Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Музыка

Автор: Семенченко Елена Александровна
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ п. Гигант
Краткое описание работы: Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе  развития художественно-творческого потенциала  ребенка. Главное в работе с учеником – направленность на размышление о характере,  настроении исполняемой музыки, поиск образов, адекватных найденному настроению произведения. И роль педагога-пианиста – в создании художественно-творческой, интеллектуальной атмосферы занятия, в приглашении ученика к творческому диалогу, в  создании атмосферы понимания языка музыки.

Дата публикации: 2018-02-08 Методическая разработка “Работа над художественным образом в музыкальных произведениях” Семенченко Елена Александровна МБУ ДО ДШИ п. Гигант Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе  развития художественно-творческого потенциала  ребенка. Главное в работе с учеником – направленность на размышление о характере,  настроении исполняемой музыки, поиск образов, адекватных найденному настроению произведения. И роль педагога-пианиста – в создании художественно-творческой, интеллектуальной атмосферы занятия, в приглашении ученика к творческому диалогу, в  создании атмосферы понимания языка музыки.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Методическая разработка “Работа над художественным образом в музыкальных произведениях”

Скачать работу


Методическая разработка

открытого урока преподавателя Семенченко Е.А.

по предмету фортепиано

с ученицей 4 класса Сенченко Ариной и

ученицей 5 курса Аббосовой Динарой

«Работа над художественным образом

начинается с первых же шагов изучения

музыки и музыкального инструмента»

Г. Нейгауз

Место проведения: класс фортепиано

Дата проведения:

Тема урока: «Работа над художественным образом в музыкальных произведениях кантиленного характера»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации изученного.

Вид урока: смешанный (беседа и практическая работа).

Цели урока:

  1. Совершенствование приёмов передачи образного содержания в пьесах «Андантино» А. Хачатуряна и «Баркарола» С. Майкапара.
  2. Раскрыть художественный образ различными музыкальными средствами.
  3. Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через музыкально-педагогический репертуар.

Технические средства обучения: фортепиано, ноутбук, камера.

Задачи:

Методические:

- Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;

Воспитательные:

- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством;

- развитие эмоционально-чувственной сферы;

- воспитание и развитие личностных качеств учеников;

- формирование музыкального вкуса;

- воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения.

Обучающие:

- освоение образной структуры музыкального произведения;

- развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства;

- формирование умения выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

- работа над достижением уровня образной завершенности интерпретации.

- закрепить навык грамотной педализации.

Предполагаемый результат:

Всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся, формирование духовно-нравственных основ в процессе музыкальной деятельности. 

  1. Начало урока.

1.Организационный этап

а) Приветствие;

б) Сообщение цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

а) Введение. Теоретическая часть;

б) Работа над пьесой А. Хачатуряна «Андантино»;

в) Работа над пьесой С. Майкапара «Баркарола».

III. Заключительный этап.

а) Вывод, оценка занятия;

б) Домашнее задание;

в) Конец урока.

Основная часть урока.

Теоретическая часть.

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе  развития художественно-творческого потенциала  ребенка. Главное в работе с учеником – направленность на размышление о характере,  настроении исполняемой музыки, поиск образов, адекватных найденному настроению произведения. И роль педагога-пианиста – в создании художественно-творческой, интеллектуальной атмосферы занятия, в приглашении ученика к творческому диалогу, в  создании атмосферы понимания языка музыки.

Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Если ребёнок  может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию,  надо пробовать добиваться, чтобы первое исполнение было выразительно, чтобы  характер исполнения точно соответствовал настроению  («содержанию») данной мелодии. И здесь очень важно стремиться, чтобы ученик, сыграл грустную мелодию печально, бодрую – радостно, торжественную – торжественно и т.д. Для этого  мы должны «зажечь» в ребёнке интерес к музыке, соединить музыку с его жизнью и играми. И, начиная занятия с маленькими детьми, постараемся не отпугнуть ученика чем-то слишком серьёзным, скучным.

