Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Внеурочная деятельность педагога » Другое

Автор: Журавлева Юлия Сергеевна
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Краткое описание работы: Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет¬рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до¬казывать, решать учебную задачу творчески.

Дата публикации: 2021-09-29 Методическая разработка программы внеурочной деятельности “Занимательная математика” Журавлева Юлия Сергеевна МБОУ СОШ № 8 Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет¬рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до¬казывать, решать учебную задачу творчески.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Методическая разработка программы внеурочной деятельности “Занимательная математика”

Скачать работу


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Педсовет Учреждения рассмотрел

и рекомендовал к утверждению Протокол № 11 от 26. 08.2020г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

Е.А. Бойкова

25.08.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

В.Ю. Яковлев

приказ № 249

от 01. 09. 2020г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Занимательная математика»

для начального общего образования

(общеинтеллектуальное направление)

1 год

Составитель (и): Журавлёва Ю. С.,

учитель начальных классов

ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей начальной школы

протокол № 4 от 28.05.2020г.

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных и информационно-методических документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 № 373)
  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106);
  5. Концепция духовно-нравственного воспитания;
  6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8.
  7. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
  8. Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  10. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”;
  11. Авторская программа внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

Общая характеристика учебного предмета, курса

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначен для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания.

Формы промежуточной аттестации: конкурсы, готовые продукты, выступления.

Цель:

развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
  • решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год для учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения данного факультативного курса

являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • знать прямой и обратный порядковый счет; уметь находить закономерность упорядочивания чисел. Иметь навыки сложения и вычитания; уметь характеризовать число;
  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
  • Коллективизм;
  • Креативность (творчество);
  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
  • Научность;
  • Сознательность и активность учащихся;
  • Наглядность.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 45 минут

Требования к результатам освоения:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Универсальные учебные действия

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Царство математики 7 часов. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. Знакомство учащихся с великими математиками. Решение интересных задач. Веселая викторина. Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число». Свойства четных и нечетных чисел

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

Тема 2. Мир задач 4 часа. Знакомство учащихся с появлением чисел. Исторические факты о математических числах. Проведение математических игр. Решение интересных задач: задач-шуток, задач-загадок, задач, решаемых с конца. Работа с четными и нечетными числами, определение в чем их различия.

Тема 3. Логические задачи 10 часов. Решение задач на логику и рассуждение «Торговцы и гончары», решение «несерьезных» задач, решение математических ребусов и задач с подвохом. Решение задач на разрезания и складывание фигур.

Тема 4. Упражнения на быстрый счет 4 часа. Учащиеся учатся вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11. Нахождение легкого способа умножения первых десяти чисел на 9. Использование изменения порядка счета.

Тема 5. Переливания 2 часа. Учатся решать задачи на переливание. Выстраивать последовательность действий при решении задач на переливание.

Тема 6. Выпуск математических газет 1 час. Создание математической газеты с тематикой изученного.

Тема 7. Математическая олимпиада 5 часов. Решение олимпиадных задач. Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку», «Рыжий кот». Проведение конкурса «Лучший математик».

Тема 8. Итоговое занятие 1 час. Подведение итогов года. Оценивание личных знаний.

Календарно -тематическое планирование

№ п/п

Тема

Виды учебной деятельности

Царство математики ( 7 часов)

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

Самостоятельно добывают информацию о великих математиках, готовят сообщения, представляют их классу.

2

Решение интересных задач. Веселая викторина.

Решают задачи. Делятся на команды. Участвуют в викторине.

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

Знакомятся с историей чисел, арабской нумерацией.

4

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

Знакомятся с историей римских чисел. Решают задачи с римскими числами.

5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»

Играют в математические игры группами.

6

Четные и нечетные числа.

Свойства четных и нечетных чисел

Узнают свойства четных и нечетных чисел. Составляют выражения с четными и нечетными числами. Находят их разницу.

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

Узнают свойства четных и нечетных чисел. Составляют выражения с четными и нечетными числами. Находят их разницу

Мир задач ( 4 часа)

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Таинственные задачи.

Делятся на пары, решают задачи-шутки, задачи-загадки. Сравнивают ответы друг друга.

9

Задачи-шутки, задачи-загадки.

Задачи на определение возраста.

Делятся на группы. Решают задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста.

10

Задачи, решаемые с конца.

Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

Решают задачи, сравнивают ответы, проверяют друг друга.

11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

Делятся на группы. Учатся составлять задачи на взвешивание, решать их.

Логические задачи. (10 часов)

12

Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

Узнают, что такое истина. Решают истинностные задачи.

13

Несерьезные задачи.

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

В парах решают «несерьезные» задачи. Учатся составлять такие задачи.

14

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

Знакомятся с понятиями логика и рассуждение. Учатся решать логические задачи. Рассуждают о их решении.

15

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

Учатся решать задачи с подвохом.

16

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»

Разрезают фигуры, складывают фигуры из вырезанных деталей. Учатся составлять задачи с применением фигур.

17-18

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

Разрезают фигуры, складывают фигуры из вырезанных деталей. Учатся составлять задачи с применением фигур. Решают гловоломки.

19

Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

Разрезают фигуры, складывают фигуры из вырезанных деталей. Учатся составлять задачи с применением фигур.

20-21

Математические ребусы

Решают математические ребусы. Учатся самостоятельно составлять ребусы.

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

22

Вычисли наиболее удобным способом.

Вычисляют выражения наиболее удобным способом.

23

Умножение на 9 и на 11.

Решают выражения с умножением на 9 и 11.

24

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Находят легкий способ умножения на 9.

25

Использование изменения порядка счета.

Выстраивают порядок действий при решении. Изменяют порядок действий, сравнивают результат.

Переливания.(2 часа )

26

Задачи на переливание

Знакомятся с задачами на переливание. Учатся решать задачи на переливание.

27

Задачи на переливание

Решают задачи на переливание. Учатся самостоятельно составлять задачи на переливание.

28

Выпуск математической газеты

Самостоятельно подготавливают материал для математической газеты. Делятся на группы. Создают газету. Представляют ее классу.

Математические олимпиады. (5 часов)

29

Подготовка к участию в математических олимпиадах

Учатся решать олимпиадные задачи.

30

Подготовка к участию в математических олимпиадах

Учатся решать олимпиадные задачи.

31

Подготовка и участие в математических олимпиадах

Принимают участие в олимпиаде «Рыжий кот».

32

Конкурс «Лучший математик»

Принимают участие в конкурсе «Лучший математик»

33

Конкурс «Знатоки математики»

Принимают участие в конкурсе «Знаток математики»

34

Итоговое занятие

Подведение итогов. Награждение победителей в олимпиаде и конкурсах.

Материально – техническое обеспечение

  1. Власова Т. Г.Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
  2. Володкович. В.А. Сборник логически задач., М: «Дом педагогики», 2008г.
  3. Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
  4. Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
  5. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. - М.: ВАП, 1994
  6. Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
Просмотреть свитедельство о публикации


Внеурочная деятельность педагога, Другое Игры, Календарно-тематическое планирование.

Post navigation

НОД “Насекомые. Пчёлка Майя”
Памятка для родителей: “Возрастные особенности детей 4-5 лет”

Внеурочная деятельность

  • Работа с родителями
    • Собрания
  • Классные часы
  • Отчеты о внеурочной деятельности
  • Другое

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022