации, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта. Устанавливает причинно-следственные связи и отражает их в речи в ответах в форме сложноподчиненных предложений. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию и проектной деятельности.
|
1.14. Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:
Дети:
- Ребенок проявляет осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
- Понимает красоту природы родного края и нравственного отношения к ней.
- Проявляет чувства гражданской ответственности, гордости за боевые подвиги своих земляков.
- Знает место работы родителей, значимость их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых.
- Проявляет знания детей о родном поселке, как частице Оренбургской земли. Знает свою нацию, русскую культуру, язык, традиции.
- Сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина и др.): испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом; с удовольствием идет в детский сад.
- Сформированы некоторые умения набирать необходимую информацию.
- Развиты навыки исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Знает домашний адрес, название района, области. Знает флаг, герб, гимн своего района, села Плешаново.
- Знает столицу нашей Родины – Москву. Ее достопримечательности, знает флаг, герб, гимн России.
- Называет представителей других национальностей, населяющих село Плешаново и Красногвардейский район. Уважает их культуру и традиции.
Воспитатели:
– Разработка конспектов занятий;
– Подготовка практического материала по всем видам детской деятельности.
Родители:
– Повышение интереса к работе ДОУ;
– Активное участие в конкурсах, выставках;
– Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
1.15 . Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– наблюдения;
– изучение продуктов детской деятельности;
– беседа;
– оформление выставок, подготовка фотоматериалов, проведение экскурсий совместно с детьми и родителями;
– КВН « Оренбуржье – край родной»
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Данный раздел определяет содержание деятельности дошкольного учреждения по реализации данной программы.
2.1. Проектирование воспитательно – образовательного процесса:
Реализация и освоение содержания программы осуществляется в режимных моментах организации образовательного процесса:
– совместной деятельности педагога и детей;
– самостоятельной деятельности детей;
– совместной деятельности с семьей.
Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей.
Общая недельная нагрузка дополнительной образовательной программы «Мое село – мой край родной» в средней группе равна 80 минутам, в старшей группе 100 минутам, и в подготовительной 120 минутам.
Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
1. Заинтересовать детей историей их родного села. 2. Развивать коммуникативные и социальные навыки. 3. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией 4. Формировать у детей бережное отношение к природе и всему живому.
| Беседа Ситуативный разговор Дид/игра Сюжетно – ролевая игра Игры – драматизации Продуктивная деятельность Прогулка Экскурсия Чтение художественной литературы Тематические досуги | Групп. Подгр. Инд. | 20, 25 мин. |
Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей | |||
1. Расширять представление о родном селе. 2. Развивать интерес детей к самостоятельному творчеству, интерес к поиску решений, интерес к экспериментированию.
| Во всех видах самостоятельной детской деятельности: дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетные игры.
| Подгр. Инд. | 20, 25 мин.
|
Совместная деятельность с родителями | |||
1. Вовлечь родителей, социальных партнеров в процесс реализации воспитательной системы. 2. Формировать социальную компетентность. | Праздники Досуги Развлечения Концерты Походы Экскурсии Проекты
| Групп. Подгр. Инд. | 20, 25 мин |
Совместная деятельность с детьми | |||
1. Развивать чувство гордости за свое родное село, желание сохранить его чистым. 2. Знакомить детей с творчеством поэтов, художников Красногвардейского района. 3. Знакомить детей с достопримечательностями и историческими памятниками родного села, края. 4. Предоставить детям возможность разнообразно и свободно проявлять интересы. | Беседа Ситуативный разговор Дид/игра Сюжетно – ролевая игра Продуктивная деятельность Прогулка Экскурсия Чтение художественной литературы | Инд. Подгр. Групп. | 20, 25 мин |
2.2. Задачи образовательной деятельности по возрастным группам
Блоки | Средняя группа | Старшая группа |
Мир природы | ||
