мини- музея «Кошкин дом»
Музей – это смесь искусства истории, Ф. Дзери
Актуальность:
Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях создание всевозможных музеев приобретает все большую популярность и становится неотъемлемой частью развивающей среды. Для детей дошкольного возраста это особенно актуально, так как именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Дети любят эти пушистые и грациозные создания. Гладя по спинке этого мягкого и пушистого зверька, они получают положительные эмоции. Это, пожалуй, первое животное, которое ребенок познает т. к. не редко кошка является ближним окружением ребенка. С раннего возраста ребенок знакомиться с литературными произведениями, в которых главными героями являются кошки. Именно поэтому было решено организовать мини- музей «Кошкин Дом», сначала в младшей группе, а потом и продолжить в средней группе, так как видно было заинтересованность детей этой темой.
Цель мини-музея: создание условий для формирования интереса у дошкольников к образу кошки, а также истории длительных взаимоотношений человека и кошки через организацию музейной педагогики.
Мир кошек, их характеров, интересных особенностей и привычек невероятно многообразен. Вряд ли можно знать абсолютно все об этих поразительных существах. В наше время, кошка во многих семьях полноправный член, это факт. И при этом кошка остается маленькой загадкой, которая живет рядом с человеком несколько тысячелетий. Ученые получили очень много новых данных об этом зверьке, но они в своих исследованиях до сих пор не поставили последней точки, а мир продолжает удивляться невероятным способностям этих маленьких созданий. На родительском собрании, по инициативе воспитателей группы, решили создать мини – музей кошек. Объединили усилия: воспитатели, родители и дети. Создали уголок образовательного пространства, центром которого стал мини-музей кошек. В условиях детского сада сложно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому свой музей называли мини-музей. Назначение музея состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, домашним животным. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Маленькие дети чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: они участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют музей своими рисунками и поделками. Почему мини-музей, посвящается именно кошкам? Потому что кошка живет рядом с человеком уже 5 тысяч лет. Мы очень любим эти пушистые и грациозные создания. Во-первых, они приносят пользу человеку, уничтожая грызунов, а когда нам грустно кошка поднимает настроение. Гладя по спинке этого мягкого и пушистого зверька, получаешь только положительные эмоции. У кошек мягкие лапки, теплые носики. Мы любим кошек за то, что они так грациозно спят, а потом так же грациозно потягиваются. Мы любим кошек за то, что они очень красиво сидят, как античные статуэтки, аккуратно обернув хвост вокруг себя. С раннего возраста ребенок знакомиться с литературными произведениями, в которых главными героями являются кошки. Сказки, потешки, песенки, загадки. «Пошел котик на Торжок», «Купил котик пирожок», «Кисонька – Мурлысонька, где ты была? На мельнице». «Тили бом, тили бом! Загорелся Кошкин дом» и т.д. Довольно часто кошки выступают героями литературных произведений, таких как «Чёрный кот» Эдгара По, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Киплинга. Всем известен Кот Бегемот из знаменитого произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» и «Кот в сапогах» Шарля Перро. В мультфильмах кошки и коты часто становится главными героями: «Котёнок по имени «Гав», «Котёнок с улицы Лизунова», «Кот Леопольд». По поведению кошек люди предсказывали погоду: кошка крепко спит или лежит брюхом кверху - к теплу и жаре. Спит мордочкой под брюхо - к непогоде или холоду. Свертывается клубком - к морозу. Чихает кот - к дождю. В нашем музее имеется много экспонатов, разных размеров и сделанных из разного материала (дерево, фарфор, ткань, резина, шерсть).
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие
Задачи:
I Образовательные задачи
Обогатить представление детей:
О внешнем виде, повадках, образе жизни, вкусовых пристрастиях, роли кошки в жизни человека. Об истории происхождения и одомашнивание кошек;
- О видовом многообразие разных пород кошек;
II Развивающие
Развивать творческих способностей и фантазии дошкольников, в ритмопластике используя различные выразительные средства, побуждая их выражать свои знания и впечатления о кошках в продуктивной деятельности (аппликации, лепке, рисованию);
Учить наблюдать за животными, играть с ними.
