Автор: Перехватова Надежда Александровна
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад № 1"
Краткое описание работы: Программа рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Поможет воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного села и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины.Может сочетаться с другими образовательными  программами.  

Дата публикации: Мое село – мой край родной Программа рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Поможет воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного села и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины. Может сочетаться с другими образовательными  программами.   
Просмотреть свитедельство о публикации

kraev

Мое село – мой край родной

 

 

ПАСПОРТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

 


Наименование  учреждения:

МБДОУ «Плешановский детский сад №1»

Юридический и фактический адрес 

С. Плешаново, ул. Советская, дом 14

Режим работы ДОУ

10 –часовой

Наименование программы:

«Мое село – мой край родной»

Основные разработчики программы:

Воспитатель «Перехватова Н.А.

Цель Программы

 Дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.

Основные задачи Программы

 

1. Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Воспитывать  у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней.

Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в родном селе, сопричастности к этому.

2. Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой  Красногвардейского района.

Развитие навыков исследовательской  и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность.

3. Расширять знания детей о родном поселке, как частице Оренбургской земли.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.).

 

2 часть, формируемая участниками образовательного процесса

Содержание программы

 

I.

Целевой раздел

 

 

Сведения о программе

 

 

Пояснительная записка

 

1.1.

 Обоснование выбора темы

 

1.2.

 Направленность дополнительной образовательной программы

 

1.3

Новизна дополнительной образовательной программы

 

1.4

Актуальность образовательной программы

 

1.5.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

 

1.6.

 Отличительные особенности программы

 

1.7.

Возрастные характеристики развития детей

 

1.8.

Условия, в которых реализуется программа, время и сроки реализации дополнительной образовательной деятельности

 

1.9.

Формы образовательной деятельности детей  и режим занятий

 

1.10.

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

 

II.

Содержательный раздел

 

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

 

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

 

III.

Организационный раздел

 

3.1

Организация педагогической деятельности  в ДОУ

 

3.2

Кадровое обеспечение

 

3.3

Материально – техническое обеспечение программы

 

3.4

 Научно-методическое обеспечение Программы

 

3.5.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 

3.6.

Система педагогического наблюдения

 

IV.

Дополнительный раздел

 

4.1

Приложения

 

4.2.

Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы

 

V.

Литература

 

 

Сведения о программе

Программа  «Мое село – мой край родной», ориентирована на  детей  от  4 до 6 лет.

Программа выполнена в соответствии Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрированного  в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Программа разрабатывается на основании  программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А.Васильевой, СПб.: ООО « Издательство «Мозаика – синтез», 2012. –330с.).

Тип программы: информационно – познавательный.

Направление образовательной деятельности: «Социально – личностное».

Объекты программы: Дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагогический коллектив ДОУ.

Продолжительность реализации: два года.

Программа рассчитана для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Поможет воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного села и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины.

Может сочетаться с другими образовательными  программами.

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

Без чего человек перестает быть личностью»

                                В.А.Сухомлинский

 

 

1.1.        Обоснование выбора темы:

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания. Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана настоящая авторская программа «Мое село – мой край родной» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента. Таким образом, данная Программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашего села, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий.

          Дети дошкольного возраста проявляют интерес к  истории своего родного села,  любят совершать прогулки по селу и его окрестностям, посещать краеведческий музей, библиотеку. Чтобы поддержать этот интерес и удовлетворить запросы родителей, образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» программы «От рождения до школы» была дополнена и расширена задачами программы «Мое село – мой край родной ».

          1.2.  Направленность программы:

Данная программа реализуется в рамках социально – личностного развития дошкольника, учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми дошкольного возраста  в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

  В основе лежит познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность детей. В процессе реализации программы происходит интеграция  с образовательными областями: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие.

1.2.        Новизна дополнительной образовательной программы:

       Программа реализуется с учетом национально-культурных условий многонационального состава населения Красногвардейского района Оренбургской  области.

           Новизна дополнительной образовательной программы «Мое село — мой край родной», выражается во введении в программу регионального компонента, т.е. изучение природы, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона – Красногвардейского района Оренбургской области.

Введение регионального компонента позволяет дать детям  богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой.

          В содержание программы включены темы по изучению своего родного села Плешаново. Это и история образования нашего села, природные условия,  и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании детей.

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. При составлении данной программы учитывались потребности,  психофизиологические особенности детей, запросы родителей.

1.3.        Актуальность программы.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о  природе,  истории, культуре нашей малой Родины.

1.5. Цель и задачи программы.

 

Цель: дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.

Задачи воспитания:

Воспитывать осознанно-бережное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Воспитывать  у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней.

На примере жизни людей родного села воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.

Задачи развития:

Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой  Красногвардейского района.

Развитие навыков исследовательской  и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность.

Расширять знания детей о родном поселке, как частице Оренбургской земли.

Задачи обучения:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.);

Формирование умения набирать необходимую информацию.

1.6. Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  •    Регионализация нравственно-патриотического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

  • Доступность.

    Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  • Принцип историзма.

     Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)

  • Принцип гуманизации.

Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному селу, к своей малой Родине. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

  • Принцип дифференциации.

Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном селе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

  •  Принцип интегративности.

Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями родного села и края сочетаются разные виды деятельности.

  • Принцип наглядности.

Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с родным селом практически нет. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

  • Принцип развивающего обучения.

Использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

1.7. Подходами к построению образовательной деятельности стали:

—  гуманитарный   подход, как основа учета индивидуального процесса  освоения ребенком данной программы, как основа учета потребностей ребенка в самовыражении в процессе выполнения творческих заданий;

— краеведческий (региональный) подход, как основа формирования у детей нравственно – патриотического воспитания, любви к своему родному краю;

—  тематический подход — деление материала на основные темы (циклы);

— культурологический подход, как основа формирования общей культуры ребенка,  приобщение к истокам культуры малой Родины;

—  непрерывность и преемственность педагогического процесса;

— дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

—  системно – деятельный подход, как основа учета ведущего вида деятельности – игровой. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога;

— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

1.8. Для реализации данной программы используем современные методы к ознакомлению детей с окружающей действительностью:

  • методы ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козлова;
  • методы, повышающие познавательную активность;
  • методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
  • методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
  • методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков);

методы ТРИЗ

Методы ознакомления детей с окружающей действительностью.

Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова)

Методы повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова)

Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова)

Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков)

Методы ТРИЗ

Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты.

Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка.

Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);

прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);

игровые примеры;

юмор, шутка; детское экспериментирование;

проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения.

Метод проб и ошибок (МП и О);

метод противоречий; метод фокальных объектов; метод мозгового штурма;

метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование

 

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

1.9. Отличительные особенности дополнительной программы:

содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, национально-культурных, демографических, климатических условиях, характерных для Красногвардейского района, в которых осуществляется образовательный процесс.

Наш район характеризуется резко континентальным климатом. Территория района расположена на северном склоне Самаро -Уральского водораздела и относится к Прикаспийскому артезианскому бассейну.

Территория района сложена породами татарского яруса пермской системы — красноцветными песчаниками, конгломератами, аргиллитами. Район полностью расположен в подзоне северных разнотравно-типчаково-ковыльных степей на обыкновенных черноземах. Лесистость невелика, составляет 0.7 %.

Географическое положение Красногвардейского района – на севере  соседство с Матвеевским, Пономаревским, Александровским районами,  на западе с Грачевским районом, на юге с Новосергиевским,  Сорочинским районом,  а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения села Плешаново: башкиры, русские,  татары, армяне, украинцы. Красногвардейский район располагает историческими и современными достопримечательностями. В село Плешаново имеются ПЛ – 59 с спортивным комплексом, где неоднократно проводились областные соревнования («Золотой колос Оренбуржья» и др.), ДЮСШ, где проходят соревнования районного и областного уровня, плавательный бассейн, библиотека , две школы, в соседнем селе Подольск народный историко – этнографический музей.

Известные уроженцы:

Район славен одаренными людьми. Он является родиной классика башкирской литературы Даута Юлтыя и народного поэта Мухаметши Бурангулова. Немалый след в культурное наследие родного края внесли члены Союза писателей СССР: А.Е. Шилов, С.М. Муллабаев, художник С.Г. Лаушкин.

Красногвардейская земля является родиной четырех героев Советского Союза: Н.Н. Завражнов, М.И. Осипов, И.Г. Подольцев, И.П. Сиваков.

Концерты художественной самодеятельности, национальные праздники, творческие встречи, конкурсы стали неотъемлемой частью досуга населения.

Сильными сторонами района являются:

— наличие месторождений нефти;

— высокая доля населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста.

1.10.  Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. 

Программа «Мое село – мой край родной» ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста,  учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 4-6лет.

Дети 4-6 лет проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания. Учитывая возрастные особенности дошкольников, содержание программы представлено не в  виде традиционных занятий, а в виде циклов учебных ситуаций, которые могут быть использованы целиком или частями, в зависимости от форм и видов работы, которым отдается  предпочтение в детском саду, в данной возрастной группе.                                                                    При адаптации  программы    следует  руководствоваться   уровнем  интеллектуального  развития   детей, их  психологическими  особенностями, уровнем  работоспособности.

От 4 до 5 лет

В этом возрасте ребенок начинает активно общаться с взрослыми и сверстниками. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ребенок хорошо различает родных и близких ему людей, пытается понять родственные отношения в семье. У детей в это время формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Ребенок проявляет активный интерес к живой и неживой природе: животным и растениям, сезонным и суточным изменениям. Он начинает осознавать, что живет в мире, населенном разными живыми существами, что при внешнем различии они похожи друг на друга, а именно: люди, животные, насекомые и растения дышат, питаются, производят потомство.

Ребенок живет в мире художественного слова: сказок, рассказов, стихов. Он сам еще не умеет читать, но с удовольствием слушает, когда ему читают взрослые.  Смотрит детские передачи, аудиозаписи, мультфильмы. Обсуждение  с детьми  содержания сказок и рассказов поможет в обучении детей умению устанавливать взаимоотношения с окружающим миром, различать добро и зло; формировать любознательность, умение восхищаться и радоваться любому интересному явлению природы.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему?

От 5 до 6 лет

Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания.

             1.11. Организация развивающей предметно – пространственной среды.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей, но и являться основой для самостоятельного развития каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды следует учитывать:

— индивидуальные социально – психологические особенности ребенка;

— возрастные особенности развития ребенка;

— особенности его эмоционально – личностного развития;

— интересы, склонности, предпочтения, потребности;

— любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Таким образом, при проектировании уголка краеведения для самостоятельной деятельности детей следует соблюдать основные принципы построения предметно – пространственной среды в ДОУ:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

— полифункциональность использования помещений и оборудования.

          1.12. Программа реализуется в следующих условиях:

— оснащение предметно – развивающей среды уголками патриотического воспитания, фотовыставками «Мое любимое село», «Где мы отдыхали с семьей», предметами декоративно – прикладного творчества народных умельцев, предметами народного быта;

—  мини – музей «Русская изба»

— применение в  образовательном процессе наглядно – демонстрационного и раздаточного материала;

—  использование разнообразных видов детской деятельности;

— использование мультимедийного оборудования, интерактивной доски с подбором видеотеки о селе Плешаново;

 —  разработка экскурсионных маршрутов;

 —  привлечение работников музея и выставочного зала;

 — обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.

          Вся работа будет соответствовать комплексно — тематическому принципу построения образовательного процесса. ( Праздники, спортивные мероприятия, выставки, конкурсы, художественные показы);  интеграции краеведческих знаний во все компоненты воспитательно — образовательного процесса (организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями, режимные моменты.)

Широкое использование здоровье сберегающих технологий, технологий личностно — ориентированного обучения, игровых технологий, технологии проектного обучения.

          Формы  и средства организации образовательной деятельности.

           Программа  составлена с учётом  интеграции основных  образовательных направлений в работе с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста. Реализуется в процессе  совместной деятельности педагогов и детей (индивидуальные, подгрупповые занятия, беседы, дидактические игры).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Содержание программы реализуется в течение дух лет, начиная со средней группы.

