Перспективный план работы на 2018/2019 уч. год разработан:
– в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
– в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014) (далее – Порядок);
– c учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
– в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования (далее – указать полное название Образовательной организации).
В соответствии с 3.6. Планирование образовательной деятельности Примерной основной образовательной программы дошкольного образования не предусматривается жесткое регламентирование образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности. Оставляется педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.
Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.
При работе с конструктором важно обратить внимание на следующие моменты:
1. Перспективный план разработан на все возрастные группы детей.
Вы можете оставить его:
– для всех возрастных групп, тогда он у Вас будет работать несколько лет, а не только один год;
– только для конкретной возрастной группы, тогда избыточную (лишнюю) информацию нужно убрать из Вашего плана.
2. При конкретизации Перспективного плана вам нужно иметь в электронном виде Образовательную программу Вашего ДОУ. Из нее Вы будете переносить в Перспективный план специфическую информацию (см. комментарии): название используемых программ, описание инструментария для педагогической диагностики и пр.
3. При необходимости Вы можете внести изменения в предлагаемый конструктор с учетом Ваших предпочтений и сложившихся традиций.
4. После прочтения и заполнения Конструктора текст, выделенный красным цветом, нужно удалить.
5. Титульный лист нужно оформить в соответствии с требованиями Вашего ДОУ (утвердить Перспективный план, указать группу, возраст детей, авторов-воспитателей).
Всего доброго!
Титульный лист
Название образовательной организации
(полное, по уставным документам)
Утверждаю:
…
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
НА 2018/2019 уч.г.
Группа:
Возраст детей:
Воспитатели:
Населенный пункт
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| 3 |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 7 |
2.1. Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте (от рождения до 1 года) | 7 |
2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (1-3 года) | 8 |
2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (3-7 лет) | 8 |
3. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ | 10 |
3.1. Общая характеристика и задачи развития младенческого и раннего возраста (от рождения до 3-х лет) | 10 |
3.1.1. Общая характеристика и задачи развития младенческого возраста (от рождения до 1 года) | 10 |
3.1.2. Общая характеристика и задачи развития раннего возраста (1-3 года) | 14 |
3.2. Общая характеристика и задачи развития дошкольного возраста (3-7 лет) | 18 |
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА | 27 |
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА | 27 |
6. ПРИЛОЖЕНИЯ | 27 |
6.1. Список детей по подгруппам | 27 |
6.2. Циклограмма (структура режимных моментов) | 27 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перспективный план работы на 2018/2019 уч.г. составлен на основе всестороннего и глубокого анализа результатов воспитательно-образовательной деятельности в группе в 2016/2017 уч.г., выявления ее сильных и слабых сторон.
Перспективный план работы на 2018/2019 уч. год разработан:
– в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
– в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014) (далее – Порядок);
– c учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
– в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования (далее – указать полное название Образовательной организации).
Цель перспективного плана: планомерное решение поставленных задач на основе педагогической диагностики посредством эффективных методик, педагогических технологий, а также индивидуальной работы с детьми и их родителями (законными представителями).
Перспективный план работы на 2018/2019 уч.г. содержит планируемые образовательные результаты, а также основное содержание деятельности с учетом планируемых образовательных результатов по образовательным областям.
Перспективный план работы является основной для разработки других планов работы воспитателей (далее указать каких – календарного на месяц, календарного на неделю, на день, планов работы с родителями и пр.).
Перспективный план является открытым документом, что предполагает возможность внесения в него изменений в течение года по мере необходимости (например, внесение изменений во ФГОС дошкольного образования и др.).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому образовательные результаты представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу младенческого (первое и второе полугодия жизни), раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
2.1. Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте (от рождения до 1 года)
К одному году ребенок:
К концу первого полугодия ребенок:
– обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;
– проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать ее.
К концу первого года ребенок:
– активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к близким и посторонним людям;
– активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;
– во взаимодействии со взрослым пользуется разнообразными средствами общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;
– охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать мелки и карандаши;
– стремится проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки и пр.);
– проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых.