Развивать умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животного.
Развивать речь, обогащать словарный запас детей, мышление, творческие способности дошкольников в процессе ознакомления с образом кошки в литературе искусстве (средняя группа) и игровой деятельности.
III Воспитательные
Воспитывать интерес и желание больше узнавать о жизни и повадках кошек,
Воспитывать бережное отношение к домашним животным.
-Организовывать совместную деятельность родителей с детьми;
Музей-разработан в соответствии с комплексно- тематическим планированием.
В процессе создания и работы мини-музея «Кошкин дом» учитывались следующие принципы:
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в ходе познавательно – развивающих экскурсий;
• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• Принцип наглядности: представлен реальными предметами: наградами кошек, кроватка кошки, когтеточка, паспорт кошек, альбомы: «Кошки на картинах художников», «Как Котька на Руси появился» альбом с рисунками «Кошки из мультиков», художественные книги, энциклопедии, сувениры «Кошки», макет «Кошка в квартире» с которыми можно познакомить детей в ходе экскурсий, презентациями, обучающими заданиями, дидактическими играми, упражнениями и аудио материалами, которые воспроизводятся с помощью различных ТС.
• Принцип последовательности ознакомления с музейными экспонатами- это логичность построения музейной работы.
Принцип интеграции разных видов художественно-творческой деятельности дошкольников;
Принцип деятельности и интерактивности- мини—музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
Принцип вариативности- экспозиции мини- музея постоянно дополняются и обновляются, изменяются с учетом потребностей и возможностей воспитанников;
Принцип разнообразия- наполнение мини- музея экспонатами, разными по форме, размерам содержанию, которые отражают историческое прошлое.
Принцип непрерывности
Принцип кратковременности экскурсий
Принцип поощрение детских вопросов и фантазий
Принцип доступности
Принцип содержательности- материал, находящийся в мини-музее имеет образовательно- воспитательное значение, и вызывает любознательность детей.
Принцип гуманизма- мини- музей побуждает бережно относится к кошкам.
Направление инновационной работы:
Разработка тематики и содержание выставок и экскурсий для группы 3-4 летнего возраста и 4-5 летнего возраста.
Ресурсное обеспечение музея:
Мини-музей «Кошкин Дом» организован в 2016 году в группе «Колокольчик» Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках размещены доступные для детей экспонаты, которые используются для познавательной, коммуникативной, художественной деятельности, а также для сюжетно-ролевых, дидактических, настольно- печатных игр и для театральной деятельности. Экспонаты расположены в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Использование ширм, альбомов, дидактических игр, мультимедии позволяют эффективно строить работу. Доступ к музею осуществляется в любое удобное для детей и педагогов время. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экскурсии проходят по графику, составленному в соответствии с режимом дня младшей и средней групп.
1)Основной фонд мини-музея- составляют подлинные предметы различные статуэтки, игрушки сделанные своими руками, дети и родители принимали участие для обогащение мини-музея
2) Вспомогательный фонд, который представлен следующими экспозициями:
-Экспозиция «Человек и кошка» представлена:
Макетом «Кошка в квартире»;
«Игрушки для кошки»;
«Любимое лакомство»;
Атрибутами (кроватка, миска, лоток, расческа, когте точка, корм, необходимыми для знакомства детей с правилами ухода за кошкой и для обыгрывания развивающих ситуаций;
Экспозиция: «Кошки в мультфильмах» представлена:
Дисками;
Игрушками кошек из разных материалов (вязанные, мягкие, пластиковые, от киндер- сюрпризов);
Альбом «Кошки из мультфильмов»;
Альбом рисунков «Рисуем мультипликационного героя»;
Макет «Кошкин дом» с резиновыми персонажами;
Аудиозаписями детских песен: «Песня кота Матвея» (музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового, «Песня кота Леопольда. Кручу педали, кручу» (музыка и слова В. Шаинского, «Песенка кота Матроскина» (музыка Е. Крылатого, слова Э. Успенского, «Серенькая кошечка» (музыка В. Витлина);
Погремушка, лазерная указка, которые помогает для прохождения соревнований;
Тренажер для кошек.