Непосредственно образовательная деятельность.

 Программа реализуется в кружковой работе. Проводится 1 занятие в неделю во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей (по подгруппам, фронтально, индивидуально). В средней группе, продолжительностью 20 минут, всего 32 занятия.

В старшей группе всего 36 занятий продолжительностью 25 минут.

1.13. Планируемые результаты освоения детьми программы

        К концу старшего дошкольного возраста ребенок обладает следующими интегративными качествами:

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

 

1.Личностные качества

4 – 5 лет

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, историй, мультфильмов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, Может проявлять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, выражающуюся в предпочтении одних детей другим. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм. Знает свою фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном селе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники, имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. У ребенка сформированы некоторые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

5 – 6 лет

Ребенок 5 – 6 лет способен рассуждать и  давать адекватные причинные объяснения, в рамках своего наглядного опыта. Интересуется историей родного села.  Задает вопросы взрослым.

Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, рассказов. Проявляет эстетические чувства,  эмоции, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности), проявляет  избирательность во взаимоотношениях и общении со сверстниками: появляются предпочтения в выборе партнеров по играм и общению. Умеет делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации (Посещение выставки, телепередача, рассказ близкого человека). Ребенок знает свое имя и фамилию, имя и отчество родителей, где они работают и как важен для общества их труд. Может рассказать о своем родном селе, назвать улицу на которой живет. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

2. Физические качества

 

 

 

4 – 5 лет

Ребенок владеет в соответствии с возрастом основными движениями, участвует в подвижных играх. Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Имеет представление о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, пользе утренней зарядке и физических упражнений. Ребенок имеет представление об активном отдыхе, принимает участие в экскурсиях.

5 – 6 лет

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены (расчески, зубной щетки, носового платка, полотенца). Беседует с воспитателями и детьми о пользе и процедуре закаливании.

3.Интеллектуальные качества

 

4 — 5 лет

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения со сверстниками и с взрослыми. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: изобразительная деятельность, игра, участие в походах и экскурсиях и т.д. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. В средней группе ребенок предпринимает попытки самостоятельно обследовать незнакомые предметы, используя знакомые и новые способы. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку или рассказ на заданную тему. Умеет находить интересное для себя занятие.

5 – 6 лет

Проявляет познавательный интерес в процессе общения с взрослыми и сверстниками: задает вопросы поискового характера (почему?  зачем?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает  и  называет свойства и качества предметов. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.

Проявляет инициативу в общении с взрослыми и сверстниками; решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками: использует различные источники информации, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта. Устанавливает причинно-следственные связи и отражает их в речи в ответах в форме сложноподчиненных предложений. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию и проектной деятельности.

 

 

       1.14. Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:

Дети:

 

  • Ребенок проявляет осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
  • Понимает красоту природы родного края и нравственного отношения к ней.
  • Проявляет чувства гражданской ответственности, гордости за боевые подвиги своих земляков.
  • Знает место работы родителей, значимость их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых.
  • Проявляет знания детей о родном поселке, как частице Оренбургской земли. Знает свою нацию, русскую культуру, язык, традиции.
  • Сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина и др.): испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом; с удовольствием идет в детский сад.
  • Сформированы некоторые умения набирать необходимую информацию.
  • Развиты навыки исследовательской  и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
  • Знает домашний адрес, название района, области. Знает флаг, герб, гимн своего района, села Плешаново.
  • Знает столицу нашей Родины – Москву. Ее достопримечательности, знает флаг, герб, гимн России.
  • Называет представителей других национальностей, населяющих село Плешаново и Красногвардейский район. Уважает их культуру и традиции.

Воспитатели:

— Разработка конспектов занятий;

— Подготовка практического материала по всем видам детской деятельности. 

Родители:

— Повышение интереса к работе ДОУ;

— Активное участие в конкурсах, выставках;

— Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

1.15   . Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

— наблюдения;

— изучение продуктов детской деятельности;

 — беседа;

— оформление выставок, подготовка фотоматериалов, проведение экскурсий совместно с детьми и родителями;

 — КВН « Оренбуржье – край родной»

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

 

             Данный раздел определяет содержание  деятельности дошкольного учреждения по реализации данной программы. 

2.1.  Проектирование воспитательно – образовательного процесса:

          Реализация и освоение содержания программы осуществляется в  режимных моментах организации образовательного процесса:

      совместной деятельности педагога и детей;

      самостоятельной деятельности детей;

      совместной деятельности с семьей.

Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей.

Общая недельная нагрузка  дополнительной образовательной  программы «Мое село – мой край родной» в средней группе равна 80 минутам, в старшей группе 100 минутам, и в подготовительной 120  минутам.

 Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем

(в неделю)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

1.    Заинтересовать детей историей их родного села.

2.    Развивать коммуникативные и социальные навыки.

3.    Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией

4.    Формировать у детей бережное отношение к природе и всему живому.

 

 

Беседа

Ситуативный разговор

Дид/игра

Сюжетно – ролевая игра

Игры — драматизации

Продуктивная деятельность

Прогулка

Экскурсия

Чтение художественной литературы

Тематические досуги

Групп.

Подгр.

Инд.

20, 25 мин.

Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей

1.    Расширять представление  о родном селе.

2.    Развивать интерес детей  к самостоятельному творчеству, интерес к поиску решений, интерес к экспериментированию.

 

 

Во всех видах самостоятельной детской деятельности:  дидактические игры,

 рассматривание иллюстраций,

 сюжетные игры.

 

Подгр.

Инд.

20, 25 мин.

 

Совместная деятельность с родителями

1.    Вовлечь родителей, социальных партнеров в процесс реализации воспитательной системы.

2.    Формировать социальную компетентность.

Праздники

Досуги

Развлечения

Концерты

Походы

Экскурсии

Проекты

 

Групп.

Подгр.

Инд.

20, 25 мин

Совместная деятельность с детьми

1.    Развивать чувство гордости за свое родное село, желание сохранить его чистым.