2.2. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (1-3 года)
К трем годам ребенок:
– интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
– использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаши и др.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
– владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
– стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
– проявляет интерес к стихам и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Конкретизация планируемых результатов освоения Программы с учётом возрастных возможностей детей раннего возраста
Комментарии.
Для конкретизации планируемых результатов освоения Программы детьми раннего возраста нужно воспользоваться Образовательной программой дошкольного образования Вашего ДОУ и сделать из нее выборку.
К концу 2 года ребенок:
К концу 3 года ребенок:
2.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (3-7 лет)
К семи годам:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Конкретизация планируемых результатов освоения Программы с учётом возрастных возможностей детей дошкольного возраста
Комментарии.
Для конкретизации планируемых результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста нужно воспользоваться Образовательной программой дошкольного образования Вашего ДОУ и сделать из нее выборку.
К концу 4 года ребенок:
К концу 5 года ребенок:
К концу 6 года ребенок:
К концу 7 года ребенок:
3. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ
3.1. Общая характеристика и задачи развития младенческого и раннего возраста (от рождения до 3-х лет)
Младенческий и ранний возраст охватывают период жизни ребенка от рождения до 1 года.
Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе – ключевая задача периода раннего развития ребенка в период младенческого и раннего возраста.
Важнейшая задача взрослых – создать и поддерживать позитивные и надежные отношения, в рамках которых обеспечивается развитие надежной привязанности и базовое доверие к миру как основы здорового психического и личностного развития (Б. Боулби, Э. Эриксон, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, О.А. Карабанова и др.). При этом ключевую роль играет эмоционально насыщенное общение ребенка со взрослым (М.И. Лисина).
С возрастом число близких взрослых увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, и они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.
Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, стремления, мотивы. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в Организации или в семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Такое взаимодействие взрослых с ребенком является важнейшим фактором развития эмоциональной, мотивационной, познавательной сфер ребенка, личности ребенка в целом.
Особое значение для данного возрастного периода имеет поддержка потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочно-исследовательской активности ребенка.
3.1.1. Общая характеристика и задачи развития младенческого возраста (от рождения до 1 года)
От рождения до 6 мес.
Основные задачи образовательной деятельности (от рождения до 6 мес.) заключаются в создании условий для:
– развития надежной привязанности как условия здорового психического и личностного развития на протяжении жизни;
– развития базового доверия к миру;
– развития эмоционального (ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым;
– познавательной активности по отношению к предметному окружению и предпосылок ориентировочно-исследовательской активности;
– физического развития ребенка.
В ходе эмоционального общения на данном возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Содержание деятельности от рождения до 6 мес.
В области социально-коммуникативного развития
Удовлетворение потребностей ребенка в общении и социальном взаимодействии: обращение взрослого к ребенку с улыбкой, ласковыми словами, ношение на руках, поглаживание, ответ взрослого на улыбку ребенка и вокализации, реагирование на инициативные проявления ребенка, поощрение их.
Создание условий для положительного самовосприятия ребенка: обращение взрослого по имени, похвала, реагирование на проявления недовольства ребенка, устранение его причин (пеленание, переодевание, кормление и др.), успокаивание.
Предречевое развитие ребенка: сопровождение взрослыми ласковой речью своих действий в ходе режимных моментов, комментирование действий ребенка, называние предметов, игрушек, организация эмоциональных игр, напевание песенок.
В области познавательного развития
Обогащение ребенка новыми впечатлениями, поддержка проявления любознательности посредством создания необходимых условий: помещение в поле зрения и досягаемости ребенка игрушек и предметов разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания; после того, как младенцу исполнится 3 месяца, вкладывание ему игрушки ему в ручку; время от времени ношение ребенка на руках, демонстрация и называние предметов, находящиеся в помещении.
В области физического развития
Укрепление здоровья, мышечного тонуса, развитие движений ребенка через организацию питания, правильного режима сна и бодрствования, прогулок; проведение гимнастики, массаж и пр.
От 6 мес. до 12 мес.
