Автор: Тарасова Лариса Рудольфовна
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Шанс" г.Перми
Краткое описание работы: Цель: Обучение изготовлению саней Задачи:Обучающие:-сформировать начальное представление к традициям праздников-выявить знание о понятии «масленица»Воспитательные:-воспитывать  аккуратность в работе-воспитывать любовь к традициям-воспитывать  самостоятельность в работеРазвивающие:-развить  интерес к празднику «масленица»-способствовать развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания)-развить  мелкую моторику рук

Дата публикации: Мастер класс «Сани» Цель: Обучение изготовлению саней Задачи:Обучающие:-сформировать начальное представление к традициям праздников-выявить знание о понятии «масленица»Воспитательные:-воспитывать  аккуратность в работе-воспитывать любовь к традициям-воспитывать  самостоятельность в работеРазвивающие:-развить  интерес к празднику «масленица»-способствовать развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания)-развить  мелкую моторику рук
Просмотреть свитедельство о публикации

carpenter-drawing

Мастер класс «Сани»

 

Основная цель организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования должна заключаться в создании необходимых условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основании выше сказанного, в школе «КВАНТО» Центра детского творчества «Шанс» г. Пермь, педагогами выстраивается работа по приобщению воспитанников к национальным традициям народов России, как одно из направлений по воспитанию патриотизма, этнической культуры.

Педагогами школы в течение нескольких лет был собран богатый теоретический материал, на основе которого разработана серия занятий, посвященных одному из самых весёлых и любимых в русском народе праздников Масленица.

Данная разработка является частью большого методического пособия школы художественного развития и дизайна «КВАНТО».

 

Цель: Обучение изготовлению саней

Задачи:

Обучающие:

-сформировать начальное представление к традициям праздников

-выявить знание о понятии «масленица»

Воспитательные:

-воспитывать  аккуратность в работе

-воспитывать любовь к традициям

-воспитывать  самостоятельность в работе

Развивающие:

-развить  интерес к празднику «масленица»

-способствовать развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания)

-развить  мелкую моторику рук

Время: 40 минут

Оснащение:

Оборудование и инструменты: ножницы, клей ПВА, зубочистки, тарелочки для клея.

Материалы: простой карандаш, картон цветной, гофрокартон, трафарет саней

Наглядные и дидактические пособия: Готовая работа сани, иллюстрации тройки

 

Ход занятия

I.         Организационная часть (5 мин.)

•          Приветствие:

•          Проверка явки учащихся.

•          Проверка готовности к уроку.

•          Распределение рабочих мест.

II.        Целеполагание (5мин.)

•          Определение темы и цели занятия.

•          Мотивация учебной деятельности учащихся:

Здравствуйте! Сегодня я предлагаю вам продолжить работу над нашей большой композицией «театр на столе», и сегодня на уроке вместе со мной и каждый в отдельности изготовите сани.

III.    Изучение нового материала (30мин.)  

 1).Дети, а  к какому празднику мы сейчас готовимся на всех уроках?

Ответ детей:

— 8 марта

-масленица

Да ребята у нас с вами скоро праздник восьмое марта, но мы с вами сегодня на уроке будем готовиться к празднику масленица

2).А с чем у вас ассоциируется праздник масленица?

Ответ детей:

-блины

-гуляния

-игры

Да все ваши ответы правильные и во время  празднования масленицы мы играем в различные игры, гуляем большими компаниями и веселим народ, печем и кушаем блины.

3) А какие традиции празднования масленицы вы знаете?

Ответ детей:

-едят блины

-сжигают  куклу

-катаются на санках

Да именно все эти традиции соблюдаются в этом празднике.

               3.2. Изучение нового материала

         Масленица по традиции это не только блины дома, в гостях, но и театрализованные представления прямо на улице. Предназначение Масленицы это помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции этого замечательного праздника.

Воскресение — последний день, прощеное воскресенье, надо попросить у всех прощения. В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который заключался как в сожжении чучела Масленицы.

Мы сегодня с вами на уроке будем делать сани. И упряжку для нашей лошади.

Упряжка (также запряжка) — несколько запряженных вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик), а также способ запрягания лошади или другого тяглового животного в повозку.

Разновидности запряжки(Приложение 1,2,3,4,5)

По назначению запряжки разделяются на транспортные, сельскохозяйственные и выездные.

В зависимости от используемой упряжи запряжки делят на:

•          оглобельно-дуговую («русскую»)

Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых стержней, надетых одним концом на ось повозки (или прикреплённых к саням). В русской запряжке обычно прикреплёны к дуге, распирающей оглобли и прихваченной к хомуту гужами. Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная «на отлёте») и троичная, с парою пристяжных (коренная идет в оглоблях под дугой). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь присоединённом к ваге.

