Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития. Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. Содержание образования в ОУ ДОД обычно определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования, разрабатываемых педагогическими работниками самостоятельно. При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально – авторские, модифицированные, развивающие программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и другие, используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает целым рядом особенностей:
• менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности;
• более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.
В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей. Методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования, учителями школ, занимающиеся внеурочной деятельностью, кружковой работой.
1. Методические рекомендации по проведению учебного занятия педагога дополнительного образования
Занятие – основной элемент образовательного процесса в МБУ ДО «Центр «Луч», но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение информационных знаний, а выявление опыта обучающихся, включение их в сотрудничество, активный поиск необходимых знаний. Занятия в учреждении посещают дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет, развивая свой творческий потенциал. А педагоги Центра «Луч», ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами).
Занятие в учреждении, прежде всего, это то время, которое проводят с детьми педагоги, организуя различную образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компонент является приоритетным в содержании образовательной деятельности, и основное внимание педагогом уделяется развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание, осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр.).
Каждое учебное занятие является запланированным и проводится педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно – тематическим планом реализуемой образовательной программы. Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.
Творческое объединение «Юный художник» МБУ ДО «Центр «Луч »работает по комплексной общеразвивающей образовательной программе «Школа художественного творчества». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в ней рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека. Каждое занятие в данном объединении имеет четкую структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной формы.
В своей деятельности педагоги руководствуются методикой подготовки к учебным занятиям, которая включает в себя:
1. определение темы занятия;
2. продумывание общего хода занятия;
3. продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5. подбор методических материалов по теме занятия;
6. выполнение практической работы;
7.составление плана занятия (при необходимости).
Рассмотрим Методические рекомендации педагогу художественной направленности МБУ ДО «Центр «Луч» по проведению занятия на тему «Изменение цветового пространства в разное время суток», представленного в образовательной программе в разделе «Пейзаж».
При разработке занятия педагогу рекомендовано внимательно изучить учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовать данный раздел и тему раздела с содержанием программы.
Педагогу, прежде всего, следует продумать специфическую особенность занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определиться с объемом образовательного компонента учебного материала.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.
Педагогу следует обратить внимание по постановку задач, направленных
на развитие реальных творческих способностей детей, нравственной и эмоциональной областей личности ребёнка.
В данном занятии на развитие творческих способностей следует обратить внимание на самостоятельную индивидуальную работу обучающихся при создании пейзажа. А нравственное и эмоциональное воздействие на детей необходимо отследить в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.
При разработке содержания данного занятия педагогу необходимо обращать внимание на:
- четкость в определении содержательных компонентов занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
- связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
- единство воспитательной, развивающей, обучающей целей занятия;
- применение принципа ценностной ориентации;
- применение необходимых методов образования;
- сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися.
Очень важно при организации учебного занятия педагогу следует придерживаться технологической цепочки:
– организации работы обучающихся на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом для них темпе;
– чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном уровне теоретического материала по данной теме образовательной программы;
– установки не на механическое запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
– обязательный контроль или итоговая проверка, осуществляемые в контексте объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;
– реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии.
На первоначальном этапе занятия педагогу необходимо создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – проанализировать все выполненные детьми работы.
По теме занятия «Изменение цветового пространства в разное время суток», педагогу следует подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио – видеотеку и дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, итоговые задания, тесты и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. А также подготовить индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определить объем и формы самостоятельной работы с детьми. Педагогу необходимо обратить внимание на выбор методов обучения, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых
для решения учебно-воспитательных задач. Методы обучения на занятии должны соответствовать:
· задачам занятия;
· характеру и содержанию учебного материала;
· уровню знаний, умений и навыков обучающихся;
· материальному обеспечению занятия;
· личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;
· индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;
· регламенту времени.
В течение всего занятия в работе над темой педагог обязан осуществлять психолого – педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:
- создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
- гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с индивидуально – психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
- оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; и в соответствии с мотивацией к обучению.
Педагогу не следует забывать о соблюдении государственных санитарно- гигиенических норм, временном режиме занятия в данной возрастной категории детей, о методике здоровье сбережения.
Поскольку в запланированном занятии обучающимся предъявляются для личностного осмысления и проживания, следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора., то педагогу необходимо продемонстрировать и рассказать о своих работах по теме проводимого занятия.
Данное занятие разработано в системе личностно – ориентированного образования и направлено на инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу. Поэтому педагогу ещё раз важно обратить внимание на использование форм организации работы на занятии:
· педагог – детский коллектив
· индивидуальная работа каждого обучающегося ( изображение на плоскости по впечатлению или воображению).
А также на методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
Обоснованность выбора именно этих методов наилучшим образом будут способствовать достижению поставленной цели, обеспечивать развитие познавательной деятельности. Выбор этих методов позволит педагогу учитывать возрастные возможности обучащихся, поскольку дети в возрасте 8 – 9 лет наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы.
Педагогу также важно соблюдать демократический стиль общения с обучающимися. Не следует забывать технологию построения занятия, подразделяющегося на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:
· организационный;
· проверочный;
· подготовительный;
· основной;
· контрольный;
· рефлексивный;
· итоговый;
А каждый последующий этап отличается от другого этапа сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами.
2.План-конспект занятия художественной направленности по теме «Пейзаж»
В качестве практического материала предлагается план – конспект занятия педагога живописи МБУ ДО «Центр «Луч» по теме: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток» и анализ проведённого педагогом занятия.
