Мастер-класс “По одежке встречают”(“Словарь в картинках”)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23им Эрдниева П.М»
Мастер - класс на тему:
«По одежке встречают»
(«Словарь в картинках»)
Учитель калмыцкого языка
и литературы
МБОУ «СОШ №23им Эрдниева П.М»
Гангулиева Цаган Владимировна
Элиста,2022г
Тема мастер-класса: «По одежке встречают»
(«Словарь в картинках»)
Цель проекта: -вспомнить слова, называющие русскую одежду в старину, рассказать, что они означают, составить словарь в картинках с описанием и изображением одежды в старину.
-формирование умения у учащихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас, повышать орфографическую зоркость.
2. Развивать память, внимание, умение ориентироваться в информационном пространстве.
3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.
4. Формировать положительно-эмоциональный настрой.
Планируемые результаты.
Предметные - научится: понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; получить возможность: участвовать в презентации своего проекта, использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. Вырабатывает умения употреблять новые понятия в своей речи.
Личностные: формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные (УУД).
Регулятивные УУД: учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, ведёт диалог; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.
Оборудование: Учебник - Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.. «Русский родной язык.» 1 класс. Предметные картинки с изображением русской народной одежды.
Методы и формы обучения: проблемное изучение материала урока, индивидуальная, фронтальная и групповая работа.
1.Организационный момент.
Приветствие.
-Добрый день. Давайте поприветствуем друг друга так. как приветствуют в разных странах (в Японии, в Германии, в Новой Зеландии, в России, в Калмыкии.
2. Загадки. (Наведение на тему)
-Ребята, отгадайте загадки :
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая…(рубашка)
Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди — кармашки.
Что это? (Рубашки)
Днем обручем,
Ночью змеей.
(Пояс)
Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.
(Шуба)
Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела…(сарафан)
Легкий, пестрый,
Кружевной.
Я хочу себе такой.
Две бретельки натяну,
Поясочек затяну,
И гулять я в нем пойду. (Сарафан)
И воротник, и два рукава,
Но мальчишки не наденут никогда. (Платье)
Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная. (Юбка)
Когда стрелки наутюжат,
Станут…намного лучше. (Брюки, штаны)
- Назовите эти предметы одним словом. (Одежда)
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Об одежде)
-Как вы понимаете слово «одежда» (Ответ детей)
-В древности русские называли одежду «Одежа». И считали, что одежда – это оберег. Оберег , значит оберегает. От непогоды, укрывает от «Сглаза», от воздействия злых сил.
-А какая у вас одежда? Во что вы сегодня одеты? Опишите свою одежду.
3.Разбор пословицы
(слайд1) («По одежке встречают..)
-Прочитайте пожалуйста пословицу.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответ детей)
-Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому племени принадлежит, женат-ли, замужем-ли, богат, или беден. Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. В итоге, главным фактором, влияющим на мнение о человеке становится его ум, а не одежда в которую он одет.
4.Русская народная одежда
(слайд 2) Русская народная одежда
- История всегда вызывает интерес общества. Люди хотят знать прошлое своего народа. У русской национальной одежды многовековые традиции. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представления о прекрасном. Зная особенности национальной одежды, можно многое рассказать о жизни людей в прошлом. Таким образом, изучая эту тему, мы познаем традиции русского народа, его быт, культуру. Желание знать историю своих предков и привело к данной теме проекта. На Руси климат был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, жил другой народ со своими обычаями и традициями. Поэтому одежда жителей Древней Руси была совсем другой.
(Слайд 3)
- САРАФАН - Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
(Слайд 4)
ДУШЕГРЕЯ- Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
- Как вы думаете, как образовалось слово «ДУШЕГРЕЯ»?
(из двух корней от слов «душа» и «греть»)
(Слайд5)
ПОНЕВА- Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей. Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).
Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям.
(Слайд 6)
КОКОШНИК-нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.
(Слайд 7)
РУБАХА-одежда из легкой ткани, обычно закрывающая верхнюю часть тела. Рубахи были свободными, с длинными рукавами, без воротников. Часто на мужских рубахах застежка была сбоку-косой ворот. Отсюда их название-косоворотка.
(Слайд 8)
КАФТАН-Старинная верхняя мужская одежда. На Руси кафтаны носили и богатые, и бедные люди. Один из видов кафтанов, которые носили крестьяне, назывался армяк.
(Слайд 9)
ПОРТЫ-неширокие, длинные. сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке. который завязывался вокруг талии.
(Слайд 10)
ОНУЧИ, ЛАПТИ- Онучи -это куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). ЛАПТИ -обувь, сплетенная из лыка или бересты. Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)
Береста – верхний слой коры содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.
5.Работа по иллюстрациям.
--Рассмотрите картину Константина Егоровича Маковского
«У околицы»
Опишите одежду, изображенную на картине.(Ответ детей: кокошник, сарафан ,рубаха, душегрея)
-Рассмотрите и опишите одежду изображенную на картине Клавдия Васильевича Лебедева «Пляска» (Ответ детей: армяк, порты, кушак, рубаха-мужская.)
6.Проектная работа «Словарь в картинках»
-Ребята, а сейчас мы с вами создадим маленький словарь русской народной одежды в картинках. Работаем в 2х группах.1-я группа создает словарь женской одежды ,а2-я словарь мужской одежды.
-У вас на столах раскраски. Вам нужно выбрать (мужскую или женскую) одежду. Раскрасить ее, приклеить название.
Защита проектов.
7.Итог.
-Для чего мы это сделали? (Ответ детей: Словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова)
- Какое назначение имеет одежда Древней Руси? (Ответ детей :Сохраняла от холода. Служила оберегом – оберегала от темных сил. Украшала человека . Показывала его место в обществе)
-Что нового вы узнали? (Ответ детей)
8.Рефлексия
Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка. (матрешка)
Раскрасьте цветок на сарафане красным, если считаете, что узнали что-то новое и хорошо справились с творческим заданием. А если наоборот, то раскрасьте его синим.
********
САРАФАН - Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
ДУШЕГРЕЯ- Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
ПОНЕВА- Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей. Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса.
КОКОШНИК-нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.
РУБАХА-одежда из легкой ткани, обычно закрывающая верхнюю часть тела. Рубахи были свободными, с длинными рукавами, без воротников. Часто на мужских рубахах застежка была сбоку-косой ворот. Отсюда их название-косоворотка.
КАФТАН-Старинная верхняя мужская одежда. На Руси кафтаны носили и богатые, и бедные люди. Один из видов кафтанов, которые носили крестьяне, назывался армяк.
ПОРТЫ-неширокие, длинные. сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке. который завязывался вокруг талии.
ОНУЧИ, ЛАПТИ- Онучи -это куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки).ЛАПТИ-обувь, сплетенная из лыка или бересты.