2.    Знакомить детей с творчеством поэтов, художников Красногвардейского района.

3.    Знакомить детей с достопримечательностями и историческими памятниками родного села, края.

4.    Предоставить детям возможность разнообразно и свободно проявлять интересы.

Беседа

Ситуативный разговор

Дид/игра

Сюжетно – ролевая игра

Продуктивная деятельность

Прогулка

Экскурсия

Чтение художественной литературы

Инд.

Подгр.

Групп.

20, 25 мин

 

2.2.      Задачи образовательной деятельности по возрастным группам

 

Блоки

Средняя группа

Старшая группа

Мир природы

I Мир живой природы.

Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицами; познакомить с дикими животными  и птицами лесов  близ села Плешаново.

Учить правилам поведения в лесу.

 Сформировать представление о водоемах села – реке Ток, ручей Березовый.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к живому посредством ознакомления с природой ближайшего окружения: уголок леса, уголок сада, цветники, живые объекты  на территории ДОУ.

Познакомить детей с естественными водоемами Оренбургского края: рекой Урал, Сакмара;

закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей;

показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края. Познакомить с Красной книгой.

II Неживая природа           

Дать элементарные представления о  климате нашей местности. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края.

Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений оренбургских степей; о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды. Учить создавать и осмысливать целостности: болото, лес, озеро, река.

Познакомить с полезными ископаемыми, имеющимися на территории нашего района.

Мир человека

 Человек

Формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, поликлиники, труде хлеборобов.

 Закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада.

Познакомить детей с родным селом, улицами, объектами села: школами, детскими садами, РДК, почтой, поликлиникой.

 Продолжать формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями села: хлебопекарня Красногвардейского Райпо, МТС, и др.

Закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством.

Показать связь между климатическими условиями и развитием сельского хозяйства.

Познакомить детей с оренбургскими народными промыслами:

-пуховый платок и др.;

 познакомить детей с творчеством

художника Лаушкина В. Г.

Познакомить с героями Советского Союза Красногвардейского района: Осиповым, Завражным и др.

Воспитывать чувство гордости,  патриотизма.

Историческое прошлое села

 

Познакомить детей с историческим прошлым села посредством развития представлений об жилище, посуде в быту, головных уборах, обуви людей разных национальностей, проживающих в с. Плешаново и на территории Красногвардейского района.

Познакомить с первыми средствами передвижения жителей Оренбуржья.

 

Познакомить детей с историей возникновения села Плешаново, Красногвардейского района, символикой района.

Воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностями села: памятник погибшим в ВОВ, парковой зоной; объектами села: музеем, библиотекой, художественной, спортивной  и музыкальной школами.

Продолжать знакомить детей с историческим прошлым  Оренбургского края на основе ознакомления с историей жилища русского, башкирского, украинского народов, народной одежды.

Формировать  первоначальные сведения о городе Оренбург —  столице Оренбургского края, его достопримечательностях.

2.3.        Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (средняя группа)

 

№  М — ц

                                           Месяц         

Тема

Время, минуты

Задачи

Виды детской деятельности

Сентябрь

Модуль 1

Я в мире людей

1ч. 20 мин.

 

 

1.1

Моя группа

20 мин.

Познакомить детей с помещениями группы, с их назначением, помочь детям адаптироваться.

Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе»; беседы «Моя группа», «Мои друзья». Игра «Назови ласково».

Рассматривание картин из серии Детский сад»

1.2

Мой детский сад

20 мин.

Знакомить детей с детским садом. Обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (повар, прачка, медсестра). Воспитывать уважение к труду взрослых, формировать положительное отношение к детскому  саду.

С/р игра «Детский сад»,  Проведение экскурсии по детскому саду (пищеблок, прачечная, кабинеты заведующего, медсестры и логопеда). Чтение стихотворения «Мой любимый детский сад».

1.3

Наши игрушки

20 мин.

Закреплять знания детей о назначении разных игрушек, о местонахождении в группе; формировать знания о материалах, из которых они сделаны; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Рисование «Моя любимая игрушка». Д/и «Опиши игрушку», «Что умеют делать игрушки?», настольно – печатные игры «Лото», «Собери целое»; загадывание загадок; заучивание стихов А. Барто «Игрушки».

1.4

Экскурсия по территории детского сада

20 мин.

Познакомить детей с территорией детского сада, с участком группы, спортивной площадкой

Игры с детьми на спортивной площадке, экскурсия на участки других групп.

Октябрь

Модуль 2

Мое любимое село

1ч. 20 мин.

2.1

Улица, на которой я живу.

20 мин.

Уточнить и расширить знания детей о своей родной улице, почему она так называются ; закрепить название детского сада и улицу, на которой он находится. Воспитывать любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, родной улице .

 Презентация «Улицы Плешаново». Беседа «Улица, на которой я живу».

 Совместная деятельность родителей и детей «Построим дом». Оформить фотовыставку «Достопримечательности села Плешаново».

2.2

Экскурсия в осенний парк

20 мин.

Расширять представления детей о характерных признаках осени, самостоятельно находить и называть их, Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, развивать эстетические чувства.

Чтение стихов об осени, отгадывание загадок.

2.3

Транспорт на улицах села

20 мин.

Знакомить с видами транспорта, проезжающим по улицам села. Познакомить с первыми средствами передвижения жителей Оренбуржья.

Наблюдение за транспортом. Изготовление альбома «Транспорт на улицах села», раскрашивание раскрасок, д/ игра Угадай транспорт», «Мир транспорта», лото «Виды транспорта», подвижная игра «Цветные автомобили», с/ролевая игра «Автобус».

2.4

Труд людей

20 мин.

Знакомство детей с трудом людей села (работников почты, больницы, работников сельского хозяйства); формировать системные знания о труде взрослых, показать значимость труда людей для села. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Д/и «Кто что делает?», «Кому, что нужно для работы?», оформление альбома «Профессии людей». Экскурсии на почту, на поле. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».

Ноябрь

 

Модуль 3

Мир природы

1ч. 20 мин.

