Мастер – класс по работе с комплектом лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой»
Федеральная инновационная площадка «Модель стажёрской площадки повышения квалификации педагогических кадров на базе школы, реализующей программы развития различных видов одарённости детей»
Мастер – класс по работе с комплектом лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой».
Добрый день, уважаемые коллеги. Отгадайте мои загадки, и вы без труда, догадаетесь, о чём пойдёт речь.
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер)
Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой. (Туман)
Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (Температура)
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор. (Дождь)
Ветер, осадки, облачность, температура - это важные составляющие чего? Правильно, сегодня мы будем говорить о погоде. А раскрыть эту тему доступно и наглядно поможет комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой». Работая с этим оборудованием, дети учатся:
- Систематизировать имеющиеся знания, относящиеся к понятию «погода»;
- Описывать погодные условия на обиходном языке, изучат четыре составляющих погоды – температуру, облачность, осадки и силу ветра;
- Освоят навык чтения показаний измерительных приборов, запись результатов в таблицу, научатся строить температурные кривые.
Лабораторное оборудование оснащено методическими разработками к следующим урокам:
- Из чего складывается погода?
- Регистрация температуры.
- Максимальная и минимальная температура.
- Измерение дневной температуры.
- Облака.
- Направление ветра.
- Сила ветра.
- Регистрация осадков.
- Доска для крепления карточек.
- Наблюдение за погодой на протяжении более четырёх недель.
- Оценка метеорологических наблюдений.
Предлагаю более подробно остановиться на теме урока «Измерение дневной температуры».
Прежде, чем начать ежедневную регистрацию температуры, дети должны узнать, что температура воздуха должна измеряться:
- на открытом воздухе;
- в тени;
- на высоте 0, 5 м над землёй или выше;
- каждый день в одно и то же время.
Для измерения температуры используется максимально-минимальный термометр. Ответственный за регистрацию температуры, идёт к термометру, читает показания и записывает их. Все учащиеся заносят измеренную температуру в таблицу для записи значений температуры. Сначала значение температуры (в°С) в соответствии с показаниями термометра вписывается в клетку данного дня. Затем температура отмечается на температурной шкале поперечной чертой. В конце недели строится график температуры.
В конце недели обязательно проводится обсуждение изменений температуры по следующим вопросам:
- Что происходило с температурой в течение недели:
увеличивалась, понижалась или оставалась неизменной?
- Были ли изменения постепенными или резкими?
- Который из дней за время измерений был самым теплым и который самым холодным?
- Всегда ли кривые максимальной, минимальной и текущей температуры имеют одинаковый характер: одновременно опускаются или поднимаются?
- В какой период наблюдалось самое большое колебание температуры?
Практическая работа по данному плану проводится с педагогами, строится график температуры.
Поурочные разработки комплекта лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» необходимо применять при проведении уроков по курсу Окружающий мир (УМК А.А. Плешакова «Школа России») при изучении следующих тем: «Что такое погода?»; «В гости к осени»; «В гости к зиме»; «В гости к весне».
Благодарю за внимание!
Подготовила Оводкова Е.А.