Основные задачи образовательной деятельности (от 6 мес. до 12 мес.) заключаются в создании условий для:
– развития предметно-манипулятивной и познавательной активности;
– ситуативно-действенного общения ребенка со взрослым;
– развития речи;
– приобщения к художественно-эстетическим видам деятельности;
– развития первых навыков самообслуживания;
– физического развития.
Содержание деятельности от 6 мес. до 12 мес.
В области социально-коммуникативного развития
Удовлетворение потребности ребенка в общении и социальном взаимодействии: игра взрослого с ребенком при использовании различных предметов. Чередование активных действий ребенка и взрослого. Демонстрация взрослым образцов действий с предметами. Создание предметно-развивающей среды для самостоятельной игры-исследования; поддержка инициативы ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощрение взрослым его действий.
Развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: поднесение к зеркалу, обращение внимания ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учет возможностей ребенка, обращение внимания на достижения ребенка, высказывая радость и поощряя его.
Развитие у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям; создание безопасного пространства для взаимодействия детей, насыщение его разнообразными предметами. Наблюдение за активностью детей в этом пространстве, проявлениями интереса детей друг к другу, взаимодействием детей, называние детей по имени, комментирование происходящего. Предотвращение возможных конфликтов, отвлечение детей, переключение внимания конфликтующих на более интересные объекты или занятия.
Поддержка стремления детей к самостоятельности в овладении навыками самообслуживания: поощрение попыток ребенка самостоятельно держать ложку, зачерпывать из тарелки пищу, пить из чашки и т.п.
В области познавательного развития
Развитие любознательности ребенка через обогащение окружающей ребенка среды предметами, которые можно исследовать и/или с которыми можно экспериментировать (разбирать на части, соединять и разъединять детали, складывать, выкладывать, извлекать звуки и пр.). Использование предметов различной величины, формы, с разнообразной поверхностью, разного цвета (дерево, пластмасса, бумага, ткань, губка, шерсть, веревка и т.п.), позволяющих ребенку знакомиться с их физическими свойствами.
Развитие памяти через использование игр и игрушек (исчезновение и появление предметов); способствовать обнаружению первых причинно-следственных связей через использование игрушек и предметов, производящих шумы (погремушки, колокольчики и т.п.).
Наблюдение на регулярных прогулках за проявлениями детского любопытства, интереса к природным объекта. Разделение детского удивления и интереса. Развитие внимания детей через называние объектов, которые привлекают их внимание. Рассматривание вместе с ребенком камешков, листьев, цветов и т.п.
В области речевого развития
Внимательное отношение в процессе взаимодействия с ребенком к его попыткам выразить свои желания, потребности и интересы, тем самым поощряя начало активной речи.
Стимулирование в ходе общения и игр понимание ребенком речи: комментирование собственных действий и действий ребенка, называние окружающих предметов, чтение детских стихов, пение песенок, показ картинок, рассказ о том, что на них изображено. Организация игр, включающих ритмические стихи и движения.
В области художественно-эстетического развития
Организация предметно-пространственной среды, заполнение ее необходимыми оборудованием, предметами и материалами – музыкальными инструментами, репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками и т.п.
Организация прослушивания детьми фрагментов музыкальных произведений; демонстрация звучания детских музыкальных инструментов, побуждение пританцовывания и/или разрешение детям свободно двигаться под музыку.
Рассматривание вместе с ребенком картинок, репродукций картин; показ коротких инсценировок с куклами, пальчиковыми игрушками; рисование в присутствии детей, побуждение их тем самым к собственной изобразительной деятельности.
Предоставление детям возможности использовать все материалы для самовыражения и/или экспериментирования с ними: извлечение звуков из инструментов, чиркание каракулей мелками или карандашами, экспериментирование с красками и т.п.
В области физического развития
Двигательное развитие, организация полноценного питания, режима дня, включающего сон и регулярное пребывание на свежем воздухе, проведение массажа.
Развитие крупной и мелкой моторики.
