Методические рекомендации для воспитателей к использованию планов совместной и самостоятельной деятельности по формированию сенсорного опыта младших дошкольников
Методические рекомендации для воспитателей к использованию планов совместной и самостоятельной деятельности по формированию сенсорного опыта младших дошкольников.
При составлении плана совместной и самостоятельной деятельности руководствовалась требованиями примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, методиками Т.М.Ляминой, Р.А.Курбатовой, Е. А. Янушко и А.Г.Рузской. Данное планирование составлено по возрастным группам: 1 младшая (2-3 лет),
2 младшая (3 - 4лет) и содержит задачи и формы работы.
Работая с детьми необходимо решать следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую моторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
В работе с детьми необходимо придерживаться принципов: свободы выбора,
индивидуального обучения, предметности в обучении, принципа сообщения детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности и принципа формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах предметов.
В плане представлены различные типы заданий и совместных занятий с дошкольниками. Предлагаемые детям задания последовательно усложняются, что обеспечивает доступность обучения. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом. Работа с детьми способствует развитию сенсорных, интеллектуальных и психических качеств личности, помогает реализовать познавательные интересы и способности детей.
Планирование самостоятельной деятельности в 1 младшей группе.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с мячом, с дидактическими и сенсорными игрушками, игры с двигательными игрушками. | Игры с каталками, игры с мелким и крупным строительным материалом. Развивающие и дидактические игры по сенсорному развитию. | Игры с колясками, игры с конструктором типа «Лего», игры с сюжетными игрушками. Рассматривание картинок, иллюстраций | Игры с сенсорным материалом, игры с двигательными игрушками, с крупным и мелким строительным материалом | Рассматривание картинок, иллюстраций. Развивающие и дидактические игры по сенсорному развитию. |
Планирование совместной деятельности в 1 младшей группе
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи. Обучение детей игровым сенсорным действиям. Чтение потешек и стихотворений | Рассматривание предметных картинок, игры с дидактическим материалом. Игры на развитие музыкального и слухового восприятия. | Игры со строительным материалом, Чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Игры на развитие движений. | Пальчиковые, развивающие, настольные и сенсорные игры. Рассматривание сюжетных картинок | Активизация словаря. Дидактические игры по сенсорному развитию, игры на звукоподражание. |
Планирование самостоятельной деятельности во 2 младшей группе
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1.Побуждать к составлению рассказов из личного опыта и ближайшего окружения. 2.Использовать игры познавательного цикла. | 1.Побуждать к рассказыванию коротких сказок. 2.Использовать фигурки настольного театра при разыгрывании отрывков знакомых сказок. | 1.Использовать развивающие и стимулирующие, настольно – печатные и словесные игры. 2.Побуждать к играм - инсценировкам на знакомом материале. | 1.Активизировать желание детей играть в сюжетные игры. 2.Использовать игры познавательного цикла | 1.Использовать фигурки настольного театра при разыгрывании знакомых сказок. 2.Использовать развивающие и стимулирующие, настольно – печатные и словесные игры. |
Планирование совместной деятельности во 2 младшей группе
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры на развитие мелкой моторики Цель: развивать соотношение движения рук, знакомить с предметами разной величины, развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и кисти. | Игры на развитие пространственного восприятия Цель: развитие пространственного воображения, формирование целостного образа предметов, упражнять в умении правильно располагать в пространстве геометрические фигуры, предметы определенного цвета. | Игры на развитие моторно - слухового восприятия Цель: способствовать развитию зрительной, слуховой, моторной памяти, воспитывать умение выполнять словесные задания, способствовать развитию ориентации в пространстве. | Игры на развитие зрительно - моторного восприятия Цель: способствовать развитию зрительной и моторной функцией, учить детей видеть зрительные задачи, учить детей выполнять задания по схемам, образцам. | Игры на формирование межсенсорного восприятия Цель: научить детей различать геометрические фигуры по форме, величине, цвету. Активизация словаря. |