«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности личности и была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Сегодня цель школьного образования на современном этапе: научить учиться.
Обучающийся должен уметь определять цель, выбирать источник информации, находить способы решения, организовывать свою деятельность, сотрудничать в коллективе, группе, оценивать результаты своей деятельности. Внедрение метода проектов в преподавание физической культуры способствует:
– повышению интереса к предмету у обучающихся;
– сотрудничеству с учителем и классом;
-стремлению находить ответы на вопросы;
– приобретению навыка анализа.
В проектной деятельности ставятся следующие цели и задачи:
· сформировать у обучающихся сознательное отношение к своему здоровью,
· развивать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом,
· развивать познавательный интерес к уроку физической культуры на основе проектной деятельности,
· развивать исследовательские умения обучающихся,
· воспитывать активность и самостоятельность.
В работе используем виды проектов: информационный( поисковый)- сбор и анализ информации; исследовательский- проведение исследования для ответа на проблемный познавательный вопрос; прикладной (практико-ориентированный)- разработки решения практической значимой задачи;
социальный- поиск путей решения проблем сообщества; творческий- поиск способа привлечения внимания сообщества к социальной проблеме.
Проектная работа всегда ориентирована на практику. Обучающиеся, реализуют тот или иной проект, не просто ищут нечто новое, они решают реальную, вставшую перед ними проблему. Разработка проекта — обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Проектный метод является общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Данный метод можно рассматривать как «способ взаимодействия педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектная деятельность – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изго-товление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.
Проектная работа предусматривает следующие этапы работы над исследо-вательским проектом:
1. Подготовительный: выбор темы(определение жанра проекта),определение цели, формулирование задач; формирование проектных групп, распределение в них обязанностей; выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.); утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы; установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап: определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций; организационно-консультационные занятия.
3. Трансляционно-оформительский этап: предзащита проекта (в классе); доработка проекта с учетом замечаний и предложений; подготовка к публичной защите проекта; определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы.
4. Заключительный этап: публичная защита проекта; подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Данную технологию, можно назвать одной из самых интересных и активно развивающихся среди включаемых в процесс обучения физической культуры.
Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.