Итак, что же способствует развитию образного мышления ребенка?  На мой взгляд, это и музыкальный материал – яркий и разнообразный, близкий детям по музыкальным образам и настроениям;  и  живописная иллюстрация или рисунок, соответствующий характеру исполняемой  пьесы; текст песенок-подтекстовок, желательно сочинённый самими детьми. Всё это помогает созданию собственного  музыкального образа и, позднее, нахождению нужного движения рук, нужной  звуковой палитры. Увлекаясь этой творческой работой, педагог «заряжает» ученика своим темпераментом,  заинтересованностью, «полетом идей», пробудив в нём ответные струны. Так создаются условия для развития ярких музыкальных впечатлений, для успешной работы над художественным образом.

Педагоги-пианисты обычно делят работу над произведением на несколько стадий, и каждая подразумевает свою ведущую задачу.  При этом неизбежно, что-то остаётся на втором плане. Размышление над раскрытием художественного содержания произведения должно присутствовать во всех стадиях – от первого знакомства с сочинением до завершения работы над ним.

На данном уроке будет показана работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях кантиленного характера. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.

Учитель: Девочки, сегодня на уроке мы с вами поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?

Ученицы: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению. Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.

Учитель: Правильно, и работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.

Хорошо, сегодня на уроке мы на примере ваших произведений проследим становление, выражение музыкального образа.

Практическая часть.

(В процессе работы над пьесой используем показ слайдов)

Учитель: Начнем мы с пьесы Арама Хачатуряна «Андантино». Я приглашаю к инструменту ученицу 4 класса Сенченко Арину.

Перед работой над пьесой я расскажу немного об этом замечательном композиторе. Арам Хачатурян армянский и советский композитор, педагог (1903-1978). Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Трудно назвать человека, который обладал бы таким непререкаемым международным авторитетом, как Арам Ильич Хачатурян. Его искусство в одинаковой степени принадлежит Армении и России. Он завоевал сердца людей не только творчеством, но и огромными своими человеческими качествами — обаянием, добротой, отзывчивостью.

А.Хачатуряном написано огромное количество произведений для оркестра, концертов, музыки к театральным постановкам, сочинений для фортепиано. А также им написано 3 великолепных балета: «Счастье», «Гаянэ» и «Спартак».

С молодых лет он в звучавшей вокруг него музыке выделял фольклорные основы. Впоследствии эта любовь прослеживалась во всем его творчестве. Достаточно послушать его какую-либо фортепианную пьесу, музыку к балетам «Гаянэ» и знаменитому «Спартаку», и везде можно уловить празднично - танцевальные и лирические настроения и образы, характерные для того или иного народа, на основе фольклора которого и было создано произведение.

Вот и наша пьеса «Андантино» содержит в себе настроения, интонации армянского фольклора.

Учитель: С самого начала работы над произведением и в дальнейшем я стараюсь развивать и совершенствовать не только технологические навыки владения инструментом своих учеников. Важно интенсивно «погружать» ученика в исполняемую музыку, «заражать» ею. Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения первых мелодий в начале обучения я добиваюсь от ребёнка, чтобы он их играл выразительно, с пониманием характера.

Работу над художественным образом мы начинаем со знакомства с пьесой. Я стараюсь выбирать произведения с интересным образным содержанием, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика, его эмоциональное состояние будет положительно влиять на его прилежание, способствовать более целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно прозвучало ярко, осмысленно, выразительно. Мы уже послушали небольшой рассказ об авторе пьесы, его творчестве. Прежде чем начать работу над произведением, я сама исполняю её, мы говорим о характере пьесы, её содержании.

-Арина, давай сейчас исполним пьесу целиком, а после поговорим о её содержании.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо, ну давай поговорим о пьесе. «Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Воображению учащегося предоставлен простор в определении содержания пьесы. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка. Какую картинку мы с тобой придумали?

Ученица: Мы представили красивый горный пейзаж, осень, на берегу реки стоит молодая девушка. Звучит печальная песня, напоминающая интонации армянской музыки, как воспоминание о весне, о прошедшем счастье.

Учитель: А как выглядит девушка на твой взгляд? Какая у нее внешность, голос? Ведь это она поет свою грустную песню?

