Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Ведяшкина Наталья Михайловна
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр"Луч"
Краткое описание работы: В данной работе представлена методика и технология проведения  занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей

Дата публикации: 2018-03-06 Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов ДОД Ведяшкина Наталья Михайловна МБУ ДО "Центр"Луч" В данной работе представлена методика и технология проведения  занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 2, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов ДОД

Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития. Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. Содержание образования в ОУ ДОД обычно  определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными  программами  педагогов  дополнительного образования, разрабатываемых  педагогическими работниками  самостоятельно.  При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования  реализуют собственные  индивидуально – авторские, модифицированные, развивающие программы, а также программы  углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей  и другие, используя  основную форму организации образовательного процесса –   занятие.

Занятие в учреждении дополнительного образования  детей обладает целым рядом особенностей:

• менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участ­ников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятель­ности;

•  более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.

В данной работе представлена методика и технология проведения  занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей. Методическая разработка  может быть использована  в работе  педагогов дополнительного образования, учителями школ, занимающиеся внеурочной деятельностью, кружковой работой.

 

  1.       Методические  рекомендации  по проведению учебного занятия педагога  дополнительного  образования

       Занятие – основной элемент образова­тельного процесса в  МБУ ДО «Центр «Луч», но се­годня существенно меняется его форма организации. Глав­ное не сообщение информационных  знаний, а выявление опыта обучающихся, вклю­чение их в    сотрудничество, активный поиск необходимых  знаний. Занятия в учреждении  посещают дети  и подростки  в возрасте от 4 до 18 лет, развивая свой творческий потенциал. А педагоги   Центра «Луч», ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляют целостный   образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей  и подростков  в соответствии с их природными задатками, склонностями и  интересами).

          Занятие в  учреждении, прежде  всего, это то  время, которое проводят с детьми педагоги, организуя различную  образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компо­нент является приоритетным  в содержании образовательной деятельности,  и основное внимание педагогом   уделяется развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание,  осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр.).

    Каждое    учебное занятие  является запланированным и проводится  педагогом дополнительного образования  в соответствии с учебно – тематическим планом  реализуемой  образовательной программы.  Поэтому любое   занятие  представляет собой  цепочку одного связующего звена  образовательной программы, реализуемой в конкретном  детском творческом объединении.

 Творческое объединение «Юный художник»  МБУ ДО «Центр «Луч »работает по комплексной общеразвивающей  образовательной   программе   «Школа художественного творчества». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в ней рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека.       Каждое занятие в  данном объединении  имеет четкую  структуру, представляющую собой взаимосвязь  ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной   формы.

В своей деятельности педагоги  руководствуются    методикой подготовки  к  учебным занятиям, которая включает  в себя:

1. определение темы занятия;

2. продумывание общего хода занятия;

3. продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5. подбор методических материалов по теме занятия;

6. выполнение практической работы;

7.составление плана занятия (при необходимости).

 Рассмотрим Методические рекомендации  педагогу художественной   направленности МБУ ДО «Центр «Луч» по проведению  занятия на тему «Изменение цветового пространства в разное время суток»,  представленного в образовательной  программе в разделе «Пейзаж».

         При разработке занятия педагогу  рекомендовано  внимательно изучить учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовать  данный  раздел и тему раздела с содержанием программы.

 Педагогу, прежде всего,  следует  продумать специфическую особенность  занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определиться с  объемом  образовательного компонента учебного материала.

     Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогу следует обратить внимание по постановку  задач, направленных

на развитие реальных творческих способностей детей, нравственной и  эмоциональной  областей  личности ребёнка.

В данном занятии на развитие творческих способностей следует обратить  внимание  на  самостоятельную  индивидуальную работу обучающихся при создании пейзажа.  А нравственное и эмоциональное воздействие  на детей  необходимо отследить  в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.

        При разработке содержания   данного занятия  педагогу необходимо  обращать внимание на:

  • четкость в определении содержательных компонентов  занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
  • связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
  • единство воспитательной, развивающей, обучающей   целей занятия;
  • применение принципа ценностной ориентации;
  •  применение необходимых методов образования;
  • сочетание индивидуальной, групповой и  фронтальной работы  с обучающимися.

   Очень важно   при организации учебного  занятия педагогу  следует придерживаться технологической цепочки:

– организации работы обучающихся  на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемле­мом для них темпе;

– чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном  уровне теоретического  материала  по   данной теме  образовательной программы;

– установки  не на механическое  запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

– обязательный контроль или итоговая проверка,  осуществляемые  в контексте объяснения новой темы, после ее изу­чения и как итоговая проверка;

– реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии.

       На первоначальном этапе занятия педагогу необходимо  создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе –  проанализировать все выполненные детьми работы.

     По  теме занятия  «Изменение цветового пространства в разное время суток»,   педагогу  следует  подготовить  учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио – видеотеку и  дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения,  итоговые задания, тесты и др.  Педагогу  необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. А также  подготовить  индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определить  объем и формы самостоятельной работы с детьми.                 Педагогу необходимо обратить  внимание  на выбор методов обучения, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых

 для  решения учебно-воспитательных задач. Методы обучения на занятии должны соответствовать:

·        задачам занятия;

·        характеру и содержанию учебного материала;

·         уровню знаний, умений и навыков обучающихся;

·        материальному обеспечению занятия;

·        личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;

·         индивидуальным  особенностям,  возможностям и подготовленности обучающихся;

·         регламенту времени.

В течение всего занятия в работе  над темой  педагог  обязан  осуществлять  психолого – педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:

  • создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
  • гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с  индивидуально – психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
  • оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; и   в соответствии с мотивацией  к обучению.

Педагогу   не следует забывать  о соблюдении государственных санитарно- гигиенических  норм, временном режиме занятия  в данной  возрастной  категории  детей, о методике здоровье сбережения.

 Поскольку  в  запланированном  занятии   обучающимся   предъявляются  для  личностного осмысления и проживания,  следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора., то  педагогу  необходимо   продемонстрировать и  рассказать  о своих работах по теме проводимого  занятия.

Данное  занятие  разработано в системе личностно – ориентированного  образования и направлено на  инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу. Поэтому  педагогу  ещё раз  важно обратить внимание  на использование  форм организации работы на занятии:

·        педагог – детский коллектив

·        индивидуальная работа каждого обучающегося  ( изображение на плоскости по впечатлению или воображению).

       А также  на методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

Обоснованность выбора именно этих  методов  наилучшим образом  будут  способствовать  достижению поставленной цели, обеспечивать  развитие познавательной деятельности.    Выбор этих методов позволит педагогу  учитывать  возрастные  возможности обучащихся, поскольку  дети в  возрасте 8 – 9 лет  наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы.

 Педагогу также  важно соблюдать     демократический  стиль  общения с обучающимися.    Не следует  забывать технологию построения занятия,   подразделяющегося  на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:

·        организационный;

·        проверочный;

·        подготовительный;

·        основной;

·        контрольный;

·        рефлексивный;

·        итоговый;

 А каждый последующий этап отличается от другого  этапа  сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами.  

 

 

2.План-конспект занятия художественной  направленности по теме «Пейзаж»

 

 В качестве  практического материала  предлагается   план – конспект занятия педагога живописи МБУ ДО «Центр «Луч»  по  теме: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток» и анализ проведённого педагогом занятия.

                                                                                      

Тема занятия: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток».

Возрастная категория обучающихся 8 -9 лет.

Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).

Цели занятия:

1.    развивающая цель – развивать воображение, творческую фантазию;

2.    воспитательная – воспитывать эстетическое отношение к природе;

  1. обучающая – учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.

Методы проведения занятия: словесный: рассуждение, беседа; наглядный: демонстрация репродукций картин, презентации; практический: практическая работа красками; частично – поисковый: самостоятельная работа по подбору цвета

Материально- техническое оснащение:

·        презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом

·        работы педагога по данной теме

·        пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».

·        гуашь, акварель (по выбору),

·        кисти, палитра,

·        ватман  (формат  А- 4).

Зрительный ряд: И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,

А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,

 К. Фридрих «Утро в горах»,  Л.В.Пискунова «Вулканы в солнечных лучах»

Музыкальный ряд: К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».

Литературный ряд: стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева

Ход занятия по теме:

 « Изменение цветового пространства в течение суток».

1.    Организационный момент.  Приветствие. Проверка  готовности обучающихся к занятию (приложение1).

Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.

2.    Беседа. « Изменение цветового пространства в течение суток».

2.1   Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:

что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?

2.2  Вводное слово педагога. Побудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса.  Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа.  Педагог  акцентирует внимание детей  на особой атмосфере пленяющих нас картины природы: рассвете, различных оттенках летних цветов, тенистых долинах, вершинах гор, освещённых заходящим солнцем, туманом в лесу, неподвижной поверхности воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.

 2.3  Диалог – обсуждение  цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.

Звучит стихотворение А. Кондратьева (приложение1). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток. Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремится изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.

Рассматриваем картины художников.

Примерные вопросы к картинам:

·        По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?

·        Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?

·        Как изменяется цвета листвы, травы  в течение суток?

·        Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?

·        Какое время суток вам больше нравиться? Почему?

Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами. Какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и

 И. Никитина, воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток .

Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и  картинах.

  2.4 Просмотр презентации о природе родного края.

        После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.

         Примерные вопросы:

                   – Видели ли вы подобные пейзажи?

                   – В чем их красота?

                   – Кому какое время суток больше нравиться? Почему?

                – Как надо относиться к родной природе?

     -Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению?   Каким образом?

 2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж (утренний, вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение.  2.6.  Подводим итог беседы.

        Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

        Вывод: Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.

        Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).

        Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)

        День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета  немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по  пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко. 

        Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого  цвета до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)

2.7 Обобщение. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации

3.    Физкультпауза (приложение1).

4. Практическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа (утреннего, вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.

Этапы работы:    

      1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно  будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.

     2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).

      3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток.  Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».

     4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба  или элементов ландшафта.

     5. Изображение других элементов пейзажа  с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.

     5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.

Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.  

В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.

      6. Анализ эффективности занятия. Используются  методы: самоконтроля, устный контроль (вопросы), письменный контроль

( опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявления  тех сторон методики и организации своей работы на занятии, которые приведут обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.

Вопросы для детей:

·        Что узнали нового на занятии?

·        Что понравилось, что  нет?

·        Что хотелось бы сделать по – другому?

·        Был ли воспитательный эффект на занятии?

Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (приложение1)

 

Критерии оценки детских работ:

·        детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;

·        детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.

·        в детском рисунке должна  чувствоваться родственная причастность к природе.

 

2.1 Анализ проведённого педагогом занятия по теме «Пейзаж»

                                                                                      

 На  данном занятии присутствовали следующие этапы:

Организационный  этап.

Задачей  организационного  этапа были:   постановка целей,  сообщение темы и плана занятия,  первоначальную проверка  имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме, создание  мажорного психологического настроя обучающихся на познавательную  деятельность, применение  приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.

Содержание этапа:  проверка усвоения знаний предыдущего этапа. На занятии повторялись изученные термины по теме «Пейзаж».

Подготовительный  этап ( подготовка к новому содержанию).

 Сообщение педагогом  темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный  кроссворд и др.)  На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.

Основной этап

Усвоение новых знаний и  способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах,  разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео – материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.

Итоговый.

 Педагог   проанализировал образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания.  На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке.

Рефлексивный этап

Педагог оценивал работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы. На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.

Распределение времени на занятии:

1 этап – 2 минуты

2 этап – 2 минуты

3 этап- 15 минут

4 этап – 20 минут

5 этап – 2 минуты

6 этап- 2 минуты

7 этап – 2 минуты

Всего занятие -45 минут

  

Выводы

      

    Проанализировав  посещённое занятие, можно сделать вывод, что методические рекомендации  на подготовительном этапе  педагогом были учтены.  Цели занятия и запланированный объём  занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и  подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира.

    В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).

Характер общения обучающихся  и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным.  Доказательством  всему  этому  стали  интересные детские работы,   творческие пейзажи.  Творчество детей и творчество  педагога  – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.

Представленное в данной работе занятие  – один из пунктов этого увлекательного путешествия.

Список литературы

          1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования    

         детей. –  Ростов – н-Д, изд- во « Учитель».

2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.

 

3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г

 

Приложение №1

 

 

Приложение.  Стихотворение  А. Кондратьева

Весенний лес хранит в секрете

 Что он увидел на рассвете,

КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ

В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.

День работал целый день –

Переделал много дел:

И жалел под вечер,

Что заняться нечем.

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

 Присело солнце за притихший лес…

День погрустил немного и исчез.

Звезд полно на небе – и в небе, и в воде

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли.

Приложение . Приветствие

Проверь, дружок,

Ты готов  начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приложение.   Физкультпауза.

Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),

На ветках яблоки висят (круг руками),

Качает ветер ветки (взмах руками).

Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)

Весёлые, как лето….

Закаты на одном боку (наклон туловища влево),

А на другом –  рассветы (наклон туловища вправо)

Приложение .

 Опросный лист.

1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?

Баллы-           0   1   2   3   4   5

2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия?

Баллы-           0   1   2   3   4   5 


Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое Дополнительное образование, Методические рекомендации.

Post navigation

“В гостях у Мойдодыра”
Презентация к уроку английского языка на тему Vocabulary. collocations, word-building, phrasal verds
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022