 

3.1

Культурные растения нашего участка

20 мин.

Познакомить детей с культурными растениями, растущими на участке. Воспитывать бережное отношение и желание заботиться о растениях.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова — М.:Тко «АСТ”, 1995.  Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007.                        Д/и «Съедобное – не съедобное», «С какой ветки детки?» и т. д. Рассматривание открыток «Цветы», загадки о цветах.

3.2

Дикие растения на нашем участке.

20 мин.

Познакомить детей с дикими растениями, растущими на участке. Воспитывать бережное отношение к растениям нашего края, желание беречь и сохранять природу.

Демонстрационное пособие «Растения нашего края»

Картины из серии «Лекарственные растения», заучивание стихов, разгадывание загадок.

3.3

«Мы идем к зеленой елке».

 

20 мин.

Продолжить знакомство с природой родного края; учить различать хвойные деревья – ель, сосна. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Экскурсия (конспект), рисование на тему «Елочка – колючие иголочки».

3.4

Водоемы нашей местности: река Ток и ручей Березовый.

20 мин.

Продолжать знакомить с природой родного края, учить восхищаться ее красотой. Помочь запомнить названия местных водоемов;  воспитывать стремление охранять природу.

Презентация, подготовленная воспитателем.

Декабрь

Модуль 4

Животный мир

 

1ч. 20 мин.

 

4.1

Домашние животные

20 мин.

Продолжать формировать представления детей о домашних животных нашей местности, об уходе за ними человеком. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов — М.: «АСТ”, 1999. Расскажите детям о домашних животных – карточки для занятий в детском саду и дома.  Литературный ряд: стихи, загадки. В. Степанов «Животный мир России» Сценарии занятий.

4.2

Дикие животные

20 мин.

Формировать у детей представления о диких животных, обитающих на территории нашего края (области); иметь представление об их жизни, среде обитания, развивать интерес к новой информации.

Картины из серии «Животные нашего района», «Дремучий медведь» Е. Чарушин, «Азбука леса» Н. Сладков. Стихи, загадки, считалки, потешки. Д/ и «Семья» и др.

4.3

Домашние и дикие птицы

20 мин.

Продолжать знакомить детей с домашними и дикими птицами нашей местности. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

«Охраняйте птиц» И. Гришашвили. Картины из серии «Птицы», муз. ряд: записи звуков леса, голосов птиц.

4.4

Чтение сказок и рассказов о животных и птицах.

20 мин.

Воспитывать умение детей внимательно слушать сказки и рассказы о животных,

Самые лучшие сказки и рассказы о животных.- М., «АСТ. Астрель», 2011.

Январь

Модуль 5

Что такое Родина?

1 час

 

5.1

 Россия – Родина моя

20 мин.

Расширить представление детей о Родине,  познакомить понятием «Родина», воспитывать чувство гордости за свою страну.

Конспект, показ презентации.

Чтение стихов о Родине: П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Наша Родина».

5.2

Москва – столица нашей страны.

20 мин.

Познакомить детей со столицей нашей страны – городом Москва, Кремлем и Красной площадью.

Конспект, презентация, стихи о Москве: С. Михалков «Кремлевские звезды», М. Лисянский «Моя Москва», гимн Москвы.

5.3

Моя малая родина — Плешаново

20 мин.

Познакомить детей с понятием «малая родина»; обогащать знания о родном селе, его достопримечательностях; воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу, уважение к людям, проживающим в нем.

Презентация о Плешаново, чтение стихов о малой Родине: Л. Кудрявцева «Родина», И. Моисеева «Мой поселок».

Февраль

Модуль 6

Наши защитники

1ч. 20 мин.

 

6.1

Солдаты России – защитники страны.

 

20 мин.

Систематизировать представление детей о том, кто такие солдаты, чем они занимаются, как готовятся к службе в армии; сформировать представление о том, каким должен быть солдат (сильным, смелым, метким, быстрым и т. д.). Формировать основы военно – патриотического сознания; воспитывать гордость за вооруженные силы РФ.

Конспект, презентация. Чтение стихов:  «Пограничник» Г. Ладонщиков,  «На страже» В. Суслов.

6.2

Военная техника

20 мин.

Познакомить детей с военной техникой, помогающей защищать Родину  в мирное время.

Презентация на тему «Военная техника».

6.3

Экскурсия к памятнику погибшим героям – защитникам.

20 мин.

Расширять знания о героях в годы ВОВ, воспитывать у детей уважение к воинам – защитникам отечества.

Конспект экскурсии.

6.4

Чтение стихов и рассказов о защитниках.

20 мин.

Продолжать формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину.

Чтение Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Почему армия всем родная», Г. Ладонщиков «Пограничник».

Март

Модуль 7

Народ и культура

1ч. 20 мин.

 

 

7.1

Кто живет в нашем селе?

20 мин.

Формировать представления детей о народностях, населяющих наше село, познакомить с  культурой и обычаями. Формировать доброжелательное отношение к традициям других народов, уважать старших.

Конспект беседы. Прослушивание песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

7.2

Старинные головные уборы для мужчин и женщин, разных национальностей.

20 мин.

Познакомить детей с названиями головных уборов, развивать интерес к прошлому наших предков.

Рассказ воспитателя с презентацией о головных уборах.

7.3

Обувь

20 мин.

Познакомить с названиями старинной обуви народов, населяющих наше село.

Презентация.

7.4

Посуда.

20 мин.

Познакомить детей с предметами старинной посуды, их названием, из какого материала изготовлена посуда (деревянная, глиняная).

Рассматривание иллюстраций, настоящей посуды, принесенной из дома.

Апрель

Модуль 8

Как отдыхали наши предки

1ч. 20 мин.

 

 

8.1

Калейдоскоп игр и развлечений

20 мин.

Познакомить детей со старинными игрушками, их названиями, материалом, из которого они были сделаны.

Уточнить и расширить знания детей об играх в которые любили играть бабушки и дедушки.

Презентация русских старинных игрушек, рассказ воспитателя о русских народных играх. Рисование «Украсим матрешке сарафан». Создание картотеки народных игр. Разучивание игр («Гуси – лебеди», «У медведя во бору» и т. д.)