•          оглобельно-постромочную

В оглобельно-постромочной (также английской) одиночной запряжке дуга отсутствует; лошадь тянет за постромки, прикреплённые к хомуту, а оглобли служат только для поворотов и сдерживания повозки на спусках. Зачастую используются укороченные оглобли, прикрепляемые не к хомуту, а к седёлке. Для более лёгких повозок используется также шорочная запряжка, где вместо хомута используют шорку.

•          Постромочно-дышловая

Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединён в поворотному передку (или единственной оси) повозки, вершина присоединена ремнями к хомутам. Дышло поворачивает передок и везёт за собою всю повозку. Тяга обычно осуществляется через постромки.

Постромочная запряжка с хомутом

Постромочная запряжка без оглобель и дышла является очень простой, но не позволяет сдерживать повозку и потому используется при сельскохозяйственных работах или с повозками, оборудованными тормозом.

Комбинированная запряжка представляет собой сочетание оглобельной или дышловой запряжки с постромочной; используется в случае большого числа лошадей. Категории лошадей в комбинированной запряжке называются:

•          коренник – лошадь, запряженная в оглобли или припряженная к дышлу. Коренники используются не только для тяги и поворота, но и для сдерживания повозки. В качестве коренников используют лошадей более рослых и массивных.

•          пристяжная – лошадь, расположенная рядом с коренником в паре, тройке или тачаночной запряжке. Припрягается с помощью постромкой, тянет вперёд и участвует в поворачивании повозки.

•          выносная – лошадь, припряжённая впереди коренника постромками и тянущая вперёд.

Теперь вы знаете, какие бывают запряжки лошадей. Но русская запряжка это оглобли мы с вами ее и будем делать для нашей лошади

3.3.Первичное закрепление знаний

Теперь вспомнив традиции празднования масленицы, мы вспомнили, что первый день празднования начинается с катания на санях. И на этом занятие я вам предлагаю сделать сани для композиции «театр на столе».

IV.      Практическая работа (35 мин.)

4.1 Водный инструктаж

Сани мы будем делать по наглядному образцу

Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления саней, все необходимые материалы лежат у вас на столе, давайте, перечислим их и посмотрим у всех ли все есть для работы. У всех ли лежит на парте баночка с клеем и зубочисткой, простой карандаш и ножницы, цветной картон, трафарет саней, линейка. 

Прежде чем мы приступим к работе мы вспомним с ТБ с ножницами:

-не держать ножницы концами вверх

-не оставляйте ножницы раскрытыми

-передавайте ножницы закрытыми кольцами вперед

— не машите ножницами

4.2 Самостоятельная практическая работа. Текущий инструктаж.

•          Техника изготовления изделия:

1.Для начало берем цветной картон, переворачиваем его на изнаночную сторону  и обводим на нем трафарет «сани». На рисунке так же указываем линии сгиба как на трафарете.

2.Затем по контору карандаша вырезаем сани.

3.Теперь нам надо загнуть все части сгиба, которые указана пунктиром, прикладываем линейку к пунктирной линии и проводим по этой линии острием ножниц.

4.Начинаем склеивать наши сани по бокам.

5.Когда основа готова для саней мы делаем полозья. Берем 2 полоски шириной 1см и начинаем скручивать, и закрепляем клеем, скручиваем не до конца оставляя 15см.

 6. После  того как мы сделали полозья, мы приклеиваем их к саням.

7.Теперь для наших саней мы сделаем оглобли. Возьмем 2 полоски из картона шириной 0,7мм, и приклеим их к саням.

8.Для завершение нашей работы мы сделаем на оглобли удила. Возьмем полоску шириной 0.5мм закрутим с двух сторон завитушки и закрепим  их клеем. Сделанную дугу наклеиваем на оглоблю, снизу мы приклеиваем полоску, чтоб закрепить нашу дугу.

 9.В завершение нашей работы, мы украшаем сани снежинками.

•          Индивидуальная работа с учащимися, помощь отстающим.

V.     Итоговая часть (5мин.)

5.1. Заключительный инструктаж. Рефлексия.

Что мы делали сегодня на занятие?

– обводили сани,

 – клеили сани,

— украшали сани.

Что мы узнали о санях?

– они без колёс,

— у них полозья,

-к ним крепятся полозья.

В заключение нашего сегодняшнего занятие мы вспомнили, какие встречаются традиции на масленице. И каждый научился делать сани, которые вы сможете сделать дома. А сделанные сани мы используемся для работы «Театр на столе».

Сейчас мы все вместе и каждый в отдельности приберется на парте.

Спасибо за работу. До свидание.

 

Литература:

1.      Энциклопедия военных и морских наук, под ред. Г. А. Леера. Санкт-Петербург, 1888. Т. III, статья «Запряжка»

2.      http://stranamasterov.ru/

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.