I Мир живой природы. | Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицами; познакомить с дикими животными и птицами лесов близ села Плешаново. Учить правилам поведения в лесу. Сформировать представление о водоемах села – реке Ток, ручей Березовый. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к живому посредством ознакомления с природой ближайшего окружения: уголок леса, уголок сада, цветники, живые объекты на территории ДОУ. | Познакомить детей с естественными водоемами Оренбургского края: рекой Урал, Сакмара; закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей; показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края. Познакомить с Красной книгой. |
II Неживая природа | Дать элементарные представления о климате нашей местности. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края. | Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений оренбургских степей; о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды. Учить создавать и осмысливать целостности: болото, лес, озеро, река. Познакомить с полезными ископаемыми, имеющимися на территории нашего района. |
Мир человека | ||
Человек | Формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, поликлиники, труде хлеборобов. Закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада. Познакомить детей с родным селом, улицами, объектами села: школами, детскими садами, РДК, почтой, поликлиникой. | Продолжать формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями села: хлебопекарня Красногвардейского Райпо, МТС, и др. Закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством. Показать связь между климатическими условиями и развитием сельского хозяйства. Познакомить детей с оренбургскими народными промыслами: -пуховый платок и др.; познакомить детей с творчеством художника Лаушкина В. Г. Познакомить с героями Советского Союза Красногвардейского района: Осиповым, Завражным и др. Воспитывать чувство гордости, патриотизма. |
Историческое прошлое села | ||
| Познакомить детей с историческим прошлым села посредством развития представлений об жилище, посуде в быту, головных уборах, обуви людей разных национальностей, проживающих в с. Плешаново и на территории Красногвардейского района. Познакомить с первыми средствами передвижения жителей Оренбуржья.
| Познакомить детей с историей возникновения села Плешаново, Красногвардейского района, символикой района. Воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностями села: памятник погибшим в ВОВ, парковой зоной; объектами села: музеем, библиотекой, художественной, спортивной и музыкальной школами. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым Оренбургского края на основе ознакомления с историей жилища русского, башкирского, украинского народов, народной одежды. Формировать первоначальные сведения о городе Оренбург – столице Оренбургского края, его достопримечательностях. |
2.3. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (средняя группа)
№ М – ц Месяц | Тема | Время, минуты | Задачи | Виды детской деятельности |
Сентябрь | Модуль 1 Я в мире людей | 1ч. 20 мин. |
|
|
1.1 | Моя группа | 20 мин. | Познакомить детей с помещениями группы, с их назначением, помочь детям адаптироваться. | Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»; беседы «Моя группа», «Мои друзья». Игра «Назови ласково». Рассматривание картин из серии Детский сад» |
1.2 | Мой детский сад | 20 мин. | Знакомить детей с детским садом. Обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повар, прачка, медсестра). Воспитывать уважение к труду взрослых, формировать положительное отношение к детскому саду. | С/р игра «Детский сад», Проведение экскурсии по детскому саду (пищеблок, прачечная, кабинеты заведующего, медсестры и логопеда). Чтение стихотворения «Мой любимый детский сад». |
1.3 | Наши игрушки | 20 мин. | Закреплять знания детей о назначении разных игрушек, о местонахождении в группе; формировать знания о материалах, из которых они сделаны; воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Рисование «Моя любимая игрушка». Д/и «Опиши игрушку», «Что умеют делать игрушки?», настольно – печатные игры «Лото», «Собери целое»; загадывание загадок; заучивание стихов А. Барто «Игрушки». |
1.4 | Экскурсия по территории детского сада | 20 мин. | Познакомить детей с территорией детского сада, с участком группы, спортивной площадкой | Игры с детьми на спортивной площадке, экскурсия на участки других групп. |
Октябрь | Модуль 2 Мое любимое село | 1ч. 20 мин. | ||
2.1 | Улица, на которой я живу. | 20 мин. | Уточнить и расширить знания детей о своей родной улице, почему она так называются ; закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице . | Презентация «Улицы Плешаново». Беседа «Улица, на которой я живу». Совместная деятельность родителей и детей «Построим дом». Оформить фотовыставку «Достопримечательности села Плешаново». |
2.2 | Экскурсия в осенний парк | 20 мин. | Расширять представления детей о характерных признаках осени, самостоятельно находить и называть их, Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, развивать эстетические чувства. | Чтение стихов об осени, отгадывание загадок. |