В области крупной моторики
Поощрение самостоятельной активности и развитие свободного движения; организация безопасной предметно-пространственной среды, способствующей развитию свободной двигательной активности, самостоятельному перемещению ребенка в помещении, его попыткам делать первые шаги.
Обучение ребенка перемещению в пространстве и прямостоянию самостоятельно, без активного вмешательства взрослых для развития здоровой пространственной координации и двигательного аппарата.
Предоставление ребенку возможности развиваться по индивидуальной траектории моторного развития. Учет детей, пропускающих фазу активного ползания и двигающихся по-другому; учет различных сроков развития прямостояния у разных детей (возрастной диапазон от 10 мес. до 1,5 и более лет).
В области мелкой моторики
Развитие мелкой моторики путем насыщения среды предметами из разнообразных материалов, (дерева, пластмассы, материи, шерсти и т.п.) различной величины и формы, которые можно ощупывать. Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей с учетом существующих требований. Экспериментирование с карандашами, мелками и т.п.
3.1.2. Общая характеристика и задачи развития раннего возраста (1-3 года)
Социально–коммуникативное развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;
– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;
– дальнейшего развития игры
– дальнейшего развития навыков самообслуживания.
В сфере развития общения со взрослым
Удовлетворение потребностей ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощрение ребенка к активной речи.
Развитие речи ребенка в процессе игры с ребенком, посредством использования различных предметов, при чередовании активных действий ребенка и взрослого.
Демонстрация образцов действий с предметами.
Создание предметно-развивающей среды для самостоятельных игр-исследований детей; поддержка инициативы детей в общении и их предметно-манипулятивной активности, поощрение их действий.
Развитие у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: поднесение к зеркалу, обращение внимания ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учет возможностей ребенка, поощрение достижений ребенка, поддержка инициативности и настойчивости в разных видах деятельности.
Развитие у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создание безопасного пространства для взаимодействия детей, насыщение его разнообразными предметами, наблюдение за активностью детей в этом пространстве, поощрение проявления интереса детей друг к другу и просоциального поведения, называние детей по имени, комментирование (вербализация) происходящего.
Вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т.п., которые появляются в социальных ситуациях.
Поддержка стремления ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками
Наблюдение взрослым за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях.
Предоставление детям возможности самостоятельно действовать в конфликтной ситуации, выдерживание паузы при необходимости вмешательства в случае возникающих между детьми конфликтов.
Обращение внимания детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешение детей в случае обиды и обращение их внимания на то, что определенные действия могут вызывать обиду.
Комментирование позитивных чувств, обращение внимания детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т.п. Обучение детей пониманию собственных действий и действий других людей в рамках овладения социальными компетентностями.
В сфере развития игры
Организация взрослым соответствующей игровой среды, в случае необходимости знакомство детей с различными игровыми сюжетами, оказание помощи в освоении простых игровых действий (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»). Демонстрация взрослыми примеров использования предметов-заместителей, поддержка попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организация несложных сюжетных игр с несколькими детьми.
В сфере социального и эмоционального развития
Адаптация взрослыми ребенка к Организации с учетом привязанностей детей к близким, привлечение родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации ребенка.
Налаживание эмоционального контакта с ребенком при знакомстве в присутствии родителей (законных представителей) или близких.
Наблюдение взрослыми за эмоциональным состоянием ребенка и поддержка в период его адаптации постоянного контакта с родителями (законными представителями); предоставление возможности ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя ребенку излишних требований.
Оказание взрослыми при необходимости помощи ребенку при его знакомстве с другими детьми; представление нового ребенка другим детям, называние его по имени, усаживание его на первых порах рядом с собой.
Оказание взрослыми при необходимости помощи ребенку при поиске и выборе им занятия, знакомство его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами.
Поддержка взрослым стремления детей к самостоятельности в самообслуживании (предоставление возможности самим одеваться, умываться и пр., оказание им помощи), поощрение участия детей в повседневных бытовых занятиях; приучение к опрятности, знакомство с правилами этикета.