Ученица: Девушка молодая, красивая, у нее длинные, распущенные по плечам волосы и нежный голос.

Учитель: Так, хорошо. Какая мелодия по характеру?

Ученица: Мелодия грустная, неторопливая.

Учитель: В какой тональности?

Ученица: В до миноре.

Учитель: Правильно. А сколько частей в пьесе?

Ученица: Пьеса написана в двухчастной форме.

Учитель: Верно. Давай еще раз обратимся к началу пьесы. В какой руке звучит мелодия?

Ученица: В правой мелодия, а в левой аккомпанемент.

Учитель: Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Надо поработать над их ровностью и мягкостью .Здесь важно, чтобы ни одна нота не выскакивала, пальчики должны быть очень собранными, кисть свободная, гибкая, подвижная. Рука при снятии работает «от плеча», она не должна быть застывшей, она как будто «дышит». Давай поработаем отдельно над левой рукой.

Низкая вторая ступень, использование квинт в аккомпанементе придаёт музыке восточный колорит.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо. А теперь поработаем над мелодией. Одна из важнейших задач для нас - научиться «петь» на фортепиано, «петь» искренне и задушевно, глубоко передавая смысл произведения. Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. В пьесе «Андантино» необходимо добиться хорошего легато, выразительности, глубины звучания красивой мелодии, похожей на человеческое пение.

Арина, нужно постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, научиться погружать руку в клавиши весом «от плеча», контролировать звучание слухом. Ощущать весь вес руки в работе каждого пальца. Давай попробуем сыграть мелодию. Пальцы не должны «склеиваться», надо их хорошо поднимать и переносить вес руки с пальца на палец. Давай вспомним общие принципы звукоизвлечения на фортепиано:

- общая свобода тела,

- ощущение веса свободной руки,

- свобода первого пальца,

- эластичная и активная кисть,

- ощущение цепкости кончиков пальцев.

Вот что по этому поводу говорит Нейгауз: «Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно быстрее всего изменить».

Давай попробуем сыграть мелодию.

(Ученица играет)

Учитель: Нам еще очень важно определить форму пьесы, поделить её на мотивы, фразы, чтобы правильно фразировать; выяснить особенности изложения мелодии, сопровождения, а также динамику (начало, подъём, кульминацию, спад в каждом построении). Составить художественный и динамический план исполнения. Определив границы фраз, надо проследить развитие мелодии, найти интонационные вершины. Сколько тактов включает в себя 1 фраза?

Ученица: 4 такта. Сначала идет вступление. Затем начало фразы, звучит мелодия.

Учитель: Да, она начинается тихонько, это наша девушка начинает свою грустную песню, и в этих четырех тактах есть своя маленькая вершина. Где она?

Ученица: Самое начало мелодии, начало второго такта. А затем мелодия затихает.

Учитель: Правильно. И динамика нам в этом помогает. Попробуй сыграть.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо, молодец! То же самое надо сделать и во второй фразе.

Дальше мы слышим еще более грустные, жалобные интонации в мелодии, как будто какая-то просьба или несбыточное желание звучит в песне девушки. Исполняя пьесу, ты должна дослушать каждую фразу, нужно не забывать брать дыхание перед следующим построением. Для достижения большей яркости исполнения полезно придумать и использовать подтекстовку. Начинается третья фраза на пиано, но дальше идет развитие, крещендо. Где кульминация следующих 8 тактов?

Ученица: Нота соль, к ней идет нарастание громкости, а затем мелодия снова затихает. Заканчивается 1 часть.

Учитель: Да, и снова мы слышим низкую вторую ступень, эти восточные интонации. Давай сыграем второй отрывок целиком.

(Ученица играет)

Учитель: Перейдем ко второй части. Здесь выявляется главная кульминация пьесы, определяется единая линия развития музыкального материала с ощущением не только опорных звуков во фразах, небольших вершин, но и главной кульминации произведения. Мы должны добиться в исполнении нарастания эмоционального напряжения именно к центральной кульминационной точке, что приводит к яркости и цельности звучания пьесы. В какой октаве теперь звучит мелодия?

Ученица: Мелодия теперь звучит во второй октаве, девушка поет более высоким голосом.