2.3 | Транспорт на улицах села | 20 мин. | Знакомить с видами транспорта, проезжающим по улицам села. Познакомить с первыми средствами передвижения жителей Оренбуржья. | Наблюдение за транспортом. Изготовление альбома «Транспорт на улицах села», раскрашивание раскрасок, д/ игра Угадай транспорт», «Мир транспорта», лото «Виды транспорта», подвижная игра «Цветные автомобили», с/ролевая игра «Автобус». |
2.4 | Труд людей | 20 мин. | Знакомство детей с трудом людей села (работников почты, больницы, работников сельского хозяйства); формировать системные знания о труде взрослых, показать значимость труда людей для села. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | Д/и «Кто что делает?», «Кому, что нужно для работы?», оформление альбома «Профессии людей». Экскурсии на почту, на поле. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». |
Ноябрь
| Модуль 3 Мир природы | 1ч. 20 мин. |
| |
3.1 | Культурные растения нашего участка | 20 мин. | Познакомить детей с культурными растениями, растущими на участке. Воспитывать бережное отношение и желание заботиться о растениях. | Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова – М.:Тко “АСТ”, 1995. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007. Д/и «Съедобное – не съедобное», «С какой ветки детки?» и т. д. Рассматривание открыток «Цветы», загадки о цветах. |
3.2 | Дикие растения на нашем участке. | 20 мин. | Познакомить детей с дикими растениями, растущими на участке. Воспитывать бережное отношение к растениям нашего края, желание беречь и сохранять природу. | Демонстрационное пособие «Растения нашего края» Картины из серии «Лекарственные растения», заучивание стихов, разгадывание загадок. |
3.3 | «Мы идем к зеленой елке».
| 20 мин. | Продолжить знакомство с природой родного края; учить различать хвойные деревья – ель, сосна. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | Экскурсия (конспект), рисование на тему «Елочка – колючие иголочки». |
3.4 | Водоемы нашей местности: река Ток и ручей Березовый. | 20 мин. | Продолжать знакомить с природой родного края, учить восхищаться ее красотой. Помочь запомнить названия местных водоемов; воспитывать стремление охранять природу. | Презентация, подготовленная воспитателем. |
Декабрь | Модуль 4 Животный мир
| 1ч. 20 мин. |
| |
4.1 | Домашние животные | 20 мин. | Продолжать формировать представления детей о домашних животных нашей местности, об уходе за ними человеком. Воспитывать гуманное отношение к животным. | Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов – М.: “АСТ”, 1999. Расскажите детям о домашних животных – карточки для занятий в детском саду и дома. Литературный ряд: стихи, загадки. В. Степанов «Животный мир России» Сценарии занятий. |
4.2 | Дикие животные | 20 мин. | Формировать у детей представления о диких животных, обитающих на территории нашего края (области); иметь представление об их жизни, среде обитания, развивать интерес к новой информации. | Картины из серии “Животные нашего района”, «Дремучий медведь» Е. Чарушин, «Азбука леса» Н. Сладков. Стихи, загадки, считалки, потешки. Д/ и «Семья» и др. |
4.3 | Домашние и дикие птицы | 20 мин. | Продолжать знакомить детей с домашними и дикими птицами нашей местности. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | «Охраняйте птиц» И. Гришашвили. Картины из серии «Птицы», муз. ряд: записи звуков леса, голосов птиц. |
4.4 | Чтение сказок и рассказов о животных и птицах. | 20 мин. | Воспитывать умение детей внимательно слушать сказки и рассказы о животных, | Самые лучшие сказки и рассказы о животных.- М., «АСТ. Астрель», 2011. |
Январь | Модуль 5 Что такое Родина? | 1 час |
| |
5.1 | Россия – Родина моя | 20 мин. | Расширить представление детей о Родине, познакомить понятием «Родина», воспитывать чувство гордости за свою страну. | Конспект, показ презентации. Чтение стихов о Родине: П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Наша Родина». |
5.2 | Москва – столица нашей страны. | 20 мин. | Познакомить детей со столицей нашей страны – городом Москва, Кремлем и Красной площадью. | Конспект, презентация, стихи о Москве: С. Михалков «Кремлевские звезды», М. Лисянский «Моя Москва», гимн Москвы. |
5.3 | Моя малая родина – Плешаново | 20 мин. | Познакомить детей с понятием «малая родина»; обогащать знания о родном селе, его достопримечательностях; воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу, уважение к людям, проживающим в нем. | Презентация о Плешаново, чтение стихов о малой Родине: Л. Кудрявцева «Родина», И. Моисеева «Мой поселок». |
Февраль | Модуль 6 Наши защитники | 1ч. 20 мин. |
| |
6.1 | Солдаты России – защитники страны.
| 20 мин. | Систематизировать представление детей о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии; сформировать представление о том, каким должен быть солдат (сильным, смелым, метким, быстрым и т. д.). Формировать основы военно – патриотического сознания; воспитывать гордость за вооруженные силы РФ. | Конспект, презентация. Чтение стихов: «Пограничник» Г. Ладонщиков, «На страже» В. Суслов. |
6.2 | Военная техника | 20 мин. | Познакомить детей с военной техникой, помогающей защищать Родину в мирное время. | Презентация на тему «Военная техника». |
6.3 | Экскурсия к памятнику погибшим героям – защитникам. | 20 мин. | Расширять знания о героях в годы ВОВ, воспитывать у детей уважение к воинам – защитникам отечества. | Конспект экскурсии. |
6.4 | Чтение стихов и рассказов о защитниках. | 20 мин. | Продолжать формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. | Чтение Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Почему армия всем родная», Г. Ладонщиков «Пограничник». |
Март | Модуль 7 Народ и культура | 1ч. 20 мин. |
|
|
7.1 | Кто живет в нашем селе? | 20 мин. | Формировать представления детей о народностях, населяющих наше село, познакомить с культурой и обычаями. Формировать доброжелательное отношение к традициям других народов, уважать старших. | Конспект беседы. Прослушивание песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. |
7.2 | Старинные головные уборы для мужчин и женщин, разных национальностей. | 20 мин. | Познакомить детей с названиями головных уборов, развивать интерес к прошлому наших предков. | Рассказ воспитателя с презентацией о головных уборах. |
7.3 | Обувь | 20 мин. | Познакомить с названиями старинной обуви народов, населяющих наше село. | Презентация. |
7.4 | Посуда. | 20 мин. | Познакомить детей с предметами старинной посуды, их названием, из какого материала изготовлена посуда (деревянная, глиняная). | Рассматривание иллюстраций, настоящей посуды, принесенной из дома. |
Апрель | Модуль 8 Как отдыхали наши предки | 1ч. 20 мин. |
|
|
8.1 | Калейдоскоп игр и развлечений | 20 мин. | Познакомить детей со старинными игрушками, их названиями, материалом, из которого они были сделаны. Уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки. | Презентация русских старинных игрушек, рассказ воспитателя о русских народных играх. Рисование «Украсим матрешке сарафан». Создание картотеки народных игр. Разучивание игр («Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и т. д.) |
8.2 | Традиция встречи именин. | 20 мин. | Знакомить детей с семейными традициями, воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи. | Конспект развлечения. |
8.3 | Русские народные сказки. | 20 мин. | Расширить представление детей о русских народных сказках, прибаутках. Воспитывать интерес к сказкам и желание их слушать, следить за сюжетом, отвечать на вопросы. | Рассказ воспитателя о русских народных сказках. Сборник русских народных сказок. |
8.4 | Развлечение «В гости к нам пришли матрешки» | 20 мин. | Воспитывать эстетические чувства, радость от совместного участия в проведении праздника. | Конспект развлечения. |
Май | Модуль 9 Путешествия по улицам села | 1ч. 20 мин. |
|
|
9.1 | Экскурсии по улицам села: Советская, Гагарина, Полевая и др.. | 20 мин. | Познакомить с улицами, прилегающими к территории детского сада, помочь запомнить их названия, обратить внимание на административные и культурные объекты. | Конспект |
9.2 | Участие в праздновании Дня Победы (с родителями). | 20 мин. | Дать детям представление о празднике День Победы, воспитывать уважение к ветеранам. | Совместное участие родителей и детей. |
9.3 | Экскурсия на почту. | 20 мин. | Познакомить с профессией почтальона, показать важность данной профессии для жителей нашего села и всей нашей страны. | Конспект, с/р игра «Почта». Чтение стихотворения С. Маршака «Почта». |
9.4 | Экскурсия в библиотеку. | 20 мин. | Формировать представления детей о родном селе. Воспитывать познавательный интерес к родному селу. | Конспект, с/р игра «Библиотека». |
Объем образовательной деятельности приведен исходя из расчета 20 минут на 1 занятие.
