Методическая разработка «Использование новых педагогических технологий в воспитательном процессе в детских школах искусств»
Использование новых педагогических технологий в воспитательном процессе в детских школах искусств
Использование инноваций и технологий в образовательном процессе – один из показателей современного педагога. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, а педагогические инновации – это, прежде всего, те новые изменения, которые коснулись содержания образовательного процесса.
Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления дополнительного образования. Детские школы искусств существуют в первую очередь для детей, для их дополнительного развития.
В соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ) дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкальных искусств реализуется образовательным учреждение не только через учебную деятельность, но и через внеурочную деятельность.
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Интернет-технологии завоёвывают всё большее признание во внеурочной деятельности педагога, открывая новые возможности, как перед педагогами, так и перед учащимися.
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо чётко продумать и определить для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с её вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности. Предлагаю рассмотреть некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять во внеурочной деятельности:
Вещательные услуги:
– книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
– электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
– обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы.
Интерактивные услуги:
– электронная почта;
– электронные телеконференции;
– IRC (Internet Relay Chat ретранслируемый интернет-чат) (это система, которая позволяет вести диалог с другими пользователями сети Internet в режиме реального времени) .
Поисковые услуги:
– каталоги;
– поисковые системы;
Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:
1. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.
2. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
3. Телеконференции.
4. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).
5. Научные объединения (для школьников).
Невозможно представить в наше время организацию внеурочной деятельности без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото-видеокопилку.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
– придаёт мероприятию эмоциональную окрашенность;
– психологически облегчает процесс восприятия;
– возбуждает живой интерес к мероприятию;
– расширяет общий кругозор;
– повышается авторитет преподавателя.
Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами, могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого.
Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – моя основная задача, решить которую помогают современные образовательные технологии.
Плюсы в использовании современных педагогических технологий:
1.возможность разнообразить внеурочную деятельность яркими наглядными примерами и пособиями;
2.развивает способности ученика к самообразованию;
3.задействует у учеников различные виды памяти;
4.повышает интерес к внеурочной деятельности;
5.ИКТ расширяет возможности преподавателя в его профессиональной деятельности, помогает «шагать» в ногу со временем.
Применяя информационные технологии во внеурочной деятельности, я не забываю о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребёнка.