Методическая разработка программы внеурочной деятельности “Занимательная математика”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Педсовет Учреждения рассмотрел и рекомендовал к утверждению Протокол № 11 от 26. 08.2020г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР Е.А. Бойкова 25.08.2020г. | УТВЕРЖДЕНО директор В.Ю. Яковлев приказ № 249 от 01. 09. 2020г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Занимательная математика»
для начального общего образования
(общеинтеллектуальное направление)
1 год
Составитель (и): Журавлёва Ю. С.,
учитель начальных классов
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей начальной школы
протокол № 4 от 28.05.2020г.
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе нормативных и информационно-методических документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 № 373)
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106);
- Концепция духовно-нравственного воспитания;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
- Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”;
- Авторская программа внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Общая характеристика учебного предмета, курса
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания.
Формы промежуточной аттестации: конкурсы, готовые продукты, выступления.
Цель:
развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
- решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год для учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- знать прямой и обратный порядковый счет; уметь находить закономерность упорядочивания чисел. Иметь навыки сложения и вычитания; уметь характеризовать число;
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 45 минут
Требования к результатам освоения:
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Царство математики 7 часов. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. Знакомство учащихся с великими математиками. Решение интересных задач. Веселая викторина. Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число». Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
Тема 2. Мир задач 4 часа. Знакомство учащихся с появлением чисел. Исторические факты о математических числах. Проведение математических игр. Решение интересных задач: задач-шуток, задач-загадок, задач, решаемых с конца. Работа с четными и нечетными числами, определение в чем их различия.
Тема 3. Логические задачи 10 часов. Решение задач на логику и рассуждение «Торговцы и гончары», решение «несерьезных» задач, решение математических ребусов и задач с подвохом. Решение задач на разрезания и складывание фигур.
Тема 4. Упражнения на быстрый счет 4 часа. Учащиеся учатся вычисли наиболее удобным способом. Умножение на 9 и на 11. Нахождение легкого способа умножения первых десяти чисел на 9. Использование изменения порядка счета.
Тема 5. Переливания 2 часа. Учатся решать задачи на переливание. Выстраивать последовательность действий при решении задач на переливание.
Тема 6. Выпуск математических газет 1 час. Создание математической газеты с тематикой изученного.
Тема 7. Математическая олимпиада 5 часов. Решение олимпиадных задач. Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку», «Рыжий кот». Проведение конкурса «Лучший математик».
Тема 8. Итоговое занятие 1 час. Подведение итогов года. Оценивание личных знаний.
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема | Виды учебной деятельности |
Царство математики ( 7 часов) | ||
1 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. | Самостоятельно добывают информацию о великих математиках, готовят сообщения, представляют их классу. |
2 | Решение интересных задач. Веселая викторина. | Решают задачи. Делятся на команды. Участвуют в викторине. |
3 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | Знакомятся с историей чисел, арабской нумерацией. |
4 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | Знакомятся с историей римских чисел. Решают задачи с римскими числами. |
5 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» | Играют в математические игры группами. |
6 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | Узнают свойства четных и нечетных чисел. Составляют выражения с четными и нечетными числами. Находят их разницу. |
7 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | Узнают свойства четных и нечетных чисел. Составляют выражения с четными и нечетными числами. Находят их разницу |
Мир задач ( 4 часа) | ||
8 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | Делятся на пары, решают задачи-шутки, задачи-загадки. Сравнивают ответы друг друга. |
9 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | Делятся на группы. Решают задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. |
10 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | Решают задачи, сравнивают ответы, проверяют друг друга. |
11 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | Делятся на группы. Учатся составлять задачи на взвешивание, решать их. |
Логические задачи. (10 часов) | ||
12 | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | Узнают, что такое истина. Решают истинностные задачи. |
13 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | В парах решают «несерьезные» задачи. Учатся составлять такие задачи. |
14 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | Знакомятся с понятиями логика и рассуждение. Учатся решать логические задачи. Рассуждают о их решении. |
15 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. | Учатся решать задачи с подвохом. |
16 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели» | Разрезают фигуры, складывают фигуры из вырезанных деталей. Учатся составлять задачи с применением фигур. |
17-18 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм" | Разрезают фигуры, складывают фигуры из вырезанных деталей. Учатся составлять задачи с применением фигур. Решают гловоломки. |
19 | Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца | Разрезают фигуры, складывают фигуры из вырезанных деталей. Учатся составлять задачи с применением фигур. |
20-21 | Математические ребусы | Решают математические ребусы. Учатся самостоятельно составлять ребусы. |
Упражнения на быстрый счет. (4 часа) | ||
22 | Вычисли наиболее удобным способом. | Вычисляют выражения наиболее удобным способом. |
23 | Умножение на 9 и на 11. | Решают выражения с умножением на 9 и 11. |
24 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | Находят легкий способ умножения на 9. |
25 | Использование изменения порядка счета. | Выстраивают порядок действий при решении. Изменяют порядок действий, сравнивают результат. |
Переливания.(2 часа ) | ||
26 | Задачи на переливание | Знакомятся с задачами на переливание. Учатся решать задачи на переливание. |
27 | Задачи на переливание | Решают задачи на переливание. Учатся самостоятельно составлять задачи на переливание. |
28 | Выпуск математической газеты | Самостоятельно подготавливают материал для математической газеты. Делятся на группы. Создают газету. Представляют ее классу. |
Математические олимпиады. (5 часов) | ||
29 | Подготовка к участию в математических олимпиадах | Учатся решать олимпиадные задачи. |
30 | Подготовка к участию в математических олимпиадах | Учатся решать олимпиадные задачи. |
31 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | Принимают участие в олимпиаде «Рыжий кот». |
32 | Конкурс «Лучший математик» | Принимают участие в конкурсе «Лучший математик» |
33 | Конкурс «Знатоки математики» | Принимают участие в конкурсе «Знаток математики» |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Награждение победителей в олимпиаде и конкурсах. |
Материально – техническое обеспечение
- Власова Т. Г.Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
- Володкович. В.А. Сборник логически задач., М: «Дом педагогики», 2008г.
- Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
- Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. - М.: ВАП, 1994
- Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;