Ход занятия:
- Организационный момент – 5 мин.
Педагог: Здравствуйте ребята! «Огонь – тепло и свет, огонь – жизнь». С давних времен огонь, верно, служил человеку: согревал его, отпугивал от диких животных. Как появился огонь? Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил дождь отнимающий огонь! Давайте, послушаем сказку про вечных врагов огонь и воду.
Сказка «Хитрый огонь и вода».
Жил да был Огонь – неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую – нибудь проделку – сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает прочие проказы.
И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь, ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не прикрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном из домов, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка испугалась его, отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой. Вода расплескалась и затушила пламя.
Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел – люди прикрыли свой очаг заслонкой.
Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения – на праздниках, которые проходят ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали танцевать вокруг него. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад- радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул, даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.
После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.
- Практическая часть – 20 мин.
Педагог: Огонь часто выходит из повиновения. Его мы называем пожаром. Это слово никого не оставляет равнодушным. Огонь пожара беспощаден, он не оставляет на своем пути ничего: все превращает в пепел. Все вы, конечно, думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Чтобы наше жилище было удобным, люди снабдили его множеством различных приспособлений и механизмов. Назовите их. (Ответы учащихся). Сегодня мы поговорим с вами об этих приборах и правилах пользования ими.
Загадки:
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (пылесос)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море! (утюг)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
Четыре синих солнца
У бабушке на кухне.
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (газовая плита)
Педагог: Ребята, а вы, знаете, как правильно пользоваться электроприборами? Помните электричество – это опасность! Нельзя трогать провода и электрические приборы мокрыми руками!
- Если от электроприборов запахло горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки!
- Если задымился провод или проскочила искра, немедленно скажи взрослым!
- Будь внимателен, не засовывай никакие посторонние предметы в электрическую розетку!
- Уходя из дома, не забывай выключить все электроприборы. Напомни об этом взрослым.
Если в доме дыма много,
Если кажется, горим,
Вызывай скорей подмогу,
Позвони по «01»!
Педагог: Ребята, «01», что это за телефон? (Ответы учащихся). Правильно, это пожарная служба. Пожарный – опасная и героическая профессия. Спасая других, пожарные смело идут в огонь и нередко погибают сами. Есть специальная медаль “За отвагу на пожаре”. Быть может, кто-то из вас тоже изберет эту мужественную профессию. А пока мы только поиграем в пожарных. Итак, я предлагаю пожарным занять свои места. Давайте разделимся на две команды. (Учащиеся выстраиваются в две команды).
Педагог: На пульт управления поступил тревожный сигнал. (Звучит сигнал пожарной машины в записи).
Конкурсы:
1. «Кто быстрее оденется» (Учащиеся по очереди надевают каску, перчатки пробегают через кегли).
2. «Чей экипаж быстрее доберется до пожара» (Учащиеся по очереди наматывают на веревку игрушечную машинку).
3. «Раньше и теперь» (Педагог кратко сообщает учащимся, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара, а учащиеся рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня).
1. Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше
Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.
Как поступают сегодня
Звонят по телефону 01.
- Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше
На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.
Как поступают сегодня
На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.
- Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше
Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки – брезентовые рукавицы.
Как поступают сегодня
Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.
- Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше
Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.
Как поступают сегодня
Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
- Подведение итогов занятия – 5 мин.
Педагог: На этом наше занятие заканчивается. Очень хочется надеяться, дети, что вы запомнили правила пожарной безопасности. Не растеряетесь при пожароопасной ситуации, сможете применить полученные знания.
Итог занятия. Подведение итогов. Награждение победителей.
Список литературы
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность». Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство – Пресс, 2008.
2. Аралина Н.А. «Ознакомление школьников с правилами пожарной безопасности». М.: Вако, 2003,2007.
3.Давыдова М.А. « Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет»: М.: Вако, 2007.
4.Максимчук Л.В. « Что должны знать школьники о пожарной безопасности». М.: Центр педагогического образования, 2008.
5.Пидручная С.А. «Огонь-наш друг, огонь-наш враг!» Дошкольное воспитание,5, с.47,2006
6.Пикулева Н.А. « Пожарная безопасность». Дошкольное воспитание, 4, с.114, 2007.