Познавательное развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
В сфере ознакомления с окружающим миром
Ознакомление взрослыми детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; оказание помощи при освоении действий с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей
Поощрение взрослым любознательности и исследовательской деятельности детей, создание для этого насыщенной предметно-развивающей среды, наполнение ее соответствующими предметами (предметами быта – кастрюлями, кружками, корзинками, пластмассовыми банками, бутылками, а также грецкими орехами, каштанами, песком и водой).
Наблюдение взрослыми за проявлением интереса детей к окружающему природному миру; внимательное отношение к детским вопросам, инициирование детей к поиску ответов на их вопросы, разделение их удивления и интереса.
Речевое развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– развития речи у детей в повседневной жизни;
– развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни
Внимательное отношение взрослых к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов; поддержка активной речи детей через их терпеливое выслушивание, стремление понять, что ребенок хочет сказать, повторение правильно слов ребенка.
Использование взрослым различных ситуаций для диалога с детьми; создание условий для развития общения детей между собой.
Побуждение взрослым детей к активной речи посредством открытых вопросов; комментирование событий и ситуаций их повседневной жизни; разговор с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирование обмена мнениями и информацией между детьми.
В сфере развития разных сторон речи
Чтение детям книг, совместное рассматривание картинок, объяснение, что на них изображено, поощрение разучивания стихов; организация речевых игр, стимулирование словотворчества.
Проведение специальных игр и занятий, направленных на обогащение словарного запаса, на развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.
Художественно-эстетическое развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
– приобщения к изобразительным видам деятельности;
– приобщения к музыкальной культуре;
– приобщения к театрализованной деятельности.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру
Привлечение взрослыми внимания детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства. Вовлечение их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддержка выражения эстетических переживаний ребенка.
В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности
Предоставление взрослыми детям широких возможностей для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомство детей с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощрение воображения и творчества детей.
В сфере приобщения к музыкальной культуре
Создание в Организации и в групповых помещениях музыкальной среды, органичное включение музыки в повседневную жизнь.
Предоставление детям возможности прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в т.ч. детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами.
Пение вместе с детьми песен, побуждение их ритмично двигаться под музыку; поощрение проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.
В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности
Знакомство детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценирование знакомых детям сказок, стихов; организация просмотров театрализованных представлений. Побуждение детей к принятию посильного участия в инсценировках, беседа с ними по поводу увиденного.
Физическое развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;
– развития различных видов двигательной активности;
– формирования навыков безопасного поведения.
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни
Организация правильного режима дня, приучение детей к соблюдению правил личной гигиены, объяснение им в доступной форме, что полезно и что вредно для здоровья.
В сфере развития различных видов двигательной активности
Создание пространственной среды с соответствующим оборудованием как внутри помещений Организации, так и на внешней ее территории (горки, качели и т.п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития их ловкости, силы, координации и т.п.
Проведение подвижных игр, способствующих получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлечение детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.
В сфере формирования навыков безопасного поведения
Создание в Организации безопасной среды, предостережение детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью без подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию детьми мира.
Конкретизация характеристик и задач развития с учётом возрастных возможностей детей раннего возраста
Комментарии.
Для конкретизации характеристик и задач развития с учетом возрастных возможностей детей раннего возраста нужно воспользоваться Образовательной программой дошкольного образования Вашего ДОУ и сделать из нее выборку.
Характеристики и задачи развития детей от 1 до 2-х лет:
Характеристики и задачи развития детей от 2-х до 3-х лет:
3.2. Общая характеристика и задачи развития дошкольного возраста (3-7 лет)
Социально-коммуникативное развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
– развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
– развития игровой деятельности;
– развития компетентности в виртуальном поиске.
В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям
Формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознание им своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитание уважения и терпимости к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитание уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности
Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми через реализацию принципов личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу.
Развитие у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.
Оказание помощи в распознавании эмоциональных переживаний и состоянии окружающих, выражении собственных переживаний. Формирование у детей представлений о добре и зле через обсуждение с ними различных ситуаций из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др.
Создание условий для освоения ребенком этических правил и норм поведения. Предоставление детям возможности выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта.