8.2

Традиция встречи именин.

20 мин.

Знакомить детей с семейными традициями, воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи.

Конспект развлечения.

8.3

Русские народные сказки.

20 мин.

Расширить представление детей о русских народных сказках, прибаутках. Воспитывать интерес к сказкам  и желание их слушать, следить за сюжетом, отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя о русских народных сказках. Сборник русских народных сказок.

8.4

Развлечение «В гости к нам пришли матрешки»

20 мин.

Воспитывать эстетические чувства, радость от совместного участия в проведении праздника.

Конспект развлечения.

Май

Модуль 9

Путешествия по

улицам села

1ч. 20 мин.

 

 

9.1

Экскурсии по улицам села: Советская, Гагарина, Полевая и др..

20 мин.

Познакомить с улицами, прилегающими к территории детского сада, помочь запомнить их названия, обратить внимание на административные и культурные объекты.

Конспект

9.2

Участие в праздновании Дня Победы (с родителями).

20 мин.

Дать детям представление о празднике День Победы, воспитывать уважение к ветеранам.

Совместное участие родителей и детей.

9.3

Экскурсия на почту.

20 мин.

Познакомить с профессией почтальона, показать важность данной профессии для жителей нашего села и всей нашей страны.

Конспект, с/р игра «Почта». Чтение стихотворения С. Маршака «Почта».

9.4

Экскурсия в библиотеку.

20 мин.

Формировать представления детей о родном селе. Воспитывать познавательный интерес к родному селу.

Конспект, с/р игра «Библиотека».

Объем образовательной деятельности приведен исходя из расчета 20 минут на 1 занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (старшая группа) по программе «Мое село – мой край родной»

 

 

Тема

Время, минуты

Задачи

Виды детской деятельности

Сентябрь

 

Модуль 1

Я в мире людей

1ч40м

1.1

Мой портрет, какой я?

25 мин.

Продолжать знакомить ребенка с самим собой. Помочь осознать себя, свои достоинства и недостатки, развивать стремление совершенствовать себя, воспитывать положительное отношение к себе. Учить рассказывать, развивать монологическую речь.

Беседа «Для чего человеку имя?»,  мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (портрета), реализация семейного проекта «Мое имя».

Рисование: «Изготовление именных карточек на шкафчики»,  игра «Полное, неполное имя», «Назови ласково»

1.2.

Наши бабушки и дедушки

25 мин.

Предложить детям узнать и рассказать об истории своей семьи. Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям.

Приглашение на «сладкий стол» бабушек и дедушек. Тема: «Золотые руки», чтение стихов о бабушке и о дедушке.

Изготовление буклета «Бабушкины рецепты»

1.3

Моя родословная

25 мин.

Дать представление о родственных связях. Вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувства любви и уважения к членам семьи.

Беседа,  составление коротких рассказов из личного опыта, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (Древо семьи), проект «Моя семья»

1.4

Моя дружная семья

25 мин.

Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;  закреплять представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Формировать представление о семейных праздниках, о способах поздравления друг друга. Способствовать проявлению интереса к семейным праздникам.

Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»; чтение русских народных сказок; общение «Дом, в котором я живу». Изготовление фотоальбома «Семейные традиции» (с родителями). Выставка рисунков на тему «Моя семья», с/р игра «Семья».

Октябрь

 

Модуль 2

Район, где я

живу

2ч. 30 мин.

2.1

Знакомство с картой Оренбургской области. Нахождение Красногвардейского района, с. Плешаново.

25 мин.

Показать уникальность природы родного края.  Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе.

Беседа, рассматривание

карты Оренбургской области.

2.2

История образования поселка (экскурсия в библиотеку)

25 мин.

Формировать у детей познавательный интерес к родному селу, к его прошлому и настоящему. Познакомить с историей названия села. Воспитывать чувство гордости за свое село, за его жителей.

Экскурсия, рассказ о селе, об истории его образования; почему оно так называется.

Конспект экскурсии.

2.3

Природные памятники Красногвардейского района.

Виртуальная экскурсия.

25 мин.

Познакомить детей с природными памятниками нашего края. Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе.

Проект «Природные памятники», просмотр слайдов: Сыртовский увал Ванякина шишка, Красиковский яр на реке Ток, водопад Шум на реке Малый Уран, Моховой лес (заповедник), степь на Плешановской горе.

2.4

Водоемы нашей местности

25 мин.

Познакомить детей с природными памятниками нашего края. Показать уникальность природы родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе.

Презентация «Реки  нашего района», просмотр слайдов, выставка рисунков.

2.5

Земные и подземные богатства родного края

25 мин.

Ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность, красота).

Презентация «Полезные ископаемые», сбор камней для коллекции. Пополнение уголка по экспериментированию.

Ноябрь

Модуль 3

Мир природы

2ч. 55 мин.

 

 

3.1

Растительный мир

25 мин.

Расширять представления детей о мире растений Красногвардейского района; ввести и обосновать классификацию растений «дикие» и «культурные». Познакомить детей с растениями, которые выращивают в Оренбуржье. Способствовать развитию познавательного интереса, воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Показ презентации «Растения степей нашего края». Чтение стихов «Оренбуржье» И. Гаврилова, «Моя родина пахнет душицей…» А. Заряев.

Чтение рассказа «Зелёные страницы». Дидактические игры: «Собери букет», «Узнай растение», «Что лишнее?», «Вершки – корешки», лото «В мире растений». Оформление альбома «Природа моего края».

3.2

Оренбуржье – хлебный край

25 мин.

Закрепить понятие «Культурные растения». Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать бережное отношение к хлебу, с уважением относиться к людям, его выращивающим.

  Беседа «Как пришёл хлеб на стол». Рассматривание картин о труде хлеборобов. Заучивание пословиц «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь», чтение стихотворения Я. Дягутите «Каравай».

3.3

Сладкий вечер – чай из трав

25 мин.

Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, рассказать о тих пользе для человека. Воспитывать природоохранное отношение к природе.

