Методическое пособие “Дидактические куклы”
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №31 «Гусельки»
Методическое пособие
«Дидактические куклы»
Авторы:
Новоселова О.В., воспитатель
первой квалификационной категории
Хохрякова Е.В., воспитатель
Батманова В.Л., методист
г. Чайковский, 2019 г.
Пояснительная записка
Раннее детство – особый период в жизни ребёнка, ведущей потребностью которого является – познание окружающего мира и себя в нем.
Игра – универсальное средство воспитания детей раннего возраста. Исследованиями в данной области занимались многие отечественные педагоги и психологи. Теоретические вопросы становления игры и её психологические основы изучали Л.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев. Развитие игры детей раннего возраста исследовали С.Л. Новоселова, А.Н. Фролова и др.
Именно в игре, обращаясь с разнообразными предметами, дети познают мир, учатся строить отношения с другими людьми. Игры малышей отличаются тем, что ещё не содержат ярко выраженного сюжета: их привлекает возможность совершать с игрушкой определённые действия, они играют с чем-то, а не во что-то.
Методическое пособие «Дидактические куклы» помогает формировать у детей представления о временах года, их последовательности и особенностях, расширять представления о сезонной одежде, развивать тактильные ощущения. Пособие направлено на решение образовательных задач раннего возраста по всем направлениям:
- Познавательное развитие – формирование первичных представлений о себе, других людях; знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Рассматривая кукол, дети называют части тела, называют цвета одежды; сопоставляют её с временами года, выявляют основные признаки сезона.
- Речевое развитие – обогащение активного словаря. Деятельность детей в отношении куклы (одевание, раздевание) сопровождается речью. Они описывают внешний вид куклы, отвечают на вопросы, произносят новые слова (повторяя за воспитателем), заучивают короткие стихотворения.
- Социально-коммуникативное развитие – присвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения со взрослыми и сверстниками. Дети учатся относиться к кукле, как к живому человеку, выражают добрые чувства по отношению к ней, формируют умение понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно или тепло ей).
- Художественно-эстетическое развитие – формирование эстетического вкуса. Яркие куклы привлекают внимание детей, вызывают желание играть. Дети выражают своё отношение с помощью слов, жестов, мимики.
- Физическое развитие – дети одевают и раздевают кукол, расстегивают и застёгивают разные застёжки, тем самым развивают мелкую моторику.
Учитывая, что ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до трёх лет является предметно-игровая деятельность, педагоги используют методическое пособие «Дидактические куклы» для организации игр-занятий, в которых усвоение материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Описание методического пособия
Методическое пособие «Дидактические куклы» состоит из двух плоскостных кукол разного пола – мальчик и девочка, гардероба одежды и двух кубиков с предметами и комплектами одежды
У кукол подвижные части тела – голова, руки, ноги. Четыре комплекта одежды для каждой куклы – соответствуют временам года. В предметах одежды использованы разные виды застёжек: кнопки, пуговицы, молнии.
Пособие предназначено для ознакомления детей раннего возраста с приметами зимы, весны, лета, осени и выбора одежды для кукол в зависимости от конкретного времени года.
Зимний комплект одежды для девочки состоит тёплых болоньевых штанишек, флисовой шапочки, варежек, куртки из фетра с меховым воротником, карманами, застёжка – 3 кнопки и пуговица.
Зимний комплект одежды для мальчика состоит тёплых болоньевых штанишек, флисовой шапочки, варежек и куртки с меховым воротником – застёжка две большие пуговицы.
Демисезонные комплекты одежды (весна, осень) для девочки и мальчика состоят из болоньевого комбинезона с застёжкой на молнии и двух металлических копках, флисовой шапочки, шарфика и варежек.
Одежда для девочки в летний период состоит из двух комплектов: для жаркой и прохладной погоды . В первый комплект входит трикотажное платье с застёжкой на пуговице, носочки и фетровые туфельки. Во второй комплект – тёплые штанишки и кофточка из флиса.
Летний комплект одежды для мальчика также предназначен для жаркой и прохладной погоды. Первый комплект состоит из фетровой рубашки с карманом и застёжкой на двух пуговицах, носочков и туфелек. Второй – из тёплых флисовых штанишек и кофточки .
Дидактические куклы привлекательны и вызывают у детей высокий интерес. Игры – занятия с пособием можно проводить как со всей группой детей, так и индивидуально с каждым ребёнком. Кукла позволяет включить детей в процесс «оживления». При этом дети взаимодействуют в режиме диалога в системах «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок». В ходе использования данного пособия у детей появится ещё один «друг», о котором нужно заботиться: вовремя переодевать и разговаривать с ним (читать стихи для него и про него).
Варианты игр:
- «Выбери одежду по цвету»
Цель: формирование сенсорных эталонов.
Описание игры: воспитатель предлагает детям выбрать одежду красного, синего, зелёного цвета.
- «Одень Мишу, Машу»
Цель: формирование основ гендерного воспитания.
Описание игры: воспитатель предлагает детям выбрать одежду для мальчика, для девочки.
3.«Подбери комплект одежды по времени года»
Цель: формирование представлений о временах года.
Описание игры: воспитатель предлагает детям выбрать одежду по сезону: зима, весна, лето, осень.
4.«Такой же материал»
Цель: формирование сенсорных эталонов.
Описание игры: воспитатель показывает детям одежду из определённого материала (трикотаж, фетр, флис, мех), предлагает потрогать и выбрать одежду из такого же материала.
5.«Будь внимательным»
Цель: развитие быстроты реакции, сенсорных эталонов.
Описание игры: воспитатель показывает детям одежду с карманами и разной фурнитурой и предлагает детям найти одежду из с пуговицами, молнией, кнопками, карманами.
6. Игра с кубиком «Назови и найди предмет одежды»
Цель: развитие способности соотносить картинку с предметом.
Описание игры: воспитатель предлагает ребёнку бросить кубик с предметами одежды и найти предмет, в соответствии с выпавшей картинкой.
7.Игра с кубиком «Назови и найди комплект одежды»
Цель: развитие способности соотносить картинку с предметом.
Описание игры: воспитатель предлагает ребёнку бросить кубик с комплектами одежды, найти предметы одежды, в соответствии с выпавшей картинкой и одеть куколку.
Используемая литература:
- Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
- Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2009
- Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Электронный ресурс). http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf