Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Корельская Вероника Викторовна
Учебное заведение: МБУ ДО "ЛДДТ", г. Архангельск
Краткое описание работы: Цель: Создание условий для ознакомления и расширения знаний участников методического занятия об интерактивных и активных формах, методах обучения детей на занятиях в учебно-воспитательном процессе. Задачи: 1. Раскрыть основные понятия: интерактивные, активные и пассивные методы обучения. 2. Познакомить и углубить знания участников о современных интерактивных, активных формах, методов обучения. 3. Выяснить положительные аспекты применения интерактивных и активных форм и методов обучения. 4. Способствовать внедрению интерактивных и активных форм и методов обучения в учебно-воспитательный процесс.

Дата публикации: 2022-06-14 методическое занятие «Интерактивные и активные формы, методы обучения как эффективный способ повышения качества образования» Корельская Вероника Викторовна МБУ ДО "ЛДДТ", г. Архангельск Цель: Создание условий для ознакомления и расширения знаний участников методического занятия об интерактивных и активных формах, методах обучения детей на занятиях в учебно-воспитательном процессе. Задачи: 1. Раскрыть основные понятия: интерактивные, активные и пассивные методы обучения. 2. Познакомить и углубить знания участников о современных интерактивных, активных формах, методов обучения. 3. Выяснить положительные аспекты применения интерактивных и активных форм и методов обучения. 4. Способствовать внедрению интерактивных и активных форм и методов обучения в учебно-воспитательный процесс.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

методическое занятие «Интерактивные и активные формы, методы обучения как эффективный способ повышения качества образования»

Скачать работу

Скачать работу


Муниципальное бюджетное уучреждение

дополнительного образования городского округа

«Город Архангельск»

«Ломоносовский Дом детского творчества»

Методическое занятие

«Интерактивные и активные формы, методы обучения как эффективный способ повышения качества образования»

Разработала:

Корельская Вероника Викторовна,

методист МБУ ДО «ЛДДТ»

Архангельск

2022

Тема «Интерактивные и активные формы, методы обучения как эффективный способ повышения качества образования»

Цель: Создание условий для ознакомления и расширения знаний участников методического занятия об интерактивных и активных формах, методах обучения детей на занятиях в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Раскрыть основные понятия: интерактивные, активные и пассивные методы обучения.
  2. Познакомить и углубить знания участников о современных интерактивных, активных формах, методов обучения.
  3. Выяснить положительные аспекты применения интерактивных и активных форм и методов обучения.
  4. Способствовать внедрению интерактивных и активных форм и методов обучения в учебно-воспитательный процесс.

Инструменты и материалы: ватман, фломастеры

Оборудование: мультимедийная установка

Время проведения: 1 час

Слушатели: педагоги дополнительного образования, учителя

Методы проведения: объяснение, беседа, частично-поисковые, методы проблемного изложения материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Ход занятия

Мотивация на работу по теме занятия проводится методом «Кластер»: на листе формата А2 написана тема занятия «Интерактивные формы и методы обучения как эффективный способ повышения качества образования». Ведущий в ходе беседы выясняет, какие ассоциации возникают у участников занятия по данной теме (заполняется первый столбец «Мои знания по теме сейчас», см. Приложение 1).

Ведущий разъясняет участникам методического занятия понятия: пассивный, активный и интерактивный методы (слайд 3).

В педагогике различают несколько моделей обучения:

Пассивный метод  – это форма взаимодействия обучающихся и педагога, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.

Активный  метод  – это форма взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если в пассивном занятии основным действующим лицом и менеджером занятия был педагог, то здесь педагог и обучающиеся находятся на равных правах.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Практическое задание для участников занятия: составить схемы пассивного, активного и интерактивного взаимодействия (выдаются элементы схем, см Приложение 2), работа в группах. Затем участники отвечают, правильность ответа проверяется на слайде 4

Для изучения интерактивных форм и методов обучения, ведущий предлагает поиграть в игру Брейн-ринг с использованием ИКТ (слайды с 5 по 11). Все участники игры делятся на команды по 4-5 человек. Каждой команде выдаются карточки: с понятиями и определениями интерактивных форм и методов обучения (ролевая игра, «мозговой штурм», дискуссия «Аквариум», «кластеры», «кейс-метод», дискуссия, см Приложение 3). На слайде представлено 6 блоков (слайд 5), при открытии которых на экране появляется либо понятие, либо определение какой - нибудь формы или метода обучения. Командам необходимо с начало найти ту карточку, которая отражена на экране, а затем найти соответствующую ей недостающую карточку-элемент. Команда, которая подняла первой сигнальную карточку вверх имеет право ответить первой. Если же команда ответила неправильно, то право на ответ переходит команде-соперников. Затем ответы игроков дополняются более подробным объяснением ведущего игры.