«Чай бабушки Арины» Рассказ бабушки о травах. Рассматривание картин из серии «Лекарственные растения», альбома «Растения нашего края». Чтение стихов о лекарственных растениях.

3.4

Красная книга (растения)

25 мин.

Познакомить с «Красной книгой» и   растениями Красногвардейского района, занесенными в «Красную книгу»: ирис карликовый, тюльпан,  пион тонколистный,  солодка. Формировать гармоничное отношение детей к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Рассматривание «Красной книги». Рисование, создание книжки – малышки  «Растения Красногвардейского района» (занесенные в Красную книгу).

Декабрь

Модуль 4

Животный мир

2 ч. 05 мин.

4.1

Животные домашние  и дикие

25 мин.

Систематизировать знания детей о жизни домашних и диких животных, различать их, называть взрослых животных и их детенышей. Расширять представление детей о значении животных в природе и для человека. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Беседа « Домашние  и дикие животные нашего района». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Спор животных». С/ролевая игра «У нас в деревне». Коллективная аппликация «Скотный двор», «Дикие животные в лесу».

4.2

Птицы

25 мин.

Расширить представления детей о птицах нашего края, их разнообразии; делить птиц на перелетных и зимующих. Воспитывать гуманное отношение к птицам. Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.

Беседа о птицах, рассматривание слайдов на тему «Птицы нашего края». Д/игры «Кто лишний», «Что это за птица?», «Летает – не летает». Подвижные игры «Перелет птиц», «Попрыгунчики воробышки», «Совушка». Коллективная лепка «Птицы на кормушке». Прослушивание музыкального произведения М. Глинки «Жаворонок», аудиозапись «Голоса птиц».

4.3

Удивительные рассказы о животных

25 мин.

Воспитывать умение детей внимательно слушать рассказы о животных.

Чтение рассказов о животных

4.4

Животные, занесенные в  Красную книгу

25 мин.

Дать понятие «Красная книга», для чего она нужна и почему так называется. Познакомить детей с животными  Красногвардейского района, занесенными в Красную книгу.  Расширить и  углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

Рассматривание «Красной книги». Чтение стихотворения «Красная книга». Дидактическая игра «Вспомни и назови».

Оформление книжки – малышки «Животные нашего края» (занесенные в «Красную книгу»).

 

Январь

Модуль 5

Что такое Родина?

1ч. 10 мин.

 

 

5.1

Москва. Государственные символы России.

25 мин.

Закрепить знания о названии нашей страны, познакомить с символикой России – флагом, гербом, гимном; расширить представления детей о столице России Москва – как великой духовной ценности. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Беседа о России, о Москве. Чтение стихов о Москве, о России.

 Ознакомление с символикой России – флагом, гербом, прослушивание гимна России.

5.2

По тропе малой Родины

25 мин.

Познакомить детей с понятием «Моя малая родина»; углубить знания о родном селе, его достопримечательностях; воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу, уважение к людям, проживающим в нем.

Презентация о Плешаново, чтение стихов о малой Родине. Викторина «Моя малая Родина». Составление рассказа «Дом, в котором я живу». Оформление альбома «Мое село – Плешаново».

5.3

Знакомство с символикой Красногвардейского района

25 мин.

Познакомить детей с символикой Красногвардейского района и села Плешаново – флагом, гербом, мелодией гимна; закрепить знания о достопримечательностях села Плешаново. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку, любовь и уважение к своему селу.

 

Конспект.

Конкурс «Герб нашей группы»

Февраль

 

Модуль 6

Знаменитые люди села

1ч. 40мин.

 

 

6.1

О труде людей

25мин.

Продолжать знакомить детей с предприятиями села и трудом людей. Формировать системные знания о труде взрослых, показать значимость труда людей для села. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

 

Беседа, Рассматривание картин из серии «Профессии». Чтение стихов о профессиях людей, разгадывание загадок. С/р игра «Ателье», подвижная игра «Пожарные на учении». Оформление стенда «Труд людей разных профессий» (совместно с родителями).

6.2

 

Художники и поэты Красногвардейской земли.

25 мин.

Расширить знания детей о родном крае, о знаменитых людях нашего края. Познакомить с творчеством художника С. Г. Лаушкина. Развивать воображение и творчество. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом.

Презентация, подготовленная педагогом. Картины художника Лаушкина, чтение стихов местных поэтов.

6.3

Наши земляки – герои нашей страны.

25 мин.

Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов.

 

Рассказ воспитателя о земляках нашего края. Прослушивание песни «День победы». Экскурсия к памятнику боевой славы.

6.4

Экскурсия в парк Славы к аллее героев  ВОВ .

25 мин.

Расширять знания о героях в годы ВОВ, воспитывать у детей уважение к воинам – защитникам отечества. Привлечь родителей к проведению экскурсии.

 

Конспект.

Март

Модуль 7

Народ и культура

1ч.40 мин.

 

7.1

Население Красногвардейского района

25 мин.

Расширять представления детей о народностях населяющих наш край, о видах поселений. Формировать умение толерантного отношения к окружающим и коммуникативные навыки.

 

Просмотр видеофильма «Многонациональный край». Оформление альбома «Национальная деревня».

7.2

Как одевались наши предки

25 мин.

Дать детям понятие о национальной одежде; формировать национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей.

Аппликация «Украсим одежду бабушки»

Оформление альбома «Национальная одежда».

7.3

Песни и танцы русского народа

25 мин.

Развивать нравственно-патриотические чувства у детей через знакомство с русскими народными песнями, танцами. Формировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.

 

Прослушивание  русских народных песен, шуток — прибауток. Разучивание танца «Валенки», хороводной песни «Во поле береза стояла».

7.4

Обычаи и традиции русского народа

25 мин.

Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа. Приобщение дошкольников к этнической культуре русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Конспект беседы.

7.5

Экскурсия в Подольский краеведческий музей

25 мин.

Расширять представления детей об истории нашего района: о его прошлом и настоящем. Формировать у детей первичные представления о истории родного  края. Вызвать интерес к жизни наших земляков.

Конспект. Беседа.

Апрель

Модуль 8

Как отдыхали наши предки

1ч. 40 мин.

