Основная часть
Больше всего на занятиях по НВП и ОБЖ я использую видео-уроки, или частичное использование видеофрагментов почти на каждом уроке.
Важнейшими педагогическими особенностями использования видео в обучении, являются следующие:
1Демонстрация изучаемых объектов и явлений в динамике – наиболее ценная особенность.
2Показ быстро развивающихся процессов, не доступных для непосредственного наблюдения (полет пуль, снарядов) и медленно протекающих явлений, требующих продолжительного времени для наблюдения.
3Показ микропроцессов и микрообъектов, не доступных с помощью микроскопов и телескопов (процесс синтеза ядер Дейтерия и Трития в водородной бомбе, микроорганизмы в биологическом оружии.)
4Изучение невидимых явлений: Оно ярко и увлекательно показывает скрытые, глубинные процессы, протекающие как в неживой природе, так и в живых организмах.
3
5.Выделение при показе основного, типичного для данного объекта и явления, а также мгновенное изменение объекта рассмотрения, позволяющее сравнивать, сопоставлять различные явления и процессы, происходящие в разных местах и при различных условиях.
6.Показ модельного изображения процессов (с помощью мультипликации).
7.Демонстрация конструктивных особенностей сложных машин и механизмов (боевой техники и вооружения), а также процессов происходящих внутри их.
8.Наиболее яркое, правдивое, эмоциональное отражение жизни, показ взаимодействия теории с практикой на конкретных документальных примерах.
Практическое применение видео на уроках НВП и ОБЖ.
На примере одного из видео- уроков по курсу огневой подготовки рассмотрим, как используется видео в процессе обучения. Этот урок являлся вводным уроком по курсу огневой подготовки и должен был дать учащимся общие представления об основах и правилах стрельбы. Тема урока: Явление выстрела. Траектория полета пули и ее элементы. Цели урока. Дать учащимся представление о процессах, происходящих при выстреле, помочь им освоить приемы и правила стрельбы, понять траекторию полета пули ее элементы, способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине.
Как правило, при объявлении темы курса и темы урока учащиеся всех групп задают один и тот же вопрос: когда и из чего они будут стрелять? На что я им отвечаю, что прежде чем стрелять из оружия, нужно хорошо изучить теорию огневой подготовки и обращаю внимание на важность темы
нашего урока. Затем я задаю учащимся вопрос: « Кто из вас считает, что он уже умеет хорошо стрелять?» Как правило, большинство юношей считают, что они стреляют очень хорошо и если им дадут боевое оружие, то они
4
поразят все мишени. В ходе опроса выясняется, что стреляли они в основном в тире из пневматической винтовки и с дистанции не более 5 метров. Тогда я объясняю им разницу стрельбы из боевого и спортивного оружия. Привожу пример, что в спорте максимальная дистанция стрельбы составляет 100 метров, а в армии ближней дистанцией стрельбы считается до 200 метров, средней до 600 метров – дальней до 1000 метров, на этих дистанциях пуля под воздействием различных причин сильно отклоняется в различные стороны и вероятность попадания резко уменьшается. В качестве примера я привожу такие данные: расход патронов на 1 пораженную цель в 1МВ ( Первой Мировой Войне) составлял 50 тыс. патронов, во 2МВ (Второй Мировой Войне) –200 тыс. патронов, во вьетнамской войне –400 тыс. патронов. Эти цифры как правило вызывают у учащихся недоверие, но показ наглядных пособий с этими данными заставляет их задуматься, почему такой большой расход боеприпасов, они просят меня объяснить, чем это вызвало и я используя этот интерес, перехожу к рассмотрению таких понятий, как явление выстрела (даю под запись траекторию пули и ее элементы). Затем рассказываю, как вносить поправки в стрельбу учитывая атмосферное давление пользуясь таблицей, привожу примеры из военной истории, как влажность воздуха влияла на стрельбу снайперов, особенно при ведении огня через водные преграды (реки, озера, болота). Даю учащимся решить несколько практических задач по определению траектории полета пули при стрельбе через реку Иртыш в различное время года и суток, на различные дистанции. Учащиеся решают задачи, пользуясь таблицами в наглядных пособиях и плакатами по огневой подготовке. Убедившись, что они уже достаточно уверенно пользуются
таблицами и решают практические задачи по баллистике выстрела, с целью лучшего усвоения и запоминания учебного материала показываю учебно-методический фильм: «Искусство снайпера», видео сюжет из телепередачи:
5
«Служу Отчизне» о соревнованиях снайперов антитеррора, видео сюжет из телепередачи: «Дела армейские» об одном из снайперов Капчагайской десантно-штурмовой бригады. В этих видеоматериалах изучаемые на уроке вопросы по огневой подготовке показаны очень наглядно и методически правильно, что с одной стороны ведет к повышению интереса учащихся к изучению теории огневой подготовки, а с другой стороны к лучшему усвоению этого непростого учебного материала.
Используя возникший у учащихся после просмотра видео материалов интерес, я организую обсуждение просмотренных видеофильмов, обращая внимание на наиболее важные на мой взгляд моменты, стремлюсь лучше закрепить в памяти учащихся просмотренный ими материал, а также распространить их интерес на последующие занятия, вовлечь их в занятия по стрелковому спорту.
В конце занятия я делаю небольшой показ литературы и видеокассет, которые использовал при подготовке к данному занятию. Это учебник А.Потапова «Искусство снайпера», Энциклопедия военного искусства «Снайперы», Пособие по СВД, журналы: «Спецназ», «Солдат удачи», «Мастер ружье», «Оружие». Тем, кто заинтересовался этой литературой, я даю возможность поработать с ней дома.