Развитие речи и коммуникативных способностей, расширение словарного запаса и умения логично и связно выражать свои мысли. Развитие готовности принятия на себя ответственности.
Развитие у детей социальных навыков: избегание вмешательства при возникновении конфликтных ситуаций, предоставление возможности для самостоятельного решения конфликтов, оказание помощи только в случае необходимости.
Развитие у детей умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Создание условий для освоения детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице.
Создание условий для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному мирe; для усвоения детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями.
В сфере развития игровой деятельности
Создание условий для свободной игры детей, организация и поощрение участия детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддержка творческой импровизации в игре.
Использование дидактических игр и игровых приемов в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
Познавательное развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.
В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей
Создание насыщенной предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательный интерес детей, их исследовательскую активность (установление и понимание простых причинных взаимосвязей «если… то…», построение гипотез, выявление закономерностей и пр.), элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.
Создание условий для приобретения детьми многообразного опыта соприкосновения с объектами природы (воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т.п.); для наблюдения за природными явлениями, для их исследования, экспериментирования с ними.
Создание условий для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, построения целостной картины мира через выполнение свободных практических действий с разнообразными материалами, через участие в элементарных опытах.
Создание условий для формирования у детей мотивации к расширению и углублению своих знаний; для открытия у них познавательной перспективы дальнейшего изучения природы.
Организация познавательных игр, поощрение интереса детей к различным развивающим играм и занятиям (лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.).
В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности
Развитие у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в т.ч. общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии посредством чтения книги, бесед, экскурсий, просмотра фильмов, иллюстраций познавательного содержания и др.
Побуждение детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.
Ознакомление с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.
Формирование у детей ценностей, норм и правил, принятых в обществе, через создание практических ситуаций, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения детьми.
Создание условий для свободной игры в соответствии с интересами и игровыми потребностями детей; поддержка игровых (ролевых) действий; при необходимости предложение взрослыми своих вариантов развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.
Развитие математических способностей и формирование первоначальных представлений о значении для человека счета, чисел; формирование знаний о формах, размерах, весе окружающих предметов, о времени и пространстве, закономерностях и структурах.
Формирование положительных эмоций от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, для освоения их математического содержания.
Развитие предпосылок успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни ребенка.
Создание условий для освоения математического содержания на ранних ступенях образования с позитивными эмоциями – с радостью и удовольствием.
Индивидуализация освоения детьми математического содержания.
Обеспечение взаимосвязи математического содержания с другими разделами Программы в соответствии с принципом интеграции образовательных областей (особенно с социально-коммуникативным и речевым развитием).
Развитие математического мышления детей через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
Математическое развитие в ситуациях повседневной жизни: классификация предметов, явлений, выявление последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.); формирование пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т.п.
Отработка элементов математики на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом.
Освоение счета, развитие пространственной координации на музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений посредством вербализации математических знаний (например, фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др.).
Обращение внимания детей на математические элементы, которые могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры) при лепке, конструировании и других видах детской творческой активности, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова-понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т.п.).
Развитие способности детей ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше-меньше, толще-тоньше, длиннее-короче, тяжелее-легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до-после, вчера-сегодня-завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток.
Формирование первичных представлений о геометрических формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах (например, куб, цилиндр, шар).
Формирование представлений об использовании слов, обозначающих числа. Обучение счету различных объектов до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития.
Развитие понимания соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; формирование понимания того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; формирование понимания назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса).
Развитие умения применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»; устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше»); использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»).
Развитие способности воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6-10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).
Развитие способностьи применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара), в различных видах образовательной деятельности (например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных областях.
Развитие математических представлений посредством соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т.п.
Речевое развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.
В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка
Формирование умений детей вступать в коммуникацию с другими людьми, слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями.
Речевое развитие ребенка как средство установления контактов, обмена мнениями, разрешению конфликтных ситуаций, регулирования речевых действий.