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (старшая группа) по программе «Мое село – мой край родной»
№ | Тема | Время, минуты | Задачи | Виды детской деятельности |
Сентябрь
| Модуль 1 Я в мире людей | 1ч40м | ||
1.1 | Мой портрет, какой я? | 25 мин. | Продолжать знакомить ребенка с самим собой. Помочь осознать себя, свои достоинства и недостатки, развивать стремление совершенствовать себя, воспитывать положительное отношение к себе. Учить рассказывать, развивать монологическую речь. | Беседа «Для чего человеку имя?», мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (портрета), реализация семейного проекта “Мое имя”. Рисование: «Изготовление именных карточек на шкафчики», игра «Полное, неполное имя», «Назови ласково» |
1.2. | Наши бабушки и дедушки | 25 мин. | Предложить детям узнать и рассказать об истории своей семьи. Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям. | Приглашение на «сладкий стол» бабушек и дедушек. Тема: «Золотые руки», чтение стихов о бабушке и о дедушке. Изготовление буклета «Бабушкины рецепты» |
1.3 | Моя родословная | 25 мин. | Дать представление о родственных связях. Вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувства любви и уважения к членам семьи. | Беседа, составление коротких рассказов из личного опыта, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (Древо семьи), проект «Моя семья» |
1.4 | Моя дружная семья | 25 мин. | Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; закреплять представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Формировать представление о семейных праздниках, о способах поздравления друг друга. Способствовать проявлению интереса к семейным праздникам. | Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»; чтение русских народных сказок; общение «Дом, в котором я живу». Изготовление фотоальбома «Семейные традиции» (с родителями). Выставка рисунков на тему «Моя семья», с/р игра «Семья». |
Октябрь
| Модуль 2 Район, где я живу | 2ч. 30 мин. | ||
2.1 | Знакомство с картой Оренбургской области. Нахождение Красногвардейского района, с. Плешаново. | 25 мин. | Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. | Беседа, рассматривание карты Оренбургской области. |
2.2 | История образования поселка (экскурсия в библиотеку) | 25 мин. | Формировать у детей познавательный интерес к родному селу, к его прошлому и настоящему. Познакомить с историей названия села. Воспитывать чувство гордости за свое село, за его жителей. | Экскурсия, рассказ о селе, об истории его образования; почему оно так называется. Конспект экскурсии. |
2.3 | Природные памятники Красногвардейского района. Виртуальная экскурсия. | 25 мин. | Познакомить детей с природными памятниками нашего края. Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. | Проект «Природные памятники», просмотр слайдов: Сыртовский увал Ванякина шишка, Красиковский яр на реке Ток, водопад Шум на реке Малый Уран, Моховой лес (заповедник), степь на Плешановской горе. |
2.4 | Водоемы нашей местности | 25 мин. | Познакомить детей с природными памятниками нашего края. Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. | Презентация «Реки нашего района», просмотр слайдов, выставка рисунков. |
2.5 | Земные и подземные богатства родного края | 25 мин. | Ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность, красота). | Презентация «Полезные ископаемые», сбор камней для коллекции. Пополнение уголка по экспериментированию. |
Ноябрь | Модуль 3 Мир природы | 2ч. 55 мин. |
|
|
3.1 | Растительный мир | 25 мин. | Расширять представления детей о мире растений Красногвардейского района; ввести и обосновать классификацию растений «дикие» и «культурные». Познакомить детей с растениями, которые выращивают в Оренбуржье. Способствовать развитию познавательного интереса, воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни. | Показ презентации «Растения степей нашего края». Чтение стихов «Оренбуржье» И. Гаврилова, «Моя родина пахнет душицей…» А. Заряев. Чтение рассказа «Зелёные страницы». Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай растение», «Что лишнее?», «Вершки – корешки», лото «В мире растений». Оформление альбома «Природа моего края». |
3.2 | Оренбуржье – хлебный край | 25 мин. | Закрепить понятие «Культурные растения». Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать бережное отношение к хлебу, с уважением относиться к людям, его выращивающим. | Беседа «Как пришёл хлеб на стол». Рассматривание картин о труде хлеборобов. Заучивание пословиц «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь», чтение стихотворения Я. Дягутите «Каравай». |