-Экспозиция «Кот ученый» Это кукла –маркер, который проводит экскурсии и эта экспозиция представлена:
Картотека загадок про кошек, стихами, произведениями, энциклопедиями и иллюстрациями окошках, их образе жизни и повадках, раздаточным материалом (материал может быть использован как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей);
Мнемотаблицы: «Расскажи стихи про кошку»
Младшая группа при совместной деятельности с воспитателем Средняя группа
Народные сказки «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»; «Кошкин дом», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», Б. Заходер «Кот и кит» С. Я. Маршак «Усатый полосатый», «Перчатки», «Приключение на дороге», Кот-рыболов»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; С. Городецкий «Котенок»; Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»;
-Экспозиция «Кошки в искусстве» представлена:
Раскрасками;
Выставка «Кошки из разных материалов»;
Альбом «Кошки на картинах художников»;
Альбом «Архитектурные памятники кошкам»;
Хохломская кошка- подставка;
Экспозиция «Кошки в театре» представлена:
Масками «Кошки»;
Шапочки «Кошка - мышки»;
Театром «Кошкин Дом»;
Театр «Репка»;
Театр «Кот в сапогах»;
Куклы Бибабо «Кошки»;
Теневой театр «Все кошки ночью серы»;
Атрибуты для режиссёрских игр (кошки разных размеров и видов, домики, деревья;
Театрализованные игры: «Пошел котик на Торжок», «Кисонька-Мурысонька», «Кошкин дом» (вторая младшая группа, «Кот, лиса и петух» (средняя группа,
-Экспозиция «Играя- познаем» представлена:
Играми и атрибутами, расположенными на нижней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности
• Дидактические игры: «Кто лишний» «Чей хвост», «Назови детеныша», «Пазлы- собери картинку», «Чья рыбка».
• Настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа», «Чей малыш?» «Лабиринты-игровизор», «Шнуровка-Кошки».
• Картотека подвижных игр: Птичка и кошка, Кот и мыши, Воробушки и кот, Кошка и мышки. Дидактические игры: «Найди чем отличаются», «Ассоциации, «Найди котенка»,
Настольно-печатные игры: «Загадки о животных», «Кто, где живёт?», «Найди тень», «Кто оставил следы», «Покажи эмоцию»;
Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин».
Подвижные игры
«Мышки играют в своих норках»
1) И.п.: лежа на животе, упор руками. («Ну-ка, мышки, давайте поиграем. Ложимся на пол на живот, руками упираемся в пол.»)
В.: 1-4 – разгибание руки в упоре, повороты головы направо-налево («Поднимаемся и выпрямляем руки, поворачиваем голову вправо и влево, выпрямляем руки до конца»);-6 – и.п. Повторить: 4 раза.
2) В.: ползание по полу на четвереньках с поворотами головы вправо, влево («А теперь мышки поползли по своей норке на четвереньках и снова поворачиваем голову вправо и влево») Повторить: 20сек.
И.п.: лежа на спине. («Устали мышки и легли отдохнуть. Легли на спину и болтаем руками и ногами») В.: 1-4 – беспорядочные движения ногами и руками; 5-6 – и.п. Повторить: 3 раза.
4) И.п.: лежа на животе. («Повернулись на живот. Молодцы! А теперь снова на спину.») В.: 1-3 – поворот на спину, затем на живот («Ноги не разводить»); 4 – и.п. Повторить: 4 раза.
Основные движения.(4 минуты)
- ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках – «как мыши» («Опираемся на всю ладонь, пальцы расставлены, спинку держим ровно, глазки смотрят вперед»);
- прыжки в длину с места через 2 линии – «через ручеек» расстояние 15-20см («Присесть с замахом рук назад; отталкиваться двумя ногами со взмахом рук вперед-вверх; приземляться, мягко пружиня ноги с выставлением рук вперед»);
- ловля мяча, брошенного педагогом и бросок обратно («Ловим мяч «чашечкой», не прижимая к груди. Бросаем мяч двумя руками снизу вверх перед собой. Глазами смотрим на мяч»).
Подвижная игра «Кот и мыши» (3 минут)
Цель: Приучать детей бегать легко на носках, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве. Менять движения по сигналу воспитателя.