Таким образом на примере данного занятия видно, что преподавателем НВП был составлен и применен целый комплекс наглядных пособий, включающий в себя учебники, плакаты, таблицы, аппликации, фотоальбом, журналы, и особенно видеофильмы, что резко повысило интерес обучающихся к занятию, способствовало более глубокому усвоению ими учебного материала.
На видео-уроках по НВП с группами 1 курса по теме «Современная армия Казахстана», обучающиеся ознакомились с видео обзором по видам и родам Вооруженных Сил Республики Казахстан, посмотрели как живут и чем занимаются современные воины Казахстана.
6
Видео-уроки я применяю в основном по темам курса: Тактическая подготовка и Огневая подготовка, при изучении курса Гражданская оборона часто использую урок-суд, при изучении курса ВС РК на страже Родины урок-игру.
Вот как проводится урок-игра по теме: «Воинские звания и знаки различия». Взвод заранее делится на команды. На это занятие все приходят в армейских рубашках с погонами различных родов войск и в званиях от рядового до генерал-майора. Затем между командами проводятся конкурсы. Например, они должны построиться в одну шеренгу или в колонну по одному по воинским званиям, побеждает команда, быстрее всех построившаяся и не допустившая ошибок. Одна из команд сидит в аудитории, в которую заходят по одному обучающиеся другой команды. Сидящие младшие по званию должны встать и отдать воинское приветствие, старшие по званию остаются сидеть. Команды выстаиваются напротив друг друга и по очереди задают вопросы о воинских званиях и знаках различия, получая баллы за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая в результате всей игры наибольшее количество баллов. Такой урок в отличие от стандартного позволяет в несколько раз быстрее запомнить воинские звания и знаки различия ВС РК.
По теме «Ядерное оружие и его поражающие факторы» урок проводится в виде игры: «Что? Где? Когда?»
Вопросы команд в игре «Что? Где? Когда?»
Вопросы 1 команды (1 отделение)
1. Как назывался проект создания 1-ой ядерной бомбы?
2. Какова мощность ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму?
3. Сколько жителей Хиросимы погибло при ядерном взрыве и от вызванных им последствий?
4. Какие поражающие факторы ядерного взрыва вы знаете? Назовите их.
5. Почему целью ядерного удара выбрали Хиросиму?
Вопросы 2 команды(2 отделение)
1. Как называлась бомба, сброшенная на Нагасаки?
2. Сколько жителей Нагасаки погибло при ядерном взрыве?
3. Когда и где было взорван первый ядерный заряд?
4. Почему целью ядерного удара выбрали Нагасаки?
7
5.Назовите дату ядерной бомбардировки Хиросимы. Вопросы 3 команды (3 отделение)
1. Как назвали бомбу, сброшенную на Хиросиму?
2. Какие страны перед Второй мировой войной стояли на пороге создания ядерного оружия?
3. Назовите имя ученого, создавшего первую ядерную бомбу?
4. Кто и зачем отдал приказ о применении ядерного оружия против мирного населения?
5. Какова мощность взрыва бомбы, сброшенной на Нагасаки?
Несколько раз урок по этой теме проходил в виде суда над теми, кто отдал приказ на применение первой ядерной бомбы в Хирасиме. Обучающиеся распределяли роли: одни играли экипаж самолета, сбросившего ядерную бомбу, другие пострадавших от ядерного взрыва, адвокатов, судей, полицейских. В ходе суда необходимо было установить виновников разжигания ядерной войны и осудить их. Урок всегда проходил эмоционально, в конце урока читались стихи, сочиненные самими обучающимися про Хиросиму и запускались бумажные журавлики в память о погибших в Хиросиме, Нагасаки и на Семипалатинском ядерном полигоне.
По предмету ОБЖ видео-уроки проводились с обучающимися по теме «Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях» на которых они просмотрели специальные фильмы по выживанию в экстремальных условиях и обсудили, как нужно правильно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того обучающиеся посмотрели 12-ти серийный фильм «Тайга. Курс выживания», который им очень понравился и многому их научил. Школа выживания мастера рукопашного боя И.Кормушина, его советы, как противостоять бандитам, не раз обсуждались на уроках ОБЖ, и обучающие высказывали сожаление, что у нас в колледже нет секции самообороны.
Заключение
Из всего этого можно сделать вывод: нетрадиционные уроки по НВП и ОБЖ вызывают у обучающихся наибольший интерес к этим предметам, методика их проведения должна совершенствоваться год от года с накоплением опыта проведения таких уроков. Все это, в конечном счете, способствует увеличению эффективности занятий по НВП и ОБЖ.
Преподаватель НВП Пинигин Л.А.
Список литературы:
1.Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций. Приходько Н.Г. Алматы, 2006г. 366 с.
2.Большая энциклопедия выживания. Ильичев А.А. Москва, 2001г.1112 с.
3.Руководство по оказанию первой помощи. Крис Макнаб. Москва, 2002г.327 с.
4.С природой один на один: О выживании человека в экстремальных условиях. Москва, 1989г.348 с.
5.Спецназ: Курс индивидуальной подготовки. Уайзмэн Д. Москва, 2001г.304 с.
6.Самооборона в городе. Уайзмэн Дж. Москва, 2002г.224 с.
7.Техника выживания в экстремальных условиях. Стилвелл А.Москва, 2001г.352 с.
8.Учебник НВП. Аманжолов К.Р. Алматы, 2006г. -384 с.