Учитель: Да, а еще в мелодии появляются украшения, это тоже присуще восточной музыке, надо красиво и ритмично «пропеть» эти ноты, так, чтобы они не нарушали основную мелодию, а сделали её еще красивее и нежнее.

Отдельно надо поработать над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии. Давай поработаем над левой рукой отдельно, а затем сыграем 2 часть целиком.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо. В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль помогает ярче раскрыть выразительные художественные возможности пьесы. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Мы провели детальную работу: нашли такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, тщательно продумали момент взятия и снятия, прослушали каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Мы провели специальную работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. Ариша, давай покажем, как мы это делали.

Учитель: А теперь давай сыграем пьесу от начала и до конца. Постараемся слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, постараемся играть не только правильно, но и выразительно, эмоционально, а если заметим недостатки, то запомним их, чтобы потом исправить.

(Ученица играет)

Учитель: Молодец, Арина, ты на самом деле постаралась. Дома необходимо закреплять все, что делается на уроке. А мы перейдем ко второй пьесе, над которой мы сегодня будем работать, это «Баркарола» С. Майкапара. Я приглашаю к инструменту ученицу 5 курса Аббосову Динару.

Познакомимся немного с композитором.
Самуил Майкапар - видный деятель русской музыкальной культуры, ярко проявивший себя как великолепный пианист, талантливый педагог, вдумчивый теоретик-мыслитель, и наконец, как композитор - непревзойдённый мастер детской фортепианной миниатюры.

Он был одним из первых композиторов-педагогов, кто посвятил своё творчество созданию специальной методической художественной музыкальной литературы для детей. При жизни должного признания у своих современников композитор не получил, и лишь спустя десятилетия его творчество было оценено по достоинству. Произведения Майкапара не имели шумных премьер и не исполнялись на концертных площадках мирового уровня, зато нет ни одного юного пианиста, который не начинал бы с них свой путь в большую музыку. Без пьес Майкапара не обходится ни одна хрестоматия для начинающих обучение игре на фортепиано. Его популярные циклы давно и прочно вошли в педагогический репертуар наряду с такими сборниками, как "Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах" И.С.Баха, "Детский альбом" П.Чайковского, "Альбом для юношества" Р.Шумана.

Пожалуй, самый популярный детский фортепианный цикл "Бирюльки" ярче всего воплотил наиболее характерные черты авторского стиля. Пьесы из этого цикла мы часто играем в младших классах музыкальной школы. Но сегодня мы будем работать над более сложной пьесой, которая называется «Баркарола». Сначала Динара её исполнит, а затем мы покажем, как мы над ней работаем. Пожалуйста, Динара.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо. А теперь давай поговорим о самой пьесе. Если условно разделить эту работу на три  этапа, то можно отметить, что:

- первый этап мы посвятим созданию общего представления о пьесе, об её основных художественных образах;

- второй этап – постепенное углубление в сущность изучаемого произведения.  Здесь происходит отбор и овладение средствами художественной  выразительности, необходимыми для реализации  исполнительского замысла;

- третий этап подводит итог всей предшествующей работы.

Мы стараемся не приходить на урок без своего отношения к произведению, и не рассуждать так: сначала я выучу ноты, а потом ко мне придёт вдохновение или кто-то покажет, как надо играть. Легче переключиться с неверного образа на верный, чем перейти от нуля к чему-то. Никогда нельзя позволить себе быть «пустым» в отношении тех произведений, которые играем.

Название говорит само за себя, вводит нас в мир исполняемого произведения. «Барка» в переводе с итальянского означает «лодка», «баркарола» - «песнь на воде». Какие же характерные приёмы использует композитор, чтобы раскрыть художественное содержание пьесы?

Ученица: Размер – шесть восьмых, умеренный темп, ритм качания в левой руке.

Учитель: Правильно. В какой форме написана пьеса?

Ученица: Трёхчастная, тональность ля бемоль мажор.