Дети сидят. Это мыши в норках. На противоположной стороне сидит кот. Кот «засыпает», а мыши разбегаются по всей комнате – «Кот спит!». Но вот кот «просыпается», потягивается, мяукает и начинает ловить мышей – «Кот проснулся!». Мыши быстро убегают и прячутся в норках. Пойманных мышей кот уводит к себе.
Заключительная часть (2 минуты)
- обычная ходьба по кругу («Голова и спинка прямо, смотрим вперед, идем ровно с пятки на носок, ноги поднимаем, живот подтянут, руки работают вперед-назад, дышим ровно»);
- построение («Построились! Молодцы!.»)
Картотека подвижных игр: Птичка и кошка, Кот и мыши, Воробушки и кот, Кошка и мышки.
-Экспозиция «Кошкины эмоции» представлена:
Подушки-мирилки «Кошки»;
«Домик кошачьих настроений»;
Д/и «О чем говорит мой хвост»;
Д/И «Покажи эмоцию»;
Картотека игр на развитие двигательных способностей, ритмопластики и снятия напряжение.
Офтальмотренажер «Кошки»
Тренажер для дыхательной гимнастики «Поиграй с кошкой».
3). Интерактивный фонд- Рукотворное творчество педагогов, детей, родителей
Вторая младшая группа Средняя группа
Экспозиция «Сами своими руками» выполнены в совместной деятельности детей и воспитателей, и родителей.
«Миска для кошки»;
«Домик для кошки»;
Альбом рисунков «Наш домашний любимец»;
Рисунки «Игрушки для котенка»
Основные формы работы с детьми в мини-музее «Кошкин дом»
Экскурсии, включающие разнообразные методы и приемы;
Тематические выставки, выставки экспонатов;
Рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ презентаций, видео;
Игры- занятия
Развлечения;
Продуктивная деятельность;
Выставка работ по продуктивной деятельности
Театрализованная деятельность «Кошкин Дом» «Кот, лиса и петух»;
Методы и приемы
Словесные:(описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности;
наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов);
разнообразие приемов организации слушательской, и творческой деятельности дошкольников;
комплексы дидактических игр, разработанные специально для музейных экспонатов;
Задачи по взаимодействию с родителями в рамках музейной педагогики.
Организовать беседы по вопросу создания мини музея в группе;
Провести консультации с родителями на тему: «Мини музей в детском саду», «Если в доме кошка», «Роль музеев в воспитании дошкольника»;
Создать альбом «Наш домашний любимец».
Активизировать участие родителей в создании и оформлении мини-музея;
Развивать совместное творчество родителей и детей.
Ожидаемые результаты
Средняя группа
Дети познакомятся: с внешним видом и образом кошки, с ее повадками; с ее ролью в жизни человека. Дети познакомятся с историей происхождения и одомашнивания кошек;
С видовым многообразие разных пород кошек;
Сформируются творческие способности и фантазия, которые найдут отражение в ритмопластике в продуктивной деятельности (аппликации, лепке, рисованию);
Дети станут наблюдательными, и приобретут навыки безопасного общения с животным;
Обогатится словарный запас детей, мышление, творческие способности дошкольников в процессе ознакомления с образом кошки в литературе, искусстве, игровой деятельности;
Сформируется устойчивый интерес и желание больше узнавать о жизни и повадках кошек, а также бережное отношение к домашним животным;
-Укрепятся детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности.
Технология работы мини- музея: предполагает, как получение познавательной информации, так и пробуждения творческой активности у детей- желание творить, играть.
Ценность мини-музея: заключается в познавательной, воспитательной, культурно- исторической, коммуникативной направленности. Его значимость достаточно высока, так как дошкольники не только рассматривают выставленные экспонаты, альбомы, иллюстрации и слушают рассказы экскурсовода- воспитателя, но и сами включаются в деятельность, познают, творят, играют.
Мини- музей «Кошкин дом» отражает специфику дошкольного возраста детей. В ходе работы весь материал систематизируется, дополняется и изменяется, мини- музей мобилен, экспонаты, дидактические игры легко перемещаются. Здесь размещаются работы детей и родителей.