Методическая разработка на тему: «Музыкальность и музыкальные способности»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств г. Нерюнгри
Методическая разработка
преподавателя по классу фортепиано
Поджук Лилии Михайловны
на тему:
«Музыкальность и музыкальные способности»
г. Нерюнгри,
2021 г.
За многие века существования музыка превратилась в особую форму художественного познания, постижение которой требует о человека особых индивидуально - психических качеств. Качества, обусловливающие возможность проникновения в сущность музыкального явления, называются музыкальностью. Музыкальность уже длительное время находится в сфере интересов исследователей, ибо это – сложное индивидуально – психическое свойство личности. Многие зарубежные исследователи считают музыкальность индивидуально – психическое свойство, не поддающиеся воспитанию. Музыкальность, по их мнению, не присуща каждому человеку, её можно лишь в какой – то мере развить, но никак не сформировать.
Противоположную точку зрения высказали С.Ф. Нодель, Б.Р. Эндрюс. Они считали, что музыкальность может быть сформирована, ибо она присуща подавляющему большинству людей. Такой подход к проблеме был более прогрессивным. Однако их суждения были поверхностными.
Более глубокие и обоснованные взгляды на природу музыкальности высказал Н.А. Римский – Корсаков, он не отрицал значения «данных от природы», «элементарных слуховых способностей», но определяющую роль в музыкальном развитии отводил обучению.
Об элементарном наличии музыкальности у людей писали известные музыканты – педагоги Э.Липская, Э.Башич и др. Выступая за приобщение всех людей к музыке они отмечали, что можно предоставить возможность каждому ребёнку развивать свои музыкальные способности, донести красоту музыки до каждого из них.
Качественно высшим этапом в раскрытии проблем, освящённых природе музыкальности, являются исследования психолога Б.М Теплова, который доказывал, что по многим показателям у разных людей музыкальность различна, и для развития музыкальных способностей необходима музыкальная деятельность. Также он отмечает, что входящие в музыкальность способности можно условно разделить на две части: специальные музыкальные и музыкально – эстетические. Единственно этих способностей образует тот комплекс музыкальной предрасположенности, именуемый музыкальной одарённостью, с его низменными составляющими - музыкальный слух как звуковысотный слух и чувство ритма. В широком смысле понятие «музыкальный слух» включает в себя музыкально – ритмическое чувство, тембровый и динамический слух. В таком смысле оно совпадает с понятием «музыкальность». Таким образом, к числу музыкально - слуховых способностей правомерно отнести ладовое чувство, слуховые представления, метроритмическое чувство.
Ладовое чувство – это эмоционально-познавательная способность, возникающая при восприятии мелодических построений, имеющих специфический колорит – ладовую окраску.
Второй музыкально-слуховой способностью являются слуховые представления. Они позволяют воссоздать музыкальный материал, основанный на звуковысотных и метроритмических соотношениях звуков, что составляет основу развития гармонического слуха. Выражается способность к слуховым представлениям в интонировании мелодии голосом, пении, подборе по слуху на музыкальном инструменте. В основе слуховых представлений лежит не только внешнее воспроизведение мелодии по слуху, но и внутреннее представление, именуемое «внутренним пением». Б. Астафьев писал: «Интонирование является внутренним механизмом музыкального отражения действительности во всех его звеньях и в творчестве, и в исполнении, и в восприятии.»
Третьей музыкально-слуховой способностью является метроритмическое чувство, причем чувство метра и чувство ритма у разных людей бывает выражено по-разному, и чувство метра является более распространенной способностью, чем чувство ритма.
Будучи разными элементами музыки, метр и ритм вне органического единства не мыслимы. Метроритмическое чувство невозможно без такого элемента выразительности, как темп. Темп является основой ориентации в изменяющихся метрических построениях. Музыкальный ритм всегда отражает характер протекания эмоциональных процессов. В любом виде музыкальной деятельности музыкально-слуховые способности теснейшим образом связаны между собой.
Ладовое чувство основывается на соотношении звуков по высоте, что предполагает внутренне интонирование звуков голосом.
Музыкально-слуховые способности охватывают индивидуально-технические проявления, необходимые для музыкальной деятельности. Но язык музыки - лишь средство для передачи явлений окружающей жизни. Для эффективности музыкальной деятельности музыкальные способности должны характеризоваться особыми качествами, выражающимися в системах связей с основными свойствами личности.
Музыкально-эстетические способности можно условно разделить на эмоционально-познавательные. К их числу относятся способности определения своего отношения к познаваемой музыке, яркость, богатство представлений, возникающих под ее воздействием. Рационально-познавательные способности позволяют в процессе познания музыки приобретать новые сведения об окружающей жизни, различать особенности отражения действительности в музыке разных жанров, находить новое и традиционное в способах воплощения музыкального содержания.
Специфика отражения в музыке окружающей жизни показывает, что музыка, как вид искусства, подчинена общим закономерностям художественного познания. Сила воздействия музыки на психику человека огромна. Пробужденные его нейродинамические волны рассредоточиваются в самых различных участках человеческого организма и сказываются на характере его жизнедеятельности. Меняются ритм пульса, дыхание, состав крови и т.д. Все участки нервной системы реагируют на музыкальное воздействие.
Музыкальность изучается для того, чтобы с учетом ее особенностей на начальных этапах музыкального развития наметить наиболее действенные пути и средства формирования музыкального познания.