Мозговой штурм - метод группового творческого мышления. Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Кейс-метод (разбор ситуаций)

Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Ролевые игры

Ролевая игра предполагает деятельность обучающихся в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.

В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность.

Этапы подготовки и проведения ролевой игры:

  1. Этап планирования требует от педагога определения цели ролевой игры, выбора формы её проведения, т.е. способа разыгрывания содержания ситуации и действий участников игры, подготовки её методического оснащении инструкций, карточек с описаниями ролевых характеристик, оборудования, необходимого для её проведения.
  2. Доигровой этап предполагает непосредственное взаимодействие преподавателя с участниками игры с целью их инструктирования, распределения ролей, подготовки пространства для разыгрывания.
  3. Собственно игровой этап представляет собой погружение в ситуацию и разыгрывание её участниками в соответствии с их трактовкой ролей и опытом игрового взаимодействия. Этот этап предполагает ротацию в форме поочередного проигрывания участниками одной и той же роли, повтора ситуации с разным составом участников, сменой ролей и т.п.
  4. Четвёртый этап включает в себя рефлексию полученного игроками опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, реализации намеченных целей, и подведение ведущим итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями и личностными позициями участников. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.

Метод «Аквариум»

Метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Преимущества метода

  • Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
  • Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
  • Стимулирует участников к практической работе.

Метод «Кластер»

Кластер позволяет обучающимся свободно размышлять над какой-либо темой, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представление об определенной теме, развивает память и пространственное мышление.

Кластер может применяться на  всех трёх  стадиях занятия для изучения  новой теме и закрепления, повторения и контроля. Его можно составлять, индивидуально, в группах или всем классом.

  •      На стадии вызова  в середине листа или доски пишется ключевое слово (тема) и вокруг записываются слова или словосочетания, которые приходят на ум в связи с данной темой, на этой  стадии  кластар стимулирует мысленную деятельность, восстанавливает в памяти словарный запас. Этот метод можно использовать также для повторения ранее изученной темы;
  •   На стадии осмысления  кластер помогает хорошо понять и усвоить содержание, способствует развитию умения выделять главную информацию, анализировать и запоминать её;
  •    На   стадии   размышления   кластер   используется   в   качестве   средства   для  закрепления темы и подведения итогов, для контроля и самоконтроля. 

Дискуссия

Критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

После игры ведущий проводит беседу с участниками о предполагаемых результатах использования интерактивных форм и методов обучения, затем дополненные и конкретизированные ведущим, ответы открываются на слайде 12:

•  Повышение эффективности занятий, интереса детей.

•  Формирование и развитие у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между собой и педагогом (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен).

•  Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них).

•  Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Затем ведущий объясняет, от каких принципов зависит эффективность всего процесса обучения (слайд 13):

зависит от реализации следующих принципов:

  • комплексного подхода к процессу обучения;
  • интерактивности;
  • дифференцированного подхода;
  • учета индивидуальных особенностей;
  • вариативности режима работы;
  • проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).

Практическое задание для участников занятия:

Заполнение таблицы «Использование интерактивных форм и методов на занятиях в учебно-воспитательном процессе». Участники выбирают темы из своих образовательных программ и продумывают использование интерактивных форм и методов (2-3 темы) (Приложение 4). Заполнение таблиц происходит по командам, затем каждая команда представляет заполненную ей таблицу, идёт обсуждение между всеми участниками методического занятия.

Рефлексия. Продолжение работы с методом «Кластер». Работа участников во втором столбце «Что нового я узнала в ходе занятия» и третьем столбце «О чем бы еще я хотел узнать по данной теме» (см. Приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

«Интерактивные формы и методы

обучения как эффективный способ

повышения качества образования»

Мои знания по теме сейчас

Что нового я узнала в ходе занятия

О чем бы еще я хотела узнать по данной теме

Приложение 2

Пассивный метод

Активный метод

Интерактивный метод

Приложение 3

Мозговой штурм

оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Кейс-метод (разбор ситуаций)

техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные)

Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

Ролевые игры

предполагает деятельность обучающихся в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.

Метод «Аквариум»

Метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Кластер

Позволяет обучающимся свободно размышлять над какой-либо темой, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представление об определенной теме, развивает память и пространственное мышление.

Он может применяться на  всех трёх  стадиях занятия для изучения  новой теме и закрепления, повторения и контроля. Его можно составлять, индивидуально, в группах или всем классом.

Дискуссия

Критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Приложение 4

Использование интерактивных форм и методов

на занятиях в учебно-воспитательном процессе

Тема занятия, урока

Используемый метод и форма

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое.

Post navigation

«Музыкальное восприятие и его роль в ансамблевом музицировании»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022