Учитель: Так. Наша цель – «включить» образно- ассоциативное мышление и, тем самым, вызвать эмоциональный отклик. Мы фантазируем и рисуем, смотрим слайды с картинами по тематике нашей пьесы, придумываем «сюжеты», читаем стихи, слушаем музыку великих композиторов  в исполнении мастеров. Прочти, пожалуйста, стихотворение М. Лермонтова «Баркарола».

Ученица:

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни серебрила.
Чуть виден бег далёкого ветрила,
Студёная вечерняя волна
Едва шумит под вёслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

М.Ю Лермонтов

Учитель: Это небольшое стихотворение создает нужное нам настроение и очень подходит к тем слайдам, которые мы подобрали к нашему уроку. Какую картину мы себе представили, когда работали над пьесой?

Ученица: Мы представили себе картину природы, где в первой части произведения спокойное качание на волнах, а в средней части буря, а затем возвращение к спокойному характеру первой части

Учитель: Хорошо. Значит, в первой части у нас спокойное катание на лодке. Так и хочется оказаться в красивом итальянском городе Венеция, где вместо машин по улицам плывут лодки, так как Венеция – это город на воде. Давай поработаем на 1 частью. Это пьеса, в ней есть мелодия и аккомпанемент. В какой руке у нас мелодия?

Ученица: В правой.

Учитель: Нам нужно добиться певучего звука, а для этого нужно использовать важные приемы звукоизвлечения:

- держать пальцы ближе к клавишам;

- играть подушечкой, мясистой частью пальца;

- стремиться к полному контакту, «срастанию» с клавиатурой;

- ощущать клавишу «до дна», но не давить на нее, особенно после взятия;

- кисть – гибкая, упругая, наподобие «рессоры»;

- после извлечения звука – состояние «повисания» и «эластичной опорности» в кончиках пальцев.

Давай попробуем, учитывая это, сыграть мелодию в медленном темпе.

(Ученица играет)

Учитель: Особенно важна точная аппликатура и шрихи. Как говорил выдающийся пианист и педагог К.Н.Игумнов: « В разбор текста надо вложить всё своё внимание, весь опыт своей жизни».

Работа над певучим звуком считается самой кропотливой и тяжёлой! Для извлечения красивого и объёмного звука нужно использовать естественный вес руки, иногда вес тела, а при необходимости добавлять мягкий нажим рукой! Играя кантилену, нужно мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой , следя , чтобы каждый последующий звук возникал «без атаки». И еще. Чтобы добиться ритмичной игры, для этого необходимо считать вслух как в классе, так и дома!!

Сыграй 1 фразу, учитывая все то, что я сейчас сказала.

(Ученица играет)

Учитель: Хорошо, ты постаралась. Играя всю 1 часть целиком, мы не должны зацикливаться на мелочах, а должны слышать горизонтальной движение мелодии. Выразительность, эмоциональная яркость во многом зависит от исполнения мелодической линии, так как мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. Звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение. Есть звуки более значительные, к которым «текут» все остальные звуки. Фраза – ряд звуков, исполняемых на одном дыхании. В каждой фразе есть своя маленькая кульминация, а в части уже главная кульминация. Мы должны слышать нарастание напряжения, стремления к вершине, динамика нам в этом помогает. Давай сыграем всю часть, приведем мелодию к кульминации и затихнем в конце фразы.

(Ученица играет)

Учитель: А теперь поработаем над левой рукой. Здесь важна опора на бас, гибкий, подвижный 1 палец, свободная кисть, нам нужно показать мерный ритм качания в лодке. Сыграй.

(Ученица играет)

Учитель: Перейдем ко 2 части. Какими же средствами пользуется композитор в средней части?

Ученица: Это прежде всего изменение в фактуре левой и правой руках. В правой руке появляются двойные ноты, а в левой бас – аккорд.

Учитель: Верно. А еще?

Ученица: Ускоряется темп и динамика – форте!

Учитель: Правильно. Давай проанализируем технические трудности. Это прежде всего украшения и двойные ноты. Как же над этим работать?