Тема занятия: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток».
Возрастная категория обучающихся 8 -9 лет.
Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).
Цели занятия:
1. развивающая цель – развивать воображение, творческую фантазию;
2. воспитательная – воспитывать эстетическое отношение к природе;
- обучающая – учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.
Методы проведения занятия: словесный: рассуждение, беседа; наглядный: демонстрация репродукций картин, презентации; практический: практическая работа красками; частично – поисковый: самостоятельная работа по подбору цвета
Материально- техническое оснащение:
· презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом
· работы педагога по данной теме
· пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».
· гуашь, акварель (по выбору),
· кисти, палитра,
· ватман (формат А- 4).
Зрительный ряд: И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,
А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,
К. Фридрих «Утро в горах», Л.В.Пискунова «Вулканы в солнечных лучах»
Музыкальный ряд: К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».
Литературный ряд: стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева
Ход занятия по теме:
« Изменение цветового пространства в течение суток».
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию (приложение1).
Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.
2. Беседа. « Изменение цветового пространства в течение суток».
2.1 Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:
что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?
2.2 Вводное слово педагога. Побудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса. Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа. Педагог акцентирует внимание детей на особой атмосфере пленяющих нас картины природы: рассвете, различных оттенках летних цветов, тенистых долинах, вершинах гор, освещённых заходящим солнцем, туманом в лесу, неподвижной поверхности воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.
2.3 Диалог – обсуждение цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.
Звучит стихотворение А. Кондратьева (приложение1). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток. Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремится изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.
Рассматриваем картины художников.
Примерные вопросы к картинам:
· По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?
· Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?
· Как изменяется цвета листвы, травы в течение суток?
· Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?
· Какое время суток вам больше нравиться? Почему?
Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами. Какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и
И. Никитина, воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток .
Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и картинах.
2.4 Просмотр презентации о природе родного края.
После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.
Примерные вопросы:
– Видели ли вы подобные пейзажи?
– В чем их красота?
– Кому какое время суток больше нравиться? Почему?
– Как надо относиться к родной природе?
-Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению? Каким образом?
2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж (утренний, вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение. 2.6. Подводим итог беседы.
Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
Вывод: Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.
Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).
Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)
День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко.
Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого цвета до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)
2.7 Обобщение. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации
3. Физкультпауза (приложение1).
4. Практическая работа.
Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа (утреннего, вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.
Этапы работы:
1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.
2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).
3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток. Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».
4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба или элементов ландшафта.
5. Изображение других элементов пейзажа с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.
5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.
Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.
В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.
6. Анализ эффективности занятия. Используются методы: самоконтроля, устный контроль (вопросы), письменный контроль
( опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявления тех сторон методики и организации своей работы на занятии, которые приведут обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.
Вопросы для детей:
· Что узнали нового на занятии?
· Что понравилось, что нет?
· Что хотелось бы сделать по – другому?
· Был ли воспитательный эффект на занятии?
Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (приложение1)
Критерии оценки детских работ:
· детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;
· детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.
· в детском рисунке должна чувствоваться родственная причастность к природе.
2.1 Анализ проведённого педагогом занятия по теме «Пейзаж»
На данном занятии присутствовали следующие этапы:
Организационный этап.
Задачей организационного этапа были: постановка целей, сообщение темы и плана занятия, первоначальную проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме, создание мажорного психологического настроя обучающихся на познавательную деятельность, применение приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.
Содержание этапа: проверка усвоения знаний предыдущего этапа. На занятии повторялись изученные термины по теме «Пейзаж».
Подготовительный этап ( подготовка к новому содержанию).
Сообщение педагогом темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный кроссворд и др.) На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.
Основной этап
Усвоение новых знаний и способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах, разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео – материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.
Итоговый.
Педагог проанализировал образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания. На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке.
Рефлексивный этап
Педагог оценивал работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы. На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.
Распределение времени на занятии:
1 этап – 2 минуты
2 этап – 2 минуты
3 этап- 15 минут
4 этап – 20 минут
5 этап – 2 минуты
6 этап- 2 минуты
7 этап – 2 минуты
Всего занятие -45 минут
Выводы
Проанализировав посещённое занятие, можно сделать вывод, что методические рекомендации на подготовительном этапе педагогом были учтены. Цели занятия и запланированный объём занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира.
В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).
Характер общения обучающихся и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным. Доказательством всему этому стали интересные детские работы, творческие пейзажи. Творчество детей и творчество педагога – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.
Представленное в данной работе занятие – один из пунктов этого увлекательного путешествия.
Список литературы
1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования
детей. – Ростов – н-Д, изд- во « Учитель».
2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.
3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г
Приложение №1
Приложение. Стихотворение А. Кондратьева
Весенний лес хранит в секрете
Что он увидел на рассвете,
КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ
В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.
День работал целый день –
Переделал много дел:
И жалел под вечер,
Что заняться нечем.
Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес…
День погрустил немного и исчез.
Звезд полно на небе – и в небе, и в воде
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.
Приложение . Приветствие
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Приложение. Физкультпауза.
Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),
На ветках яблоки висят (круг руками),
Качает ветер ветки (взмах руками).
Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)
Весёлые, как лето….
Закаты на одном боку (наклон туловища влево),
А на другом – рассветы (наклон туловища вправо)
Приложение .
Опросный лист.
1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?
Баллы- 0 1 2 3 4 5
2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия?
Баллы- 0 1 2 3 4 5