3.3 | Сладкий вечер – чай из трав | 25 мин. | Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, рассказать о тих пользе для человека. Воспитывать природоохранное отношение к природе. | «Чай бабушки Арины» Рассказ бабушки о травах. Рассматривание картин из серии «Лекарственные растения», альбома «Растения нашего края». Чтение стихов о лекарственных растениях. |
3.4 | Красная книга (растения) | 25 мин. | Познакомить с «Красной книгой» и растениями Красногвардейского района, занесенными в «Красную книгу»: ирис карликовый, тюльпан, пион тонколистный, солодка. Формировать гармоничное отношение детей к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное). | Рассматривание «Красной книги». Рисование, создание книжки – малышки «Растения Красногвардейского района» (занесенные в Красную книгу). |
Декабрь | Модуль 4 Животный мир | 2 ч. 05 мин. | ||
4.1 | Животные домашние и дикие | 25 мин. | Систематизировать знания детей о жизни домашних и диких животных, различать их, называть взрослых животных и их детенышей. Расширять представление детей о значении животных в природе и для человека. Воспитывать гуманное отношение к животным. | Беседа « Домашние и дикие животные нашего района». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Спор животных». С/ролевая игра «У нас в деревне». Коллективная аппликация «Скотный двор», «Дикие животные в лесу». |
4.2 | Птицы | 25 мин. | Расширить представления детей о птицах нашего края, их разнообразии; делить птиц на перелетных и зимующих. Воспитывать гуманное отношение к птицам. Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано. | Беседа о птицах, рассматривание слайдов на тему «Птицы нашего края». Д/игры «Кто лишний», «Что это за птица?», «Летает – не летает». Подвижные игры «Перелет птиц», «Попрыгунчики воробышки», «Совушка». Коллективная лепка «Птицы на кормушке». Прослушивание музыкального произведения М. Глинки «Жаворонок», аудиозапись «Голоса птиц». |
4.3 | Удивительные рассказы о животных | 25 мин. | Воспитывать умение детей внимательно слушать рассказы о животных. | Чтение рассказов о животных |
4.4 | Животные, занесенные в Красную книгу | 25 мин. | Дать понятие «Красная книга», для чего она нужна и почему так называется. Познакомить детей с животными Красногвардейского района, занесенными в Красную книгу. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру. | Рассматривание «Красной книги». Чтение стихотворения «Красная книга». Дидактическая игра «Вспомни и назови». Оформление книжки – малышки «Животные нашего края» (занесенные в «Красную книгу»).
|
Январь | Модуль 5 Что такое Родина? | 1ч. 10 мин. |
|
|
5.1 | Москва. Государственные символы России. | 25 мин. | Закрепить знания о названии нашей страны, познакомить с символикой России – флагом, гербом, гимном; расширить представления детей о столице России Москва – как великой духовной ценности. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. | Беседа о России, о Москве. Чтение стихов о Москве, о России. Ознакомление с символикой России – флагом, гербом, прослушивание гимна России. |
5.2 | По тропе малой Родины | 25 мин. | Познакомить детей с понятием «Моя малая родина»; углубить знания о родном селе, его достопримечательностях; воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу, уважение к людям, проживающим в нем. | Презентация о Плешаново, чтение стихов о малой Родине. Викторина «Моя малая Родина». Составление рассказа «Дом, в котором я живу». Оформление альбома «Мое село – Плешаново». |
5.3 | Знакомство с символикой Красногвардейского района | 25 мин. | Познакомить детей с символикой Красногвардейского района и села Плешаново – флагом, гербом, мелодией гимна; закрепить знания о достопримечательностях села Плешаново. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку, любовь и уважение к своему селу.
| Конспект. Конкурс «Герб нашей группы» |
Февраль
| Модуль 6 Знаменитые люди села | 1ч. 40мин. |
|
|
6.1 | О труде людей | 25мин. | Продолжать знакомить детей с предприятиями села и трудом людей. Формировать системные знания о труде взрослых, показать значимость труда людей для села. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
| Беседа, Рассматривание картин из серии «Профессии». Чтение стихов о профессиях людей, разгадывание загадок. С/р игра «Ателье», подвижная игра «Пожарные на учении». Оформление стенда «Труд людей разных профессий» (совместно с родителями). |
6.2
| Художники и поэты Красногвардейской земли. | 25 мин. | Расширить знания детей о родном крае, о знаменитых людях нашего края. Познакомить с творчеством художника С. Г. Лаушкина. Развивать воображение и творчество. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. | Презентация, подготовленная педагогом. Картины художника Лаушкина, чтение стихов местных поэтов. |
6.3 | Наши земляки – герои нашей страны. | 25 мин. | Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов.
| Рассказ воспитателя о земляках нашего края. Прослушивание песни «День победы». Экскурсия к памятнику боевой славы. |
6.4 | Экскурсия в парк Славы к аллее героев ВОВ . | 25 мин. | Расширять знания о героях в годы ВОВ, воспитывать у детей уважение к воинам – защитникам отечества. Привлечь родителей к проведению экскурсии.
| Конспект. |
Март | Модуль 7 Народ и культура | 1ч.40 мин. |
| |
7.1 | Население Красногвардейского района | 25 мин. | Расширять представления детей о народностях населяющих наш край, о видах поселений. Формировать умение толерантного отношения к окружающим и коммуникативные навыки.
| Просмотр видеофильма «Многонациональный край». Оформление альбома «Национальная деревня». |
7.2 | Как одевались наши предки | 25 мин. | Дать детям понятие о национальной одежде; формировать национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей. | Аппликация «Украсим одежду бабушки» Оформление альбома «Национальная одежда». |
7.3 | Песни и танцы русского народа | 25 мин. | Развивать нравственно-патриотические чувства у детей через знакомство с русскими народными песнями, танцами. Формировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.
| Прослушивание русских народных песен, шуток – прибауток. Разучивание танца «Валенки», хороводной песни «Во поле береза стояла». |
7.4 | Обычаи и традиции русского народа | 25 мин. | Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа. Приобщение дошкольников к этнической культуре русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям. | Конспект беседы. |
7.5 | Экскурсия в Подольский краеведческий музей | 25 мин. | Расширять представления детей об истории нашего района: о его прошлом и настоящем. Формировать у детей первичные представления о истории родного края. Вызвать интерес к жизни наших земляков. | Конспект. Беседа. |
Апрель | Модуль 8 Как отдыхали наши предки | 1ч. 40 мин. |
|
|
8.1 | Игры наших бабушек | 25мин. | Уточнить и расширить знания детей об играх, в которые любили играть бабушки и дедушки. Формировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с играми бабушек, родителей. | Создание картотеки народных игр. Разучивание игр «Городки», «Гори, гори ясно», «Краски», «Горелки». |
8.2 | Православные праздники – Масленица (досуг) | 25 мин. | Ознакомление с историей праздника. Показать детям, как в настоящее время празднуется этот праздник в нашем районе. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину. | Конспект досуга. |
8.3 | Православные праздники – праздник русской березки (Троица) | 25 мин. | Познакомить с историей праздника. Приобщить детей к культуре наших предков через музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность; узнать новое о праздниках, традициях и обычаях русского народа. | Конспект досуга. |
8.4 | Ознакомление с русской культурой и бытом русских людей через фольклор (развлечение) | 25 мин. | Помочь детям понять жизнь, быт, культуру, традиции, красоту обрядов; раскрыть простоту и наивность русских людей; через игру показать явления в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье. | Конспект развлечения.. |
Май
| Модуль 9 Улицы родного села | 2ч. 30 мин. | ||
9.1 | Экскурсия по улице Советской и улице Мира. | 25мин. | Расширять представления детей о своём родном селе. Знакомить с жилыми и административными зданиями. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Помочь запомнить названия улиц села. Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. | Конспект. |
9.2 | Экскурсия к пожарной части | 25мин. | Познакомить детей с работой пожарных, с техникой, одеждой, оборудованием, которые применяются при тушении пожаров; пробудить интерес к героической работе пожарных; закрепить навыки культурного поведения в общественных местах. | Конспект. |
9.3 | Экскурсия к административным зданиям на площади села (рассмотреть доску почета) | 25мин. | Познакомить с административными зданиями, расположенными в центре села, с доской почета. Объяснить, что значит «Почетный гражданин». Прививать детям любовь к родному краю, к труду, к народным традициям. | Конспект. |
9.4 | Экскурсия в супермаркет «Гермес» (с родителями) | 25мин. | Расширять представления детей об окружающем пространстве. Познакомить детей с трудом работников магазина – продавец, кассир. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда. | Конспект. |
9.5 | Экскурсия в музей КСОШ № 1 | 25 мин. | Дать понятие детям о том, что память о совершенном героическом поступке может быть увековечена в экспозиции и многие последующие поколения смогут прикоснуться к подвигу не только через страницы книг, но и побывав на экскурсии в обычном школьном музее. | Конспект. |
Объем образовательной деятельности приведен исходя из расчета 25 минут на 1 занятие.