 

 

8.1

Игры наших бабушек

25мин.

Уточнить и расширить знания детей об играх, в которые любили играть бабушки и дедушки. Формировать национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с играми бабушек, родителей.

Создание картотеки народных игр. Разучивание игр «Городки», «Гори, гори ясно», «Краски», «Горелки».

8.2

Православные праздники – Масленица (досуг)

25 мин.

Ознакомление с историей праздника. Показать детям, как в настоящее время празднуется этот праздник в нашем районе. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Конспект досуга.

8.3

Православные праздники – праздник русской березки (Троица)

25 мин.

Познакомить с историей праздника.  Приобщить детей к культуре наших предков через музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность; узнать новое о праздниках, традициях и обычаях русского народа.

Конспект досуга.

8.4

Ознакомление с русской культурой и бытом русских людей через фольклор (развлечение)

25 мин.

Помочь детям понять жизнь, быт, культуру, традиции, красоту обрядов; раскрыть простоту и наивность русских людей; через игру показать явления в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье.

Конспект развлечения..

 

Май

 

Модуль 9

Улицы родного села

2ч. 30 мин.

9.1

Экскурсия по улице Советской и улице Мира.

25мин.

Расширять представления детей о своём родном селе. Знакомить с жилыми и административными зданиями.

Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Помочь запомнить названия улиц села. Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

Конспект.

9.2

Экскурсия к пожарной части

25мин.

Познакомить детей с работой пожарных, с техникой, одеждой, оборудованием, которые применяются при тушении пожаров; пробудить интерес к героической работе пожарных; закрепить навыки культурного поведения в общественных местах.

Конспект.

9.3

Экскурсия к административным зданиям на площади села (рассмотреть доску почета)

25мин.

Познакомить с административными зданиями, расположенными в центре села, с доской почета. Объяснить, что значит «Почетный гражданин».

Прививать детям любовь к родному краю, к труду, к народным традициям.

Конспект.

9.4

Экскурсия в супермаркет «Гермес» (с родителями)

25мин.

Расширять представления детей об окружающем пространстве. Познакомить детей  с трудом работников магазина – продавец,  кассир. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.

Конспект.

9.5

Экскурсия в музей КСОШ № 1

25 мин.

Дать понятие детям о том, что память о совершенном героическом поступке может быть увековечена в экспозиции и многие последующие поколения смогут прикоснуться к подвигу не только через страницы книг, но и побывав на экскурсии в обычном школьном музее.

Конспект.

Объем образовательной деятельности приведен исходя из расчета 25 минут на 1 занятие.

2.4.        Организация работы с родителями.

Задачи:

·       эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах;

·       формировать осознанное отношение к нравственно – патриотическому воспитанию детей в семье;

·       обогащать опыт родителей методами семейного воспитания;

·       привлечь родителей к сбору информации о прошлом и настоящем села.

Мероприятия с родителями в  средней группе

 

№ п/п

Темы и форма проведения мероприятий

Деятельность детей, родителей и педагога

1

Консультация «Воспитание любви у детей к малой Родине»

 

2

Консультация для родителей «Обязанности ребенка в семье»

Памятка «Как взрослые должны заботиться о детях»

Выставка рисунков «Моя семья». Помощь в составлении рассказов детьми «Как я помогаю дома»

3

Консультация «Ознакомление дошкольников с природой Оренбуржья»

Выставка поделок из природного материала: «Руками детей и их родителей». Создание фотоальбома «Оренбуржье чудный край», «Дикие животные Оренбургской области».

4

Консультация: «Как провести выходной день с ребенком в семье».

Экскурсия (пешая) по посёлку. Предлагается маршрут экскурсии (маршрут каждую неделю меняется).

Результаты экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы). Фоторепортаж «Где мы отдыхали с семьей».

5

Консультация для родителей «Традиция празднования именин, встреча гостей, Нового года»

Совместный утренник родителей и детей «Праздник Новогодний». Изготовление подарков на день рождения.

6

Встречи с интересными людьми.

Приглашение на праздник пап и дедушек, служивших в горячих точках. Чаепитие.

7

Экскурсии на почту, в магазин, на поле (совместно с родителями).

Встречи с представителями разных профессий. Создание альбома «Профессии людей»

Мероприятия с родителями в  старшей группе

№ п/п

Темы и форма проведения мероприятий

Деятельность детей, родителей и педагога

1

Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Привлечение родителей к сбору информации о прошлом и настоящем села Плешаново.

2

Встреча с родителями «Устный журнал» по теме: «Моя семья»

Выступление педагога: «Роль семьи и семейных традиций в воспитании ребенка дошкольного возраста»

Выставка рисунков «Моя семья». Оформление альбома «Семейные традиции», проект «Моя семья», генеалогическое древо семьи.

3

Семинар-практикум: «Природа родного края в жизни дошкольника»

а) Выступление педагога: «К здоровью без – лекарств», чай из трав.

 

Выставка поделок из природного материала: «Руками детей и их родителей». конкурс газет «Чем богат наш край»; альбомы «Полезные ископаемые», «Растения Оренбургских степей», «Птицы нашего края» и др.

4

Экскурсия в Подольский краеведческий музей

Результаты экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы). Дети делятся своими впечатлениями, знаниями, заполняют стенд «Хроника жизни кружка».

5

Консультация «Культура и традиции русского народа»

Помощь в оформлении альбома «Национальные костюмы», посещение с родителями праздника – проводы зимы «Масленица»

6

Круглый стол «Мужское воспитание в семье»

а) Проблемы общения

б) Библиотека для родителей «Учимся общаться с ребенком»

Приглашение на праздник пап и дедушек, служивших в горячих точках.

7

Диспут: «Кем будет ваш ребенок, когда вырастет?»

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к труду».

Встречи с представителями разных профессий. Выставка рисунков: «Кем я хочу стать»

8

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном крае», Экскурсии по улицам села.

Результаты экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы).

9

Наши успехи, и итоги совместной работы за год.

Фотовыставка «Достопримечательности села Плешаново», альбом «Транспорт на улицах села»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.