Развитие речи как важнейшего средства общения в процессе бесед, игр, проектов, спектаклей, занятий и др.
Стимулирование общения, сопровождающего различные виды деятельности детей (например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т.д.).
Развитие речи во всех образовательных областях.
Формирование и развитие звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощрение разучивания стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организация речевых игр, стимулирование словотворчества.
В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений
Чтение детям книг, стихов, обсуждение вместе с детьми прочитанного.
Предоставление детям возможности читать самостоятельно.
Развитие способности к использованию речи в повседневном общении, стимулирование использования речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития.
Стимулирование использования речи для познавательно-исследовательского развития детей (например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..») посредством акцентирования внимания на последовательности повседневных событий, различии и сходстве, причинно-следственные связях и др.
Развитие умения детей с низким уровнем речевого развития отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.
Обеспечение в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
Художественно-эстетическое развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества
Приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле.
Развитие творческой деятельности детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.
Создание условий для накопления у детей сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений, развития эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Ознакомление детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривание иллюстраций в художественных альбомах, организация экскурсий на природу, в музеи, демонстрация фильмов соответствующего содержания, обращение к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла
Предоставление возможности для творческого самовыражения детей: поддержка инициативы, стремления к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, оказание помощи в процессе освоения детьми различных средств, материалов, способов реализации замыслов.
Развитие в изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании умений экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
Развитие в музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) умения создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Развитие в театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре умений языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
Физическое развитие
Задачи образовательной деятельности:
создание условий для:
– становления у детей ценностей здорового образа жизни;
– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
– формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни
Развитие у детей ответственного отношения к своему здоровью через рассказ о том, что может быть полезно и что вредно для их организма.
Создание условий для осознания детьми пользы здорового образа жизни, для соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр.
Формирование полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создание возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте
Создание условий для развития у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Организация пространственной среды с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т.п.), подвижных игр (как свободные, так и по правилам), занятий, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности.
Развитие ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.
Поддержка интереса детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждение детей к выполнению физических упражнений, способствующих развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному не наносящему ущерб организму выполнению основных движений.
Проведение физкультурных занятий, организация спортивных игр в помещении и на воздухе в целях развития у детей интереса к различным видам спорта, предоставление детям возможности кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.
Конкретизация характеристик и задач развития с учётом возрастных возможностей детей дошкольного возраста
Комментарии.
Для конкретизации характеристик и задач развития с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста нужно воспользоваться Образовательной программой дошкольного образования Вашего ДОУ и сделать из нее выборку.
Характеристики и задачи развития детей от 3-х до 4-х лет:
Характеристики и задачи развития детей от 4-х до 5-и лет:
Характеристики и задачи развития детей от 5-и до 6-и лет:
Характеристики и задачи развития детей от 6-х до 7-и лет:
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Педагогической диагностика проводится в целях оценки индивидуального развития детей.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
– индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
– оптимизации работы с группой детей.
Комментарии.
В этом разделе нужно привести информацию о педагогической диагностике, запланированной в Вашем ДОУ. Информация об этом должна быть размещена в основной образовательной программе дошкольного образования Вашего ДОУ (нужно сделать необходимые извлечения).
Сами методики здесь приводить не надо, достаточно сделать ссылки на методическую литературу, в которой они размещены (или ЭОР или Интернет-ресурсы).
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
Комментарии.
В этом разделе нужно перечислить методическую литературу, необходимую для выполнения перспективного плана, а также электронные образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы.
Информацию удобно оформить в виде таблицы.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
6.1. Список детей по подгруппам
Комментарии.
В этом подразделе, кроме списка детей по подгруппам, полезно привести информацию о детях с ОВЗ (если таковые в группе имеются).
6.2. Циклограмма (структура режимных моментов)
Комментарии.
Циклограма берется из Образовательной программы Вашего ДОУ
6.3. Другие приложения
Это раздел формируется на усмотрение авторов перспективного плана.
В нем могут быть размещены календарные планы, планы на день, планы работы с родителями, материалы для педагогической диагностики и пр.