При работе над двойными нотами необходимо приучать учащихся с самого начала ясно слышать движение двух голосов. Чтобы сделать это восприятие более отчетливым и воспитать большую самостоятельность пальцев, полезно поиграть одновременно оба голоса различно по степени силы и характеру туше: верхний голос громче, нижний тише, верхний – legato, нижний – staccato и наоборот. Кроме того, двойные ноты учат теми же способами, что и обычные пассажи. Можно сначала поучить двойные ноты двумя руками: ноты правой руки разложить для двух рук, играть, слушая и выделяя верхний голос.

Необходим слуховой контроль за одновременным взятием звуков. Динара, давай покажем, как мы над этим работали.

(Ученица играет)

Учитель: Где находится кульминация всего произведения?

Ученица: Во второй части.

Учитель: Правильно, вторая часть у нас очень взволнованная, бурная, эмоциональная, с каждой новой фразой мы поднимаемся все выше по клавиатуре, основной мотив звучит все более настойчиво и приводит к главной кульминации пьесы на форте. Её надо сыграть очень выразительно, вложить в ноты все то, что наполняет наше сердце. А после начинается спад, буря постепенно утихает, слышатся негромкие всплески волн. Сыграй, пожалуйста, всю 2 часть.

(Ученица играет)

Учитель: Молодец, все у тебя получилось. Третья часть нас возвращает в прежнее спокойное настроение с небольшим всплеском и постепенным замиранием. Еще одну техническую трудность предоставила нам трель в конце произведения. Мы с Динарой играли эту трель как можно дольше. Я её просила играть на время. По пять минут только одну трель, добиваясь ровного, чёткого исполнения! Эта трель мелодическая и несёт художественную функцию – передаёт образ растворения, затихания, замирания природы!!

Еще в работе над художественным образом произведения очень важна педаль. Необходимо следить за тем, чтобы её не было чрезмерно много, но и сухая педаль тоже не очень хорошо. Здесь мы стараемся следовать точно указаниям редактора, но иногда используем запаздывающую педаль. Вообще педализация помогает преодолеть ударность нашего инструмента, а также связывает те моменты, которые нельзя связать руками.

III.Заключительный этап

Оценка работы на уроке:     

Учитель: Девочки молодцы, замечательно потрудились и заслуживают самых высоких оценок. Все задание получили, им еще работать над пьесами для исполнения на сцене и на экзамене. Будем стараться.

Вся работа музыкантов  над произведением направлена  на  то,  чтобы  оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное,  продуманное  исполнение  завершает  работу  над произведением.

Подготовка к концертному выступлению. Чтобы преодолеть волнение необходимо как можно чаще выступать на сцене! Это может быть концерты в детских садах, общеобразовательных школах и так далее. Мы с девочками играли с закрытыми глазами, перед игрой приседали, чтобы сбить дыхание, а также можно и танцевать или кружиться. А потом сразу за инструмент и пробовать играть произведение. Задачи заключительного этапа состоят в том, чтобы добиться:

1) умения играть произведение совершенно уверенно, убедительно, эмоционально, выразительно;
2) умения играть произведение в любой обстановке, на любом инструменте, перед любым слушателем.


Вывод: Педагог не должен удовлетворяться тем, что ученик играет если и недостаточно выразительно, то грамотно. Грамотность – условие обязательное, выразительность – требование добавочное, желательное – такой подход ошибочный. Первое важнейшее условие при исполнении – это понимание и сопереживание интонационного смысла музыки, без этого она мертва и музыкальная грамотность ни к чему. Поэтому начинать работу над кантиленой следует с выработки ощущения музыкальной речи, с интонации, а не с арифметики.

Будить фантазию ученика, развивать его воображение помогают и образные ассоциации, художественные параллели. Музыка, конечно, не нуждается в словесном переводе, она связана с художественным образом и вызывает яркие ассоциации. Однако слово активизирует образное мышление, воображение и эмоции. Оно заставляет ученика глубже продумывать самое произведение, свое исполнение, цель и методы работы.

Таковы основные аспекты работы над художественным образом в музыкальных произведениях кантиленного характера.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Музыка.

Post navigation

Презентация к уроку технологии на тему “Техника изонить”
Методическая разработка по дисциплине “Основы геодезии”, игра: “Геодезисты”

Музыка

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022