2.4. Организация работы с родителями.
Задачи:
· эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах;
· формировать осознанное отношение к нравственно – патриотическому воспитанию детей в семье;
· обогащать опыт родителей методами семейного воспитания;
· привлечь родителей к сбору информации о прошлом и настоящем села.
Мероприятия с родителями в средней группе
№ п/п | Темы и форма проведения мероприятий | Деятельность детей, родителей и педагога |
1 | Консультация «Воспитание любви у детей к малой Родине» |
|
2 | Консультация для родителей «Обязанности ребенка в семье» Памятка «Как взрослые должны заботиться о детях» | Выставка рисунков «Моя семья». Помощь в составлении рассказов детьми «Как я помогаю дома» |
3 | Консультация «Ознакомление дошкольников с природой Оренбуржья» | Выставка поделок из природного материала: «Руками детей и их родителей». Создание фотоальбома «Оренбуржье чудный край», «Дикие животные Оренбургской области». |
4 | Консультация: «Как провести выходной день с ребенком в семье». Экскурсия (пешая) по посёлку. Предлагается маршрут экскурсии (маршрут каждую неделю меняется). | Результаты экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы). Фоторепортаж «Где мы отдыхали с семьей». |
5 | Консультация для родителей «Традиция празднования именин, встреча гостей, Нового года» | Совместный утренник родителей и детей «Праздник Новогодний». Изготовление подарков на день рождения. |
6 | Встречи с интересными людьми. | Приглашение на праздник пап и дедушек, служивших в горячих точках. Чаепитие. |
7 | Экскурсии на почту, в магазин, на поле (совместно с родителями). | Встречи с представителями разных профессий. Создание альбома «Профессии людей» |
Мероприятия с родителями в старшей группе
№ п/п | Темы и форма проведения мероприятий | Деятельность детей, родителей и педагога |
1 | Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» | Привлечение родителей к сбору информации о прошлом и настоящем села Плешаново. |
2 | Встреча с родителями «Устный журнал» по теме: «Моя семья» Выступление педагога: «Роль семьи и семейных традиций в воспитании ребенка дошкольного возраста» | Выставка рисунков «Моя семья». Оформление альбома «Семейные традиции», проект «Моя семья», генеалогическое древо семьи. |
3 | Семинар-практикум: «Природа родного края в жизни дошкольника» а) Выступление педагога: «К здоровью без – лекарств», чай из трав.
| Выставка поделок из природного материала: «Руками детей и их родителей». конкурс газет «Чем богат наш край»; альбомы «Полезные ископаемые», «Растения Оренбургских степей», «Птицы нашего края» и др. |
4 | Экскурсия в Подольский краеведческий музей | Результаты экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы). Дети делятся своими впечатлениями, знаниями, заполняют стенд «Хроника жизни кружка». |
5 | Консультация «Культура и традиции русского народа» | Помощь в оформлении альбома «Национальные костюмы», посещение с родителями праздника – проводы зимы «Масленица» |
6 | Круглый стол «Мужское воспитание в семье» а) Проблемы общения б) Библиотека для родителей «Учимся общаться с ребенком» | Приглашение на праздник пап и дедушек, служивших в горячих точках. |
7 | Диспут: «Кем будет ваш ребенок, когда вырастет?» Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к труду». | Встречи с представителями разных профессий. Выставка рисунков: «Кем я хочу стать» |
8 | Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном крае», Экскурсии по улицам села. | Результаты экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы). |
9 | Наши успехи, и итоги совместной работы за год. | Фотовыставка «Достопримечательности села Плешаново», альбом